4. Другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
Урок-экскурсия– конкретная форма обучения, при которой учащиеся выходят на место расположения изучаемых объектов (природы, исторических памятников, производства и т.п.) для непосредственного ознакомления с ними. В зависимости от решаемых дидактических задач различают экскурсии разных видов:вводные (проводятся перед непосредственным изучением нового материала);текущие;итоговые(контроль и закрепление изученного материала). По предметному содержанию экскурсии подразделяются напроизводственные, краеведческие, естественнонаучные, историко-литературные и др. Кроме того, проводятсякомплексные экскурсии, которые позволяют изучать отдельные объекты в их целостности и дают информацию по нескольким учебным дисциплинам.
Этапы проведения экскурсий: предварительная подготовка; выезд к изучаемому объекту; обработка материалов экскурсии и итоговая беседа по ее результатам.
Урок-лекция(лекционное занятие в вузе) – форма организации обучения, в ходе которой педагог последовательно и системно, преимущественно монологически излагает и объясняет учебный материал. Структура лекционного занятия: вводная часть (ознакомление с темой, планом, задачами лекции и рекомендуемой литературой); основная часть (раскрытие темы лекции); заключительная часть (выводы и обобщения). Помимо традиционных видов лекций проводятся лекции, на которых учащиеся не конспектируют излагаемый материал, а обсуждают информацию, предлагаемую в форме конспектов или текстов лекций (конспект-лекция, лекция-консультация, лекция-конференция, лекция-дискуссия, лекция-деловая игра, лекция с обратной связью и т.д.).
Урок-семинар(семинарское занятие в вузе) – форма обучения, важным компонентом которой является самостоятельная исследовательско-аналитическая работа учащихся с учебной литературой и последующее активное обсуждение проблемы под руководством педагога. Задачами семинара являются углубление и систематизация теоретических знаний учащихся, контроль за их усвоением, обсуждение творческих работ учащихся и т.п. Виды семинаров: семинары-конференции, семинары-консультации, коллоквиумы, семинары-зачеты.
Практическое занятиенаправлено на формирование определенных практических умений и навыков. Обычно проводится при изучении предметов естественнонаучного цикла, в процессе трудовой и профессиональной подготовки учащихся. Проходит в мастерских, лабораториях и учебных кабинетах.
Практикум– вид практических занятий тренировочного характера. В ходе таких занятий учащиеся упражняются в решении познавательных задач, в специальных способах профессиональной деятельности или овладевают научной терминологией.
Лабораторная работа– практическое занятие, которое проводится как индивидуально, так и с небольшой группой учащихся. Оно обычно направлено на овладение методами и средствами экспериментально-практического исследования; на развитие творческих (исследовательских) умений учащихся; на формирование умений применять теоретические знания в процессе решения практических задач.Структура лабораторной работывключает: обсуждение учителем задания с группой, ответы на вопросы учащихся; выполнение задания учеником или группой; консультация учителя; обсуждение и оценка учащимися полученных результатов; письменный или устный отчет учащихся о выполнении задания; контрольное собеседование учителя с представителями учебных групп. Лабораторные работы по определенной учебной дисциплине обычно объединяются в единую систему и называются «лабораторный практикум».
Урок - дидактическая (деловая) игра– форма организации обучения, которая осуществляется педагогом на основе целенаправленно организованной деятельности учащихся по специально разработанному игровому сценарию, моделирующему определенный опыт человеческой деятельности.
Одной из тенденций развития конкретных форм обучения является появление в методическом арсенале творчески работающих учителей так называемых нетрадиционных уроков. Чем же характеризуется нетрадиционный урок? Это урок, который не относится ни к одной из известных классификаций, ему присуща большая вариативность структуры, он основан на творчестве, импровизации, на взаимодействии учащихся и учителя, на их увлеченности совместной творческой деятельностью. Примерами таких уроков являются: урок-путешествие, урок-соревнование, урок творчества, урок-сказка, урок-аукцион знаний, урок-концерт, урок-конференция и др.
