logo search
ПЕДТЕХнологии лекц

Психологические принципы развивающего обучения

Понятие «умственное развитие» используется очень широко, однако не существует однозначного ответа на вопрос, по каким признакам можно судить об уровне умственного развития человека. Все отечественные психологи признают, что ведущую, определяющую роль в умственном развитии играет обучение.

С первых дней своей жизни ребенок под влиянием взрослых начинает овладевать опытом, накопленным предшествующими поколениями, активно «присваивать» его, т.е. делает личным достоянием. В процессе овладения этим опытом и происходит умственное развитие ребенка.

Некоторые расхождения возникают по вопросу о том, какова роль знаний в умственном развитии. Например, в работах А.Н.Леонтьева фактически ставится знак равенства между знаниями и умственным развитием, т.к. развитие, по мнению ученого, полностью определяется характером «присвоенного» человеком родового опыта, приобретенного в тех социальных условиях, в которых ребенок живет и развивается.

Другие ученые (Е.Н.Кабанова-Меллер, В.А.Крутецкий) не отрицают значения знаний, но и не абсолютизируют его.

Умственное развитие, по мнению З.И.Калмыковой, – сложная динамическая система количественных и качественных изменений, которые происходят в интеллектуальной деятельности человека в связи с его возрастом и обогащением жизненного опыта в соответствии с социально-историческими условиями, в которых он живет, и с индивидуальными особенностями его психики. В соответствии с этим, не отвечающая возрасту скудость знаний может свидетельствовать о низком уровне умственного развития.

Компонентом умственного развития следует считать фонд действенных знаний, имеющий сознательный характер их приобретения. Наряду с фондом действенных знаний в структуру умственного развития входят обучаемость.

Обучаемость – это система интеллектуальных свойств личности, формирующихся качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности при прочих равных условиях: наличии исходного минимума знаний, положительной мотивации и др.

На высоком уровне проявления самостоятельности ума (самостоятельность ума – активный поиск новых знаний, новых путей решения задач) человек ищет не только правильное, но и оптимальное решение, без внешней стимуляции, выходя за рамки непосредственного поставленной задачи. Такой высокий уровень мышления Д.Б.Богоявленская назвала креативностью.

Основными психологическими принципами развивающего обучения являются: