logo
РАЗДЕЛ 2Сивашинская

3. Общее, политехническое, профессиональное образование

Под общим образованиемпонимают процесс и результат овладения индивидом основами наук, соответствующими умениями и навыками и опытом отношений к миру и себе, необходимыми для формирования его мировоззрения, подготовки к участию в общественной и трудовой деятельности, получения профессионального образования. Заметим, что общее образование не только является базой последующей специализации (в частности, профессионального образования), но является основным звеном, сквозной линией всей системы непрерывного образования. В соответствии с Законом «Об образовании в Республике Беларусь» (в ред. от 19.03.2002 г.) общее среднее образование призвано обеспечить духовное и физическое становление личности, подготовку молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание гражданина Республики Беларусь, овладение им основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование у него нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни.

В содержание общего среднего образованиявходят три основных цикла предметов: естественнонаучный, гуманитарный, трудовой и физической подготовки.Предметы естественно-математического цикла (биология, химия, физика, математика и др.) дают знание основных закономерностей развития природы, способов и средств их использования на благо человечества. Математика кроме того вооружает учащихся формализованным языком выражения зависимостей в виде формул, чертежей, графиков, развивает их логическое мышление.

Гуманитарные предметы(история, обществоведение, география, родной и иностранные языки, литература и др.) помогают учащимся постичь законы общественного развития, социальную природу человека.Художественные дисциплины(изобразительное искусство, музыка и др.) приобщают к миру прекрасного, к творчеству по законам красоты, формируют художественные умения и навыки, эстетический вкус и эстетические чувства. Трудовое обучение, основы безопасности жизнедеятельности и физическая культура укрепляют здоровье, формируют трудовые умения и навыки и т.п.

Политехническое образованиевыделяют как отрасль образования с большой долей условности, так как оно реализуется в общем образовании как его составная часть.Политехническое образованиепредставляет собой процесс и результат овладения учащимися научными основами производства, доминирующими в данной стране, регионе, местности, умениями пользоваться простейшими орудиями труда, а также подготовки учащихся к выбору профессии и овладению специальностью.Содержание политехнического образованиясоставляют знания о законах природы (физики, химии, биологии) в связи с их технологическим применением, знания о научно-технических, организационно-экономических основах производства, о психологических закономерностях деятельности человека на производстве и соответствующие умения и навыки. В решении задач политехнического образования большое значение имеет трудовое обучение, дополняющее возможности учебных предметов естественнонаучного цикла.

Общее политехническое образование является базой для профессиональной ориентации учащихся и получения профессионального (специального) образования. Профессиональное образованиеесть процесс и результат овладения индивидом знаниями, умениями и навыками, дающими ему возможность заниматься той или иной профессиональной деятельностью в качестве квалифицированного рабочего, специалиста средней или высшей квалификации в различных отраслях производства, науки, техники, образования или культуры. Содержание профессионального образования представлено содержанием профессионально-технического, среднеспециального или высшего образования.