4. Понятие о закономерностях, принципах и правилах педагогического процесса
Проблема закономерностей, принципов и правил педагогического процесса - важнейшая
проблема педагогики, так как носит методологический характер.
На всех уровнях реализации педагогического процесса присутствует как элемент стихийности, так и элемент целенаправленности и осознанной контролируемости. Элемент стихийностипривносится законами развития живой и неживой природы, законами развития общества, наследственными факторами, законами физического, психического, духовного саморазвития человека и др. По мере того, как человек познает указанные выше объективные законы, возникают и элементы осознанности и целенаправленности, которые превращают стихийный процесс социализации индивида в специально организованное педагогическое взаимодействие, то есть в процессы обучения и воспитания.
Во всех областях жизни общества, природы, человека, а следовательно, в каждой науке, существуют свои законы и закономерности. Существуют они и в педагогике. Вместе с тем, педагогика - специфическая наука, «черпающая» свои законы и правила из других наук о человеке и обществе. Поэтому вскрытие закономерностей педагогического процесса в большой степени зависит от уровня развития антропологических и гуманитарных наук. Это обстоятельство является причиной того, что проблема закономерностей и принципов в педагогике до сих пор не имеет однозначного решения и не решена до конца. Вместе с тем, современный уровень развития педагогической теории и практики позволяет сформулировать ряд закономерностей, а на их основе и принципов педагогического процесса.
Как в философии определяются понятия «закон», «закономерность», «принцип» и «правило»? Закон – внутренняя существенная и устойчивая связь явлений, обуславливающая их изменение. Закономерность – совокупность взаимосвязанных по содержанию законов, обеспечивающих устойчивую тенденцию или направленность в изменении какой-либо системы. И закон, и закономерность – это проявления сущности явлений.
Понятие «принцип» означает основную идею, исходное требование или основное правило поведения, деятельности. Принцип есть субъективное выражение законов и закономерностей и формулируется на их основе. Если принцип – это обобщенное положение, распространяющееся на все явления данной группы, то правило – обобщение большинства, но не всех случаев. Правила носят обычно эмпирический характер, выводятся из опыта. Но научно обоснованные эмпирические правила могут быть сформулированы как принципы. Наука тем совершеннее, чем больше она пользуется закономерностями и чем меньше в ней одних только эмпирических правил.
Большинство ученых-педагогов считают, что в педагогике правомерно говорить не о законе, а о закономерностях, тенденциях. Закон однозначно отражает одну определенную связь, отношение. Закономерности же – это результат действия множества законов, который отражает многие связи и отношения. Закономерность педагогического процессавыражает общие тенденции развития и функционирования педагогических систем. Это отчасти объясняет тот факт, что результаты учебно-воспитательной деятельности педагогов при сравнительно одинаковых условиях могут быть разными.
Таким образом, закономерность педагогического процесса(обучения и воспитания) можно определить как совокупность объективных, общих, существенных, необходимых, устойчиво повторяющихся связей между педагогическими явлениями, компонентами педагогического процесса, характеризующих их развитие и функционирование. Иначе, под педагогическими закономерностями понимается «адекватное отражение объективной, т.е. независимой от воли субъекта, действительности, воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах» (Цит. по Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: учебное пособие / Л.И. Маленкова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – С. 103). Рассмотрим эти закономерности.
- Раздел II. Целостный педагогический процесс
- 2.2. Цели, задачи, закономерности и принципы педагогического процесса
- 2.3. Сущность педагогического процесса
- 2.4. Содержание педагогического процесса
- Методы и средства педагогического процесса
- 2.6. Формы педагогического процесса
- 2.7. Педагогический процесс как технология
- Тема 2.1. Педагогический процесс как целостное явление и система
- Педагогическая система как форма существования целостного педагогического процесса
- Структура, функции, основные характеристики педагогического процесса
- Педагогического процесса
- Средства Взаимодействие педагогов (материальная база) и воспитанников:
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса
- 4. Педагогические системы авторских школ.
- 5. Альтернативные педагогические системы в зарубежной педагогике.
- Тема 2.2.. Цели, задачи, закономерности и принципы педагогического процесса
- Цель и задачи педагогического процесса, их разноуровневый характер
- 2. Базовая культура личности как актуальная цель педагогического процесса в современной школе
- 3. Технология целеполагания в педагогической деятельности учителя
- 4. Понятие о закономерностях, принципах и правилах педагогического процесса
- 5. Характеристика основных закономерностей педагогического процесса
- 6. Принципы педагогического процесса и правила их реализации
- Тема 2.3. Сущность педагогического процесса
- 1. Общение как сущность педагогического взаимодействия
- 2. Педагогическое общение, его функции и содержание
- 3. Воспитание и обучение как педагогическое общение
- 4. Культура педагогического общения
- 5. Стили педагогического общения и педагогического руководства
- 6. Технология педагогического общения
- Лекционные занятия № 16-17
- Тема 2.4. Содержание педагогического процесса
- 1. Содержание педагогического процесса, его исторический характер
- 2. Структура содержания педагогического процесса
- 3. Общее, политехническое, профессиональное образование
- 4. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 5. Учебный предмет как уровень представления содержания образования
- 6. Основные тенденции развития содержания современного образования
- 7. Нормативные документы, определяющие содержание педагогического процесса
- 8. Содержание воспитания как составная часть содержания образования
- Тема 2.5. Методы и средства педагогического процесса
- Понятие о методах и приемах педагогического процесса
- 2. Классификация методов обучения и воспитания
- 3. Критерии выбора методов педагогического процесса
- 4. Методы организации учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся
- 4.1. Словесные методы обучения и воспитания
- 4.2. Наглядные и практические методы обучения и воспитания
- 4.3. Методы формирования социального опыта
- 5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения
- 6.Методы контроля, самоконтроля и самооценки в педагогическом процессе
- 7. Характеристика активных методов педагогического процесса
- 8. Средства педагогического процесса
- Тема 2.6. Формы педагогического процесса
- 1. Понятие об общих и конкретных формах педагогического процесса
- 2. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования
- 3. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса
- 4. Другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 5. Домашняя учебная работа школьников и ее организация
- 6. Требования к современному уроку и пути повышения его эффективности.
- 7. Технологический подход к проектированию и проведению урока
- 8. Самостоятельная работа учащихся на уроке
- 9. Анализ и самооценка урока учителем
- 10. Формы воспитания, их классификация и характеристика
- Тема 2.7. Педагогический процесс как технология
- Технологизация педагогического процесса как объективная тенденция развития современного образования
- 2. Современные представления о технологиях педагогического процесса
- 3. Соотношение понятий «педагогическая технология» и «методика обучения и воспитания»
- 4. Классификация педагогических технологий
- 5. Критерии технологичности педагогического процесса и эффективности педагогических технологий