3. Воспитание и обучение как педагогическое общение
Выше мы пришли к выводу, что педагогическое общение есть сущность обучения и воспитания, а значит, и образования личности. Следовательно, содержанием педагогического общения является не что иное, как содержание образования (обучения и воспитания). Исходя из этого, определим обучение и воспитание как педагогическое общение.
Для этого попробуем выделить в характеристике педагогического общения часть, которая в большей степени характеризует процесс воспитания, и часть, которая в большей степени характеризует процесс обучения. Сделать это непросто. Почему?
Основная причина заключается в том, что процессы воспитания и обучения тесно взаимосвязаны, имеют одну и ту же сущностную характеристику – педагогическое общение. Это позволяет рассматривать их как стороны единого педагогического процесса.
Вместе с тем, у процессов воспитания и обучения есть специфические особенности и функции. В истории педагогики воспитание обычно связывают с формированием отношений личности к себе и окружающему миру и соответствующих личностных, прежде всего нравственных качеств, а обучение - с овладением знаниями, умениями, навыками, опытом деятельности.
С учетом вышесказанного дадим определения воспитания и обучения, отражающие сущность этих сторон педагогического процесса.
Обучение – это специально организованное, целенаправленное общение учителя и учащихся, в процессе которого осуществляется: познание ими окружающего мира, самих себя и усвоение результатов этого познания (знаний); воспроизведение и овладение разнообразными видами деятельности (умениями и навыками); усвоение общественно-исторического опыта эмоционально-ценностных (оценочных) отношений к себе и окружающему миру.
Воспитание – это специально организованное, целенаправленное общение воспитателя и воспитанников, в процессе которого осуществляется: овладение опытом эмоционально-ценностных отношений к миру и себе (поиск, усвоение, переживание, создание социальных, нравственных, эстетических ценностей); овладение опытом разнообразных видов деятельности и усвоение соответствующих знаний.
Нетрудно заметить, что в процессе и воспитания, и обучения педагог и воспитанники осуществляют три основных вида активности человека: познавательную, ценностно-ориентационную и практическую деятельность. Это основное условие организации эффективного педагогического процесса. Вместе с тем, каждый из этих видов деятельно имеет разное значение в процессе обучения и воспитания. В воспитании на первый план выходит ценностно-ориентационная деятельность, в обучении – учебно-познавательная. Практическая деятельность – необходимый компонент и обучения, и воспитания.
- Раздел II. Целостный педагогический процесс
- 2.2. Цели, задачи, закономерности и принципы педагогического процесса
- 2.3. Сущность педагогического процесса
- 2.4. Содержание педагогического процесса
- Методы и средства педагогического процесса
- 2.6. Формы педагогического процесса
- 2.7. Педагогический процесс как технология
- Тема 2.1. Педагогический процесс как целостное явление и система
- Педагогическая система как форма существования целостного педагогического процесса
- Структура, функции, основные характеристики педагогического процесса
- Педагогического процесса
- Средства Взаимодействие педагогов (материальная база) и воспитанников:
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса
- 4. Педагогические системы авторских школ.
- 5. Альтернативные педагогические системы в зарубежной педагогике.
- Тема 2.2.. Цели, задачи, закономерности и принципы педагогического процесса
- Цель и задачи педагогического процесса, их разноуровневый характер
- 2. Базовая культура личности как актуальная цель педагогического процесса в современной школе
- 3. Технология целеполагания в педагогической деятельности учителя
- 4. Понятие о закономерностях, принципах и правилах педагогического процесса
- 5. Характеристика основных закономерностей педагогического процесса
- 6. Принципы педагогического процесса и правила их реализации
- Тема 2.3. Сущность педагогического процесса
- 1. Общение как сущность педагогического взаимодействия
- 2. Педагогическое общение, его функции и содержание
- 3. Воспитание и обучение как педагогическое общение
- 4. Культура педагогического общения
- 5. Стили педагогического общения и педагогического руководства
- 6. Технология педагогического общения
- Лекционные занятия № 16-17
- Тема 2.4. Содержание педагогического процесса
- 1. Содержание педагогического процесса, его исторический характер
- 2. Структура содержания педагогического процесса
- 3. Общее, политехническое, профессиональное образование
- 4. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 5. Учебный предмет как уровень представления содержания образования
- 6. Основные тенденции развития содержания современного образования
- 7. Нормативные документы, определяющие содержание педагогического процесса
- 8. Содержание воспитания как составная часть содержания образования
- Тема 2.5. Методы и средства педагогического процесса
- Понятие о методах и приемах педагогического процесса
- 2. Классификация методов обучения и воспитания
- 3. Критерии выбора методов педагогического процесса
- 4. Методы организации учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся
- 4.1. Словесные методы обучения и воспитания
- 4.2. Наглядные и практические методы обучения и воспитания
- 4.3. Методы формирования социального опыта
- 5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения
- 6.Методы контроля, самоконтроля и самооценки в педагогическом процессе
- 7. Характеристика активных методов педагогического процесса
- 8. Средства педагогического процесса
- Тема 2.6. Формы педагогического процесса
- 1. Понятие об общих и конкретных формах педагогического процесса
- 2. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования
- 3. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса
- 4. Другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 5. Домашняя учебная работа школьников и ее организация
- 6. Требования к современному уроку и пути повышения его эффективности.
- 7. Технологический подход к проектированию и проведению урока
- 8. Самостоятельная работа учащихся на уроке
- 9. Анализ и самооценка урока учителем
- 10. Формы воспитания, их классификация и характеристика
- Тема 2.7. Педагогический процесс как технология
- Технологизация педагогического процесса как объективная тенденция развития современного образования
- 2. Современные представления о технологиях педагогического процесса
- 3. Соотношение понятий «педагогическая технология» и «методика обучения и воспитания»
- 4. Классификация педагогических технологий
- 5. Критерии технологичности педагогического процесса и эффективности педагогических технологий