logo search
ПЕДТЕХнологии лекц

Проблемы дистанционного образования в условиях информатизации общества

В основу концепции дистанционного образования положена направленность всего образовательного пространства на личность каждого обучаемого: тем самым реализуются принципы индивидуализации и гуманистической направленности в обучении.

«К приоритетным задачам развития образования относится информатизация всех уровней образования, расширение доступа к образовательным ресурсам Интернет, широкое внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения нового поколения», – как отмечается в докладе «О развитии образования в Российской Федерации», прозвучавшем на Государственном совете РФ по образованию (24 марта 2006 г.).

Вместе с тем существующая система высшего образования Российской Федерации по ряду известных причин не позволяет предоставлять образовательные услуги всем в ней нуждающимся.

В достижении этой цели перед российском обществом стоит задача – построить современную высокоэффективную и доступную каждому жителю страны систему образования. Эта система должна быть способной реализовать гуманистический принцип, сформулированный выдающимся чешским педагогом, гуманистом Я.А. Коменским: «Учить всех и всему», без каких-либо дискриминационных уточнений и ограничений.

Это должен быть непрерывный процесс обучения и воспитания с широчайшим охватом всего населения страны, не только с импортом, но и с экспортом образования, его высокой мобильностью, с использованием дистанционных, виртуальных, компьютерных, информационных и других современных коммуникационных технологий. Такая система особенно необходима именно в России, население которой рассредоточено на самой большой в мире территории. В этой связи Российская Федерация по ряду геополитических, социальных и других причин может занять лидирующую роль в процессе эволюции образования не только на региональном, но и мировом уровне (А.С. Гаязов).

В Концепции модернизации российского образования указывается, что в настоящее время надлежит «повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья».