logo
РАЗДЕЛ 2Сивашинская

4.2. Наглядные и практические методы обучения и воспитания

Наглядные методыобычно применяются в сочетании со словесными методами. Их основная цель – подкрепление информации, данной учителем. К наглядным методам относятся методы наблюдения, иллюстрации и демонстрации. При их использовании источником информации выступает не слово, а различного рода объекты, явления, наглядные или технические средства.Метод наблюденияпредставляет собой активную форму чувственного познания. Он применяется как под руководством учителя на уроках (при изучении предметов естественнонаучного цикла), во время экскурсий и т.п., так и в ходе самостоятельной работы учащихся по заданию учителя. От учителя и учащихся требуется тщательная подготовка. В частности, эффективное применение данного метода предполагает разработку памяток-схем наблюдения, обучение учащихся приемам фиксирования, обработки данных и использования данных наблюдения.

Метод иллюстрацииобеспечивает учащимся показ иллюстрированных материалов и пособий: картин, плакатов, схем, чертежей, графиков, диаграмм, портретов, карт, макетов, атласов и т.п. Повышают эффективность восприятия информации учащимися структурное изображение информации на учебной доске, а также компьютерные презентации.

Метод демонстрациизаключается: в показе действия реальных приборов или их моделей, различных механизмов, технических установок, в постановке опытов и проведении экспериментов, в демонстрации процессов различного происхождения, особенностей конструкций, свойств материалов, коллекций (минералов, образцов материалов, картин и т.п.). Метод демонстрации обеспечивает восприятие внешних форм и содержания не только в статике, но и в динамике. Этот метод является основным в процессе проведения экскурсий, которые проводятся для ознакомления с новым учебным материалом, для углубленного его изучения или для закрепления изученного. В ходе экскурсии с помощью метода демонстрации учащиеся изучают предметы, процессы, технологии, существующие в реальной действительности (завод, лаборатория, метеостанция и т.п.), изучают растительный или животный мир и другие явления.

Разделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Многие средства наглядности могут быть отнесены как к иллюстрационным, так и демонстрационным. В последнее время метод демонстрации выделяется в самостоятельный «видеометод». В его основе находятся экранные источники информации (фильмоскопы, кодоскопы, диапроекторы, киноаппараты, телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры, сканеры и т.п.). Использование видеоматериалов помогает за очень короткое время в сжатом, концентрированном виде предъявлять большое количество информации, профессионально подготовленной для восприятия, а также помогает заглянуть в сущность явлений и процессов, недоступных человеческому зрению (ультразвуковое изображение, протекание очень быстрых и медленных процессов и пр.). Видеометод может применяться на всех этапах учебного процесса, повышая его эффективность.

Таким образом, наглядные методы обеспечивают комплексное (объемное) многоаспектное восприятие информации, способствуют развитию у учащихся всех систем восприятия, особенно наглядно-чувственного, приобретению практических умений и навыков, развивают познавательную активность и мотивацию учебной деятельности.

Методы иллюстрации и демонстрации целесообразно применять в тех случаях, когда демонстрируемые объекты, явления, процессы, наглядные пособия и т.п. а) являются непосредственными объектами изучения; б) служат иллюстрацией, подтверждением словесного объяснения учителя; в) являются основой для рассказа о явлениях и связях, неизвестных учащимся или недоступных для их непосредственного восприятия.

Технология применения наглядных методовтребует соблюдения следующих условий.

Практические методыявляются способами организации практической деятельности учащихся в процессе обучения и воспитания. К ним относятся упражнения, изготовление рисунков, чертежей, таблиц, схем, фронтальные опыты, лабораторные работы, практические работы, выполнение трудовых заданий в мастерских, на уроках трудового обучения и др.

Наиболее распространенным является метод упражнений.Он заключается в систематической отработке умения или навыка путем ритмично повторяющихся умственных действий, практических операций в процессе взаимодействия учащихся с учителем или в их самостоятельной деятельности. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного учебного материала, а также от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Все виды упражнений условно разделяют на три группы: подготовительные, тренировочные и творческие. Кроме того, различают устные и письменные упражнения; воспроизводящие упражнения (правописание, грамматические и лексические правила, решение задач, упражнения по закреплению ранее изученного, по приобретению навыков работы с приборами и т.п.); упражнения в применении знаний в новых условиях (с нарастающей степенью трудности), комментированные упражнения (сопровождаются объяснениями); алгоритмические упражнения, упражнения по составлению учащимися задач и примеров (упражнения по образцу); проблемно-поисковые упражнения (формируют творческое мышление); творческие устные и письменные работы (развивают творческое мышление и практические действия); устные и письменные сочинения; доклады; графические работы; игровые упражнения; упражнения на обучающих машинах, компьютерах; упражнения по выработке навыков работы с приборами и оборудованием. Практические работы учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность, относятся к учебно-трудовым упражнениям. Их целью является применение учащимися теоретических знаний в трудовой деятельности.

Эффективность метода упражненийзависит от выполнения ряда требований. Наиболее важные из них: прочное усвоение теоретического материала учащимися; осознание ими задач и последовательности выполнения упражнения; демонстрация учителем образца правильного подхода к упражнениям; разнообразие упражнений по содержанию, форме, степени сложности; дифференциация предлагаемых упражнений с учетом индивидуальных особенностей учащихся; выполнение упражнений межпредметного характера; обсуждение, анализ и коррекция выполненных упражнений и пр. Необходимо также соблюдать дидактическую последовательность в выполнении упражнений: сначала предлагаются упражнения, обеспечивающее прочное усвоение учебного материала, затем упражнения на его воспроизведение и применение (выработка умений и навыков), а после этого упражнения творческого характера, требующие самостоятельного применения знаний в новых условиях.

Методы лабораторных и практических работспособствуют углублению, закреплению и конкретизации приобретенных теоретических знаний, формированию практических умений и навыков, необходимых как для учебной, исследовательской деятельности, так и для выполнения трудовых заданий в учебных мастерских, ученических бригадах, производственной деятельности. Эти методы незаменимы в процессе воспитания у школьников культуры отношений к труду и результатам труда.