logo search
ПЕДТЕХнологии лекц

Критерии эффективности педагогических технологий

При выборе новых концепций и технологий преподаватели в первую очередь обращают внимание на эффективность, результативность технологии. В поисках условий, позволяющих повысить эффективность методик обучения, в настоящее время педагоги пришли к выводу, что некоторые из методик можно довести до уровня педагогических технологий.

В качестве примера современных эффективных образовательных технологий назовем следующие: технология коллективного способа обучения (по А.Г.Ривину и В.К.Дьяченко), технология индивидуализированного обучения математике (по Р.Г.Хазанкину), адаптивная система обучения (по А.С.Границкой) и др.

Вводится новое понимание педагогической технологии как не просто исследования в сфере использования ТСО (технических средств обучения), а исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов.

Для эффективности педагогических технологий необходимо их тщательное изучение. Проблемой педтехнологий как составляющей педагогической системы занимались и занимаются многие педагоги и психологи. В.П.Беспалько, М.В.Кларин изучают определение педагогических технологий, Б.П.Лихачев акцент в своих работах делает на задачи педагогической технологии. У Г.И.Щукиной и М.Н.Скаткина деятельностный подход в обучении. Но аспект практической реализации современных педагогических технологий на занятии остается актуальным.

Цель педагогических технологий – повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения.

Эффективным может считаться такой процесс обучения, который обусловливает:

Рассмотрим систему критериев оценки педагогических технологий, позволяющих охарактеризовать и количественные и качественные параметры обучения в профессиональной школе на этапах проектирования и оценки результатов конкретной педагогической технологии (О.Б.Хохлов, Д.В.Чернилевский).

Критерии оценки на этапе проектирования новых технологий:

Критерии оценки новых технологий на этапе функционирования

    1. Критерий эффективности содержания обучения характеризуется качественными (позволяющими выявить феномен эффективности и осуществить качественный его анализ) и количественными показателями. К качественным показателям относятся: целостность отражения в содержании обучения задач образования, воспитания и развития; структурное соответствие содержания обучения принятой психолого-педагогической концепции усвоения; отражение в содержании обучения современного уровня развития науки, техники и производства. Количественные показатели, которые хотя и не отражают сущность исследуемого процесса, но позволяют улучшить педагогическую деятельность. К таким показателям относятся: информативность учебного материала (соотнесение элементов содержания, предусмотренных программой, с вводимыми преподавателем в единицу времени); усвоенность учебного материала (соотношение объема учебного материала, усвоенного обучающимися в течение единицы времени, к материалу, сообщенному ему за то же время).

    2. Критерий оценки эффективности методов, используемых в процессе обучения может быть представлен такими качественными показателями, как: адекватность методов целям и содержанию учебного материала; обоснованность выбора методов обучения в перцептивном, гностическом, логическом, контрольно-оценочном, мотивационном и других аспектах; многообразие использования методов и вариативность реализуемых приемов обучения; соответствие методов реальной материально-технической базе и отведенному учебному времени.

    3. Эффективность используемых в процессе обучения дидактических средств устанавливается по следующим качественным показателям: обеспечение принципов наглядности и доступности обучения; функциональное соответствие дидактическим задачам, содержанию и избранным методам обучения; комплексность применения; универсальность использования и удобства эксплуатации средств обучения. При оценке с помощью количественных показателей их выбор осуществляется в зависимости от вида используемого дидактического средства.

    4. Качественными показателями, раскрывающими частный критерий эффективности организации учебного процесса, являются: соответствие форм организации обучения принятым периодам усвоения знаний и формирования навыков и умений; сменяемость и многообразие форм обучения и вариативность их видов; обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм деятельности обучающихся. Количественными показателями могут служить: количество времени, отводимого и затраченного на решение поставленных задач; темп протекания учебного процесса; степень помощи преподавателя обучающимся при организации их самостоятельной деятельности.

Критерии эффективности результатов обучения.

Качественная оценка знаний обучающихся может осуществляться по таким показателям, как: глубина знаний; действенность знаний; системность; осознанность знаний. Количественные показатели: объем усвоенных знаний; скорость усвоения учебного материала; прочность усвоения; точность усвоения и др. Оценить результаты обучения, учитывая всю совокупность приведенных показателей, возможно, используя методику тестового контроля или метод компонентного анализа.

Показателями критерия эффективности умений и навыков служат: правильность выполняемых действий; рациональность организации труда; самостоятельность; скорость выполнения.