logo
РАЗДЕЛ 2Сивашинская

8. Самостоятельная работа учащихся на уроке

Самостоятельная работа – это работа, «совершаемая собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи» (С. Ожегов). Самостоятельная работа учащихся– это особый вид любой учебной деятельности, которая осуществляется под руководством, но без непосредственного участия учителя.

Структура самостоятельной работывключает три этапа: подготовительный, исполнительный и проверочный. В них входят анализ задания, поиск способов его осуществления, планирование, выполнение, проверка и оценка результатов. Эти этапы самостоятельной работы учащиеся должны знать и уметь применять на практике.

Самостоятельная работа может успешно применяться на различных этапах урока:

а) при подготовке к восприятию нового материала (предварительное чтение книги, просмотр иллюстраций, подготовка ответов на заданные учителем вопросы и пр.);

б) при изучении новых знаний (до объяснения дается задание: составить план, сделать конспект, графически изобразить и т.п.; самостоятельная работа с учебником; работа с использованием дополнительных источников, например, статей, схем, таблиц, репродукций и др., изучение всей темы по учебнику, проведение наблюдений, опытов);

в) на этапе применения знаний (выполнение упражнений, написание сочинений, выступление с докладами и т.п.);

г) на этапе обобщения и систематизации знаний (составление сводных тематических таблиц, схем, диаграмм; подготовка текстов, обобщенных характеристик; определение выводов);

д) при проверке знаний, умений и навыков (выполнение письменных, графических, практических работ, тестов; ответы на вопросы учителя и вопросы учащихся друг другу и т.п.).

Например, система самостоятельной работы с учебникомвключает: ориентирование в тексте, усвоение, углубление и расширение знаний, их применение на практике.

Эффективностьи успешностьсамостоятельной работы учащихся на уроке зависит от соблюдения педагогом следующихусловий.

а) фронтальная работа (все ученики выполняют одно и тоже задание);

б) коллективная деятельность (работа в парах сменного состава);

в) групповая работа (группы учащихся выполняют разные или одинаковые задания);

г) индивидуальная работа (каждый ученик выполняет особое задание).

Показателем целенаправленной работы учителя по организации самостоятельной работы учащихся является увеличение времени, отводимого на уроках на самостоятельную работу, до 70%. Это приводит к уменьшению времени, затрачиваемого на домашнюю работу учащихся.

Таким образом, руководство самостоятельной работой учащихся – одна из важнейших функций учителя.