logo search
ПЕДТЕХнологии лекц

Анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза

В зависимости от того, как общественные цели образования трансформируются в педагогические цели, определяется общая стратегия педагогического процесса. В зависимости от целей разрабатывается содержание педагогического процесса, система учебных предметов, изучаемых в школе, их социальная направленность. Все это материализуется в учебных планах, программах, учебниках, методических рекомендациях и других учебно-наглядных пособиях для учителей и учащихся.

Педагогические цели на этапе подготовки педагогического процесса должны осознаваться как педагогические задачи. В процессе конструктивной деятельности педагогом одновременно или последовательно должны осмысливаться разные по степени общности и направленности педагогические задачи.

Прежде всего должна быть общая педагогическая задача всей деятельности педагога. Общая педагогическая задача должна определять особенности педагогической деятельности, этапы и детали, выступая как общая концептуальная основа. Затем определяется этапная педагогическая задача, связанная с реализацией конкретного этапа педагогической деятельности в учебной или воспитательной сфере. В рамках этапной задачи решаются более частные ситуативные педагогические задачи.

Цель педагогического процесса есть не что иное, как идеальное (мысленное) предвосхищение (прогнозирование) его конечных результатов, т.е. того, к чему должны стремиться педагог и учащиеся.

Анализ исходных данных конкретной ситуации теснейшим образом сопряжен с учетом множества научных фактов и фактов, вытекающих из планомерного изучения состояния педагогического процесса, педагогического коллектива и каждого воспитанника в отдельности.

Все это составляет основу для постановки педагогического диагноза, т.е. такого практического действия, которое основано на выверенных научных данных.

Диагноз в практической педагогике – это оценка общего состояния педагогического процесса или его отдельных компонентов в тот или иной момент его функционирования на основе всестороннего целостного обследования (Сластенин, Исаев, Мищенко).

Оперативная диагностика строится на анализе устных и письменных ответов учащихся, отдельных поступков, психического состояния ученика и коллектива.

Долговременная диагностика должна принимать во внимание недостатки и отклонения в учебной деятельности и поведении учащихся, а также отдельные черты индивидуальности школьника и коллектива в целом.