logo
РАЗДЕЛ 2Сивашинская

4. Культура педагогического общения

Все вышесказанное о педагогическом общении как сущностной характеристике обучения и воспитания позволяет утверждать, что готовность к профессионально-педагогическому общению является важнейшим условием эффективной педагогической деятельности. Начинающие педагоги отмечают, что для успешной работы им необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и коммуникативные умения.

Готовность к профессионально-педагогическому общению включает: знание основ педагогического общения, его закономерностей, функций, структуры, содержания; сформированность умений организовать общение, управлять им и собственным психическим состоянием, а также сформированность определенных личностных, в том числе нравственных качеств педагога. Эти знания, умения и личностные качества определяют культуру педагогического общения, позволяющую педагогу осуществлять педагогическое общение, а значит воспитание и обучение, на достаточно высоком профессиональном уровне.

Очевидно, что культура педагогического общения - составная часть профессионально-педагогической культуры и проявляется во всех ее компонентах. Например, гуманистическая направленность личности педагога выражается в создании благоприятного психологического климата на уроке или вне его. Более того, на уроке должно присутствовать не только деловое, но и личностное общение: соучастие в проблемах друг друга, сопереживание, сострадание, сопереживание, сорадование и т.п.

Культура педагогического общения невозможна также без знания личности каждого ребенка, его индивидуальных особенностей, а также без знания преподаваемых учебных предметов. Выделяют следующие показатели культуры педагогического общения.

Основу этой культуры составляет общительность.Это интегральное качество выражается в устойчивой потребности в систематическом общении с детьми, коллегами, родителями; в умении быстро устанавливать контакты; в чувстве удовлетворения и радости от общения, в эмоциональном благополучии на всех этапах общения. Общительность проявляется также в интересе к детям, в понимании душевного состояния ребенка, в сопереживании его чувствам.

Общительность связана с такими чертами педагога, как легкость, непринужденность, простота, искренность, приветливость, отзывчивость в общении с учащимися; чувство юмора, сдержанность и терпеливость в конфликтных ситуациях, проявление расположения, уважения и требовательности, педагогическая интуиция, а также тактичность в общении с детьми.

Общительность проявляется и в системе коммуникативных умений и навыков, основанных на способности руководить общением учащихся и воздействовать на них в процессе общения. В частности, педагогу необходимо умение ориентироваться в конкретной ситуации; умение моделировать стиль общения в зависимости от индивидуальных особенностей детей, других партнеров по общению; умение создавать комфортный психологический климат в процессе общения; умение анализировать свое общение с учащимися и т.п.

Вторым показателем культуры педагогического общения является культура речи.Действительно, педагог передает информацию вербальными (речевыми) и невербальными средствами. Слово педагога – это его профессиональное средство, «ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника» (В.А. Сухомлинский). В речевой деятельности проявляется и эрудиция, и профессиональное мастерство педагога.

В педагогическом общении «присутствует» все многообразие видов речи, но независимо от того, что делает педагог (убеждает, внушает, информирует, обращается к чувствам и эмоциям учащихся, призывает их к действию и т.п.), к его речи предъявляются особые требования:

В коммуникации важно не только то, что сказано, но и то, как сказано. Искусству речи учит риторика. Речь выражает отношение педагога к содержанию информации и к тому, с кем он общается, поэтому важна эмоциональная выразительность речи: интонация, темп, дикция, громкость, тембр голоса, сила, паузы, ритмика и т.п.

Невербальные средствадополняют речь, эмоционально влияют на воспитанников, передают чувства и переживания педагога. Умение ими владеть – третий показатель культуры педагогического общения. Невербальные средства общения – мимика, пантомимика (движения тела, рук, глаз и т.д.) - это эмоциональный язык общения. Для многих учащихся важно, чтобы, когда они отвечают на вопрос, учитель поддерживал их, высказывал свою заинтересованность в их успехе, например, кивая головой. Напротив, непросто отвечать или даже получать хорошую оценку у учителя, лицо или взгляд которого ничего не выражают. Важно, чтобы лицо учителя «светилось улыбкой». По мнению известного психотерапевта В. Леви, учитель должен уметь включать «внутренний свет».

Таким образом, культура педагогического общения достигается как за счет речи, так и невербальных средств. В педагогической литературе приводятся данные опроса учащихся. Так, отвечая на вопрос «Какие признаки внешности педагога вы выделяете прежде всего?», учащиеся на первое место поставили выражение лица и глаз (80% опрашиваемых), а затем голос (60% опрашиваемых). Эти данные свидетельствуют о том, насколько значимы вербальные и невербальные средства педагогического общения.

Следующий показатель культуры педагогического общения – это наличие умений управлять своими эмоциями, настроением, то есть умения саморегуляции психической деятельности.К этим умениям относятся, например, умение управлять своим психическим состоянием, поддерживать у себя доброжелательный настрой, творческое настроение, а также умение снимать психическое напряжение, которое накапливается у учителя, как ни у кого другого.

Особо следует выделить такой показатель культуры педагогического общения, как педагогический такт. Быть тактичным – значит проявлять уважение к человеку в любой ситуации.

В педагогической литературе педагогический тактопределяют как соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в разных сферах деятельности, избежание крайностей в общении с ними, сочетание уважения и требовательности к ним, умение выбрать правильный подход к ученику.

Из определения следует, что педагогический такт предполагает учет личностных особенностей субъектов общения, соблюдение нравственно-этических профессиональных установок педагога. Педагогический такт проявляется в отношениях и формах обращения, в умении разговаривать, не задевая самолюбия собеседника, в умении организовать деятельность детей и проверить ее исполнение, в умении сдерживать свои чувства и эмоции, в умении требовать, в умении заметить (или не заметить) воспитанника. Педагогический такт проявляется в замечаниях, в оценочных суждениях, в интонации, в умении быть терпеливым и внимательным, поощрять и наказывать. Педагогический такт подсказывает место и время общения с учеником.

Такт учителя на уроке проявляется в умении выслушать ответ ученика, не прерывая его репликами и комментариями, в умении оценить работу ученика. Такт выражается и в искренней радости успехам ученика, и в огорчении его неудачам. Педагогический такт – это и проявление доверия ученику.

Напротив, всякое отклонение от меры может выступать как бестактность. Бестактность педагога является причиной его конфликтов с учащимися. Она проявляется, например, в грубых замечаниях ученику относительно его внешнего вида, его способностей, личностных качеств и т.п. Важно, чтобы тактичность стала чертой характера педагога, была доведена им до уровня нравственной привычки.

Культура педагогического общения находит свое выражение в стиле общения педагога с учащимися и в стиле его руководства деятельностью учащихся.