logo search
ПЕДТЕХнологии лекц

Эвристические технологии обучения

Эвристические технологии обучения (от греч. heureka – я нашел) предполагают освоение знания «через открытие». Эти технологии своими корнями уходят в эвристические беседы Сократа. В более позднее времена эти технологии разрабатывали Ж.-Ж. Руссо (XVIII в.), Л.Н. Толстой (XIX в.), Дж.Дьюи (XX в.). Эвристический способ обучения – прямая противоположность изучению «готового знания», т.к. он ставит ученика перед лицом собственного незнания: этот объект незнания фиксируется и тщательно исследуется. Сущность эвристической технологии состоит в создании личного опыта ученика.

Главные признаки эвристической технологии (обучения «через открытие»):

  1. Учебные программы вариативны и включают интегрированное содержание. Очень важной особенностью эвристической технологии является «открытое знание» – неоднозначное, вариативное (реализуется посредством заданий «открытого типа» – заданий, имеющих несколько вариантов решений).

  2. Учащиеся объединяются в группы разного состава («пары», «тройки», «пятерки»). Группы могут меняться со сменой деятельности или по желанию учащихся и даже быть разновозрастными.

  3. Освоение учебного содержания происходит в совместной деятельности учителя и учащихся и строится в определенной логике: создание проблемной ситуации (ощущение затруднения); выявление затруднения и определение проблемы); предложение возможногозамысла решения проблемы (выдвижение гипотез); логическая проверка гипотез, некоторые гипотетические выводы; наблюдение и эксперимент, которые позволят отвергнуть гипотезу или принять логические выводы.

  4. В центре внимания учителя не конкретные знания, умения и навыки учащихся, а их личный опыт впечатлений и переживаний предметно-практической деятельности, взаимодействия и общения, основных компетенций личности.

  5. Учитель занимает открытую личностную позицию, различными средствами «убирает» свою организующую роль в учебном процессе: учащимся представляется свобода выбора (группы, содержания, темпа); исключается всякое принуждение к учению, прямой контроль и оценивание в баллах; специальное внимание обращается на организацию рефлексии учащихся в учебной деятельности.

Эвристические технологии в учебном процессе реализуются в разнообразных вариантах групповой работы в классе, в свободных группах учебного проекта, в учебной «мастерской», в деловой игре.

Нередко в педагогической литературе последних лет эвристические технологии именуются «личностно ориентированными». Это наименование можно условно принять, поскольку эвристические технологии действительно направлены не столько на овладение предметным содержанием (как объяснительно-репродуктивные технологии – их можно считать «предметно ориентированными»), сколько на развитие познавательной самостоятельности личности.