logo search
ПЕДТЕХнологии лекц

Лекция 10. Информационные и коммуникационные

ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ

Цель – рассмотреть особенности, необходимость и возможность применения информационных и коммуникационных технологий в обучении.

План

  1. Информационная компетентность – необходимое качество специалиста современного социума.

  2. Информатизация и компьютеризация образования в современных условиях.

  3. Основные требования к программным средствам учебного назначения.

  4. Основные выводы.

Основные понятия: программные средства учебного назначения (ПСУН), информационные и коммуникационные технологий (ИКТ), информационная компетентность.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ И КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В настоящее время нарастают темпы информатизации общества, выражающиеся в проникновении современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в самые различные области деятельности людей, ускорении процессов изменения отдельных профессиональных функций, появлении таких видов профессиональной деятельности, которые требуют качественно нового подхода к содержательному и технологическому аспектам образования. Будущее образования – это образование со все большей долей участия компьютеров (В.П. Беспалько).

Информатизация общества на современном этапе его развития представляет собой процесс нарастающего применения информационной техники для сфер производства, переработки, хранения и распространения информации и, особенно, знаний. В первую очередь это касается технологии передачи информации с помощью глобальных компьютерных сетей (Интернета) и представления гипермедийной информации во Всемирной сети (Word Wide Web).

Результатом этого процесса является возникновение информационного общества, что, как следствие, приводит к радикальным преобразованиям не только в сфере производственных структур и технологий, но и в сфере социальных и экономических отношений. Сегодняшний уровень развития ИКТ закладывает реальный фундамент для глобальной системы дистанционного обучения, помогающей людям создавать открытую информационную среду без границ.

Одним из важнейших направлений процесса информатизации является информатизация образования, что предполагает разработку и использование новых ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания как учащихся школ, образовательных учреждений НПО и СПО, а также студентов высших учебных заведений.

«К приоритетным задачам развития образования относится информатизация всех уровней образования, расширение доступа к образовательным ресурсам Интернет, широкое внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения нового поколения», – как отмечается в докладе «О развитии образования в Российской Федерации», прозвучавшем на Государственном совете РФ по образованию (24 марта 2006 г.).

Под средствами обучения на основе ИКТ будем понимать программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, современных способов и систем транслирования информации, информационного обмена, реализующие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации, а также обеспечивающие возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей.

Успешность использования ИКТ в качестве средства обучения зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе взаимодействия «обучающий-обучающийся».

Применение ИКТ как средства обучения предполагает активизацию деятельности учителя и учащихся, преподавателя и студентов в плане реализации возможностей ИКТ. Указанный процесс инициирует:

ИКТ можно использовать в качестве: