3. Критерии выбора методов педагогического процесса
Выбор методов педагогического процесса учителем (воспитателем) не является произвольным. Выбирая тот или иной метод обучения или воспитания, педагог должен учитывать многие зависимости. Перечислим те из них, которые выполняют роль критериев.
Закономерности и принципы педагогического процесса.
Цели и задачи педагогического процесса в целом, а также цели и задачи конкретного урока или воспитательного мероприятия.
Содержание изучаемой учебной дисциплины и отдельного урока (цикла уроков); содержание воспитания (формируемые у воспитанников ценностные отношения) в процессе определенного возрастного периода или в ходе конкретного воспитательного мероприятия.
Время, отводимое на изучение того или иного учебного материала или на осуществление того или иного воспитательного взаимодействия.
Материально-технические и средовые условия обучения и воспитания.
Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, в том числе особенности их психофизического развития.
Уровень обученности и воспитанности учащихся, уровень сформированности и особенности их мотивации к учебно-познавательной и другим видам деятельности.
Уровень развития учебной группы (детского объединения), стили педагогического руководства и педагогического общения.
Возможности и индивидуальные особенности педагога (уровень развития профессионально-педагогической культуры, методического мастерства, опыт практической работы, личностные качества, способности, интересы и др.).
Тип и структура урока, формы организации деятельности учащихся, содержание их домашней работы и т.д.
Заметим, что искусство выбора методов обучения и воспитания опирается на педагогическую интуицию и импровизацию. Оно заключается в отборе и компоновке методов, целесообразных и соответствующих системе работы педагога.
Возможность применения того или иного метода педагогического процесса диктуется целесообразностью его применения. Иначе говоря, важно знать, что каждый из них развивает и формирует. Например, словесные методы успешнее формируют словесно-логическое мышление, репродуктивные методы – практические умения, проблемно-поисковые методы - самостоятельность мышления, творческие умения.
Раскроем сущность и содержание основных (традиционных) методов педагогического процесса.
- Раздел II. Целостный педагогический процесс
- 2.2. Цели, задачи, закономерности и принципы педагогического процесса
- 2.3. Сущность педагогического процесса
- 2.4. Содержание педагогического процесса
- Методы и средства педагогического процесса
- 2.6. Формы педагогического процесса
- 2.7. Педагогический процесс как технология
- Тема 2.1. Педагогический процесс как целостное явление и система
- Педагогическая система как форма существования целостного педагогического процесса
- Структура, функции, основные характеристики педагогического процесса
- Педагогического процесса
- Средства Взаимодействие педагогов (материальная база) и воспитанников:
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса
- 4. Педагогические системы авторских школ.
- 5. Альтернативные педагогические системы в зарубежной педагогике.
- Тема 2.2.. Цели, задачи, закономерности и принципы педагогического процесса
- Цель и задачи педагогического процесса, их разноуровневый характер
- 2. Базовая культура личности как актуальная цель педагогического процесса в современной школе
- 3. Технология целеполагания в педагогической деятельности учителя
- 4. Понятие о закономерностях, принципах и правилах педагогического процесса
- 5. Характеристика основных закономерностей педагогического процесса
- 6. Принципы педагогического процесса и правила их реализации
- Тема 2.3. Сущность педагогического процесса
- 1. Общение как сущность педагогического взаимодействия
- 2. Педагогическое общение, его функции и содержание
- 3. Воспитание и обучение как педагогическое общение
- 4. Культура педагогического общения
- 5. Стили педагогического общения и педагогического руководства
- 6. Технология педагогического общения
- Лекционные занятия № 16-17
- Тема 2.4. Содержание педагогического процесса
- 1. Содержание педагогического процесса, его исторический характер
- 2. Структура содержания педагогического процесса
- 3. Общее, политехническое, профессиональное образование
- 4. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 5. Учебный предмет как уровень представления содержания образования
- 6. Основные тенденции развития содержания современного образования
- 7. Нормативные документы, определяющие содержание педагогического процесса
- 8. Содержание воспитания как составная часть содержания образования
- Тема 2.5. Методы и средства педагогического процесса
- Понятие о методах и приемах педагогического процесса
- 2. Классификация методов обучения и воспитания
- 3. Критерии выбора методов педагогического процесса
- 4. Методы организации учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся
- 4.1. Словесные методы обучения и воспитания
- 4.2. Наглядные и практические методы обучения и воспитания
- 4.3. Методы формирования социального опыта
- 5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения
- 6.Методы контроля, самоконтроля и самооценки в педагогическом процессе
- 7. Характеристика активных методов педагогического процесса
- 8. Средства педагогического процесса
- Тема 2.6. Формы педагогического процесса
- 1. Понятие об общих и конкретных формах педагогического процесса
- 2. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования
- 3. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса
- 4. Другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 5. Домашняя учебная работа школьников и ее организация
- 6. Требования к современному уроку и пути повышения его эффективности.
- 7. Технологический подход к проектированию и проведению урока
- 8. Самостоятельная работа учащихся на уроке
- 9. Анализ и самооценка урока учителем
- 10. Формы воспитания, их классификация и характеристика
- Тема 2.7. Педагогический процесс как технология
- Технологизация педагогического процесса как объективная тенденция развития современного образования
- 2. Современные представления о технологиях педагогического процесса
- 3. Соотношение понятий «педагогическая технология» и «методика обучения и воспитания»
- 4. Классификация педагогических технологий
- 5. Критерии технологичности педагогического процесса и эффективности педагогических технологий