logo
РАЗДЕЛ 2Сивашинская

2.6. Формы педагогического процесса

Понятие об общих и конкретных формах педагогического процесса. Характеристика общих форм организации обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования. Классно-урочная система как система группового обучения, её характеристика.

Урок - основная форма учебно-воспитательного процесса. Современная трактовка понятия “урок”. Типология и структура уроков. Нетрадиционные (нестандартные) виды урока. Требования к современному уроку: дидактические, воспитательные, развивающие (психологические), организационные, гигиенические. Пути повышения эффективности урока.

Другие формы организации учебной деятельности учащихся: домашняя учебная работа, курсы по выбору (факультативы), занятия в кружках и клубах по интересам, консультации, поддерживающие и стимулирующие занятия по предмету, олимпиады, викторины, конкурсы, соревнования, выставки, экспедиции и др.

Подготовка учителя к уроку. Технологический подход к проектированию (планированию) и проведению урока. Анализ и самооценка урока учителем.

Формы воспитания, их многообразие. Попытки классификации форм воспитательной работы (мероприятия, дела, игры; индивидуальные, групповые, массовые и др.).

Формы коллективной творческой деятельности: коллективные творческие дела, чередование традиционных поручений, сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и др. Технология их проведения.

Проблема выбора форм воспитательной работы. Анализ и самооценка форм воспитательной работы педагогом.