logo search
ПЕДТЕХнологии лекц

Принципы модульного обучения

В теории модульного обучения используются специфические принципы, тесно связанные с общедидактическими. Общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации определяют следующие принципы: модульности; выделения из содержания обучения обособленных элементов; динамичности; действенности и оперативности знаний и их системы; гибкости; осознанной перспективы; разносторонности методического консультирования; паритетности (П.Я.Юцявичене).

Принцип модульности определяет подход к обучению, отраженный в содержании, методах и организационных формах. В соответствии с этим принципом обучение строится по отдельным функциональным частям – модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей.

Принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов требует рассматривать учебный материал в рамках модуля как единую целостность, т.е. модуль имеет четкую структуру. При модульном обучении наименьшей единицей содержания обучения считают отдельную тему конкретного курса или фрагмент темы, отвечающий конкретной дидактической цели, называемый элементом модуля.

Принцип динамичности обеспечивает свободное изменение содержание модулей с учетом социального заказа. Инертность, присущая всем звеньям образования, является одной из причин разрыва между образованием и условиями жизни общества. Один из путей выхода состоит в том, чтобы обеспечить такое построение учебного материала, разделы переменной части которого могли бы быть достаточно независимыми друг от друга и позволили бы быстро изменять, дополнять и развивать учебный материал каждого раздела.

Разрешить противоречие между стабильным и меняющимся содержанием учебного материала возможно, реализуя принцип динамичности. Сформулируем его педагогические правила:

Принцип действенности и оперативности знаний и их системы состоит в том, чтобы формировать действенные знания у обучаемых, т.е. обучать не только видам деятельности, но и способам действий. Ограниченность деятельного подхода в том, что он не предъявляет к процессу обучения требований развития творческого отношения.

Принцип гибкости требует построения модульной программы и соответственно модулей таким образом, чтобы легко обеспечивалась возможность приспособления содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным потребностям обучаемого. При реализации данного принципа должны соблюдаться правила: исходная диагностика знаний, по результатам которой строится индивидуализированная структура конкретного модуля; индивидуальный темп освоения; индивидуальный контроль и самоконтроль после достижения определенной цели обучения.

Принцип осознанной перспективы требует соблюдения определенных педагогических правил. Каждому обучающемуся вначале надо представить всю модульную программу. В ней точно указывается комплексная дидактическая цель, которую обучающийся должен понять и осознать как лично значимый и ожидаемый результат. В модульную программу должна входить программа учебных действий для достижения обучающимся близких, средних и отдаленных перспектив.

На эффективность учения влияет множество факторов: соответствие содержания обучения возможностям обучающихся; умение выбирать ими оптимальные пути усвоения материала; степень сформированности навыков самостоятельного познания; умение педагога выбирать наиболее приемлемое для данных условий сочетание методов обучения. Поэтому модульное обучение должно базироваться на принципе разносторонности методического консультирования.

Эффективным педагогический процесс будет при условии, если сам обучающийся максимально активен, а преподаватель реализует консультативно-координирующую функцию на основе индивидуального подхода к каждому.

Принцип паритетности характеризует взаимодействие педагога и обучаемого в новых условиях, складывающихся в ходе реализации модульного подхода в процессе обучения. Принцип паритетности в модульном обучении требует соблюдения педагогических правил:

Принципы модульного обучения взаимосвязаны, опираются на общедидактические. Они (кроме принципа паритетности) отражают особенности построения содержания обучения.