logo
РАЗДЕЛ 2Сивашинская

3. Воспитание и обучение как педагогическое общение

Выше мы пришли к выводу, что педагогическое общение есть сущность обучения и воспитания, а значит, и образования личности. Следовательно, содержанием педагогического общения является не что иное, как содержание образования (обучения и воспитания). Исходя из этого, определим обучение и воспитание как педагогическое общение.

Для этого попробуем выделить в характеристике педагогического общения часть, которая в большей степени характеризует процесс воспитания, и часть, которая в большей степени характеризует процесс обучения. Сделать это непросто. Почему?

Основная причина заключается в том, что процессы воспитания и обучения тесно взаимосвязаны, имеют одну и ту же сущностную характеристику – педагогическое общение. Это позволяет рассматривать их как стороны единого педагогического процесса.

Вместе с тем, у процессов воспитания и обучения есть специфические особенности и функции. В истории педагогики воспитание обычно связывают с формированием отношений личности к себе и окружающему миру и соответствующих личностных, прежде всего нравственных качеств, а обучение - с овладением знаниями, умениями, навыками, опытом деятельности.

С учетом вышесказанного дадим определения воспитания и обучения, отражающие сущность этих сторон педагогического процесса.

Обучение – это специально организованное, целенаправленное общение учителя и учащихся, в процессе которого осуществляется: познание ими окружающего мира, самих себя и усвоение результатов этого познания (знаний); воспроизведение и овладение разнообразными видами деятельности (умениями и навыками); усвоение общественно-исторического опыта эмоционально-ценностных (оценочных) отношений к себе и окружающему миру.

Воспитание – это специально организованное, целенаправленное общение воспитателя и воспитанников, в процессе которого осуществляется: овладение опытом эмоционально-ценностных отношений к миру и себе (поиск, усвоение, переживание, создание социальных, нравственных, эстетических ценностей); овладение опытом разнообразных видов деятельности и усвоение соответствующих знаний.

Нетрудно заметить, что в процессе и воспитания, и обучения педагог и воспитанники осуществляют три основных вида активности человека: познавательную, ценностно-ориентационную и практическую деятельность. Это основное условие организации эффективного педагогического процесса. Вместе с тем, каждый из этих видов деятельно имеет разное значение в процессе обучения и воспитания. В воспитании на первый план выходит ценностно-ориентационная деятельность, в обучении – учебно-познавательная. Практическая деятельность – необходимый компонент и обучения, и воспитания.