В настоящее время в практике школ получили распространение курсы по выбору(факультативы), ориентированные на работу с детьми, хорошо успевающими по отдельным учебным предметам. Для работы с такими детьми организуются такжезанятия в кружках и клубах по интересам. Для неуспевающих учащихся организуютсяконсультации, поддерживающие и стимулирующие занятия по предмету, которые позволяют этим учащимся достигнуть более высоких результатов в учебной деятельности.
Наряду с постоянно действующими формами организации обучения большое значение имеют такие эпизодические формы, как олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревнования, выставки, экспедиции и др.
Важнейшей формой организации учебно-познавательной деятельности школьников является домашняя работа.
- Раздел II. Целостный педагогический процесс
- 2.2. Цели, задачи, закономерности и принципы педагогического процесса
- 2.3. Сущность педагогического процесса
- 2.4. Содержание педагогического процесса
- Методы и средства педагогического процесса
- 2.6. Формы педагогического процесса
- 2.7. Педагогический процесс как технология
- Тема 2.1. Педагогический процесс как целостное явление и система
- Педагогическая система как форма существования целостного педагогического процесса
- Структура, функции, основные характеристики педагогического процесса
- Педагогического процесса
- Средства Взаимодействие педагогов (материальная база) и воспитанников:
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса
- 4. Педагогические системы авторских школ.
- 5. Альтернативные педагогические системы в зарубежной педагогике.
- Тема 2.2.. Цели, задачи, закономерности и принципы педагогического процесса
- Цель и задачи педагогического процесса, их разноуровневый характер
- 2. Базовая культура личности как актуальная цель педагогического процесса в современной школе
- 3. Технология целеполагания в педагогической деятельности учителя
- 4. Понятие о закономерностях, принципах и правилах педагогического процесса
- 5. Характеристика основных закономерностей педагогического процесса
- 6. Принципы педагогического процесса и правила их реализации
- Тема 2.3. Сущность педагогического процесса
- 1. Общение как сущность педагогического взаимодействия
- 2. Педагогическое общение, его функции и содержание
- 3. Воспитание и обучение как педагогическое общение
- 4. Культура педагогического общения
- 5. Стили педагогического общения и педагогического руководства
- 6. Технология педагогического общения
- Лекционные занятия № 16-17
- Тема 2.4. Содержание педагогического процесса
- 1. Содержание педагогического процесса, его исторический характер
- 2. Структура содержания педагогического процесса
- 3. Общее, политехническое, профессиональное образование
- 4. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 5. Учебный предмет как уровень представления содержания образования
- 6. Основные тенденции развития содержания современного образования
- 7. Нормативные документы, определяющие содержание педагогического процесса
- 8. Содержание воспитания как составная часть содержания образования
- Тема 2.5. Методы и средства педагогического процесса
- Понятие о методах и приемах педагогического процесса
- 2. Классификация методов обучения и воспитания
- 3. Критерии выбора методов педагогического процесса
- 4. Методы организации учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся
- 4.1. Словесные методы обучения и воспитания
- 4.2. Наглядные и практические методы обучения и воспитания
- 4.3. Методы формирования социального опыта
- 5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения
- 6.Методы контроля, самоконтроля и самооценки в педагогическом процессе
- 7. Характеристика активных методов педагогического процесса
- 8. Средства педагогического процесса
- Тема 2.6. Формы педагогического процесса
- 1. Понятие об общих и конкретных формах педагогического процесса
- 2. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования
- 3. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса
- 4. Другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 5. Домашняя учебная работа школьников и ее организация
- 6. Требования к современному уроку и пути повышения его эффективности.
- 7. Технологический подход к проектированию и проведению урока
- 8. Самостоятельная работа учащихся на уроке
- 9. Анализ и самооценка урока учителем
- 10. Формы воспитания, их классификация и характеристика
- Тема 2.7. Педагогический процесс как технология
- Технологизация педагогического процесса как объективная тенденция развития современного образования
- 2. Современные представления о технологиях педагогического процесса
- 3. Соотношение понятий «педагогическая технология» и «методика обучения и воспитания»
- 4. Классификация педагогических технологий
- 5. Критерии технологичности педагогического процесса и эффективности педагогических технологий