logo search
ПЕДТЕХнологии лекц

Технология личностно ориентированного подхода в образовании

Немецкий педагог Г.Гаудинг провозглашает в качестве главного принципа дидактики самодеятельность учащихся. Он разработал дидактическую систему свободного получения знаний, на основе которой убедительно доказал, что частью самовоспитания может быть только свободная личность, формируемая собственным трудом.

Последователь Г.Гаудинга, педагог С.Френе утверждал, что ребенок имеет ту же природу, что и взрослый человек, и в силу этого дети должны быть активными творцами своей личности. Согласно их воззрениям школа должна исходить в своей работе из интересов, желаний и устремлений учеников и помогать им осуществить личностно значимое самоопределение.

Основу личностно ориентированного подхода в обучении составляют концептуальные положения психологов о доминирующей роли деятельности в общении и формировании личности. В силу этого учебный процесс должен быть направлен не только на усвоение знаний, но и на способы усвоения и процессы мышления, на развитие познавательных сил и творческих способностей. В соответствии с этим в центре обучения должны находиться ученик, его цели, мотивы, интересы, склонности, уровень его обученности и способности. Не стоит забывать, что субъект и объект воспитания – живые люди. Это требует приспособления участников, коррекции технологических предписаний и поведения учителя и ученика при общем следовании принципам, нормам, правилам, заложенным в технологии. Личность воспитателя, равно как и ученика, является составной частью педагогического процесса и человеческий фактор в социальных процессах, мастерство воспитателя часто имеют решающее значение.

Личностно ориентированное обучение определяют следующие концептуальные положения:

При разработке занятия, на котором планируется реализовать личностный подход, необходимо выполнять следующие требования.

  1. проработать учебный материал в содержательном и процессуальном аспекте с позиций субъективного опыта ученика и реального уровня его обученности.

  2. постоянно создавать по ходу учебных занятий ситуации успеха.

  3. поощрять высказанные учеником интересные идеи, гипотезы, версии и т.п.

  4. привлекать личный опыт учеников при изучении нового материала.

  5. стремиться организовать по ходу занятий дискуссии между учащимися для обмена опытом.

  6. не пытаться показать свое превосходство перед учащимися.