logo
РАЗДЕЛ 2Сивашинская

6.Методы контроля, самоконтроля и самооценки в педагогическом процессе

В педагогической литературе широко используются такие понятия (термины), как педагогическая диагностика, контроль педагогического процесса, проверка знаний и умений, оценка, отметка. Педагогическое диагностированиеимеет целью своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебно-воспитательного процесса и его продуктивности. Педагогическое диагностирование включаетконтроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденции, прогнозирование дальнейшего развития.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что методы контроля, самоконтроля и самооценки являются также методами педагогической диагностики. Рассмотрим контроль в процессе обучения и воспитания.

Контроль- неотъемлемый элемент традиционного учебно-воспитательного процесса, благодаря которому реализуется обратная связь в обучении и воспитании, что позволяет корректировать ход учебно-воспитательного процесса, ставить конкретные задачи в дальнейшем обучении и воспитании. Это процедура получения информации о деятельности педагогов и воспитанников, её результатах, установления степени достижения целей обучения и воспитания, проверки уровня знаний, умений и навыков, развития мышления, сформированности определенных личностных качеств.

Начальным моментом контроля являются наблюдение и проверка. В процессе наблюдения и проверки выявляется и измеряется тот материал, который предстоит проконтролировать. В результате накапливается первичная информация, которая учитывается, а затем подвергается анализу, синтезу, сравнению. При этом проводится оценивание этой информации с точки зрения задач контроля. Результаты оценивания словесно комментируются, а также могут быть выражены в баллах (отметках).

Педагогический контроль предполагает внешнюю обратную связь (обеспечивается педагогом) и внутреннюю обратную связь (самоконтроль, самооценка учащихся).

Реализуя свои функции (диагностическую, обучающую, воспитывающую, развивающую), педагогический контроль позволяет привести в систему учебный материал, усвоенный школьниками за определенный период; позволяет выявить успехи и недостатки в учении, определить качество усвоенного материала, его объем и степень понимания учащимися; способствует изучению педагогом учащихся; способствует расширению, углублению и закреплению знаний, умений и навыков; способствует развитию познавательных интересов; повышает ответственность учащихся и учителя за выполненную работу; приучает школьников к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебного задания; формирует определенные нравственные и личностные качества учащихся, взаимоотношения между ними.

Установлены следующие общие требования к педагогическому контролю:

- индивидуальный характер контроля, не допускающий подмены результатов учения отдельного ученика итогами работы учебной группы, и наоборот;

- систематичность, регулярность контроля на всех этапах учебной деятельности.

- разнообразие форм проведения контроля, обеспечивающее выполнение всех его функций;

- всесторонность контроля. Он должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, а также практических умений и навыков;

- объективность контроля;

- дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета и отдельных его разделов, а также индивидуальные особенности учащихся;

- единство требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся в данном классе.

Контроль бывает разных видов и форм. Традиционны следующие виды контроля.

Предварительный контрольобычно проводят в начале учебного года, полугодия, четверти, на первых уроках нового раздела учебного предмета или вообще нового предмета. Назначение (функция) такого контроля состоит в изучении уровня готовности учащихся к восприятию нового материала. На основе данных предварительного (диагностического) контроля учитель конструирует изучение нового материала, предусматривает повторение, организацию межпредметных связей, актуализирует знания.

Текущий контроль. Основное его назначение для учителя – непрерывное отслеживание для получения информации о качестве отдельных этапов учебного процесса, а для ученика – внешний стимул, побуждающий к систематическим занятиям. Ведя урок, учитель то и дело обращается к учащимся с вопросами и заданиями с тем, чтобы убедиться, правильно ли они усвоили изучаемый материал, в чем проявляются неточности и пробелы в знаниях и умениях. В зависимости от ответов учащихся учитель корректирует учебный процесс.

Тематический контрольпроводится по завершении изучения большой темы. Его назначение: систематизировать и обобщить материал всей темы; путем проверки знаний закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета. В порядке тематического контроля в старших классах перед практическими занятиями (по физике, химии и т.д.) может проводитьсяколлоквиум. Учащимся заранее объявляется тема и вопросы, указывается литература.

Итоговый контрользавершает значительный отрезок учебного времени (четверть, полугодие, учебный год). При этом учитываются результаты текущего контроля и по ряду предметов проводятся контрольные работы, охватывающие основной учебный материал. В старших классах итоговый контроль может проводиться в формезачета. Учащимся сообщают разделы учебного предмета, программные требования по предмету (объем знаний, умений и навыков). Затем в процессе собеседования, выполнения практических заданий учитель фиксирует, что учебный материал зачтен или не зачтен ученику как усвоенный.

Заключительный контрольимеет в виду аттестацию ученика по предмету на заключительном этапе обучения в учебном заведении. Это выпускные и квалификационные экзамены, которые принимает экзаменационная комиссия. По результатам экзамена ученик получает официальный документ об окончании учебного заведения (свидетельство, аттестат, диплом) или о присвоении квалификации (разряда, категории). Кроме выпускных в средних классах школ по некоторым предметам предусмотрены и переводные экзамены, которые охватывают материал учебного года.

К организационным (общим) формам контроляотносятся: индивидуальная, групповая, фронтальная и комбинированная (уплотненная) формы, а также взаимоконтроль, самоконтроль.Конкретными (по внешнему выражению) формами контроляявляются: контрольный урок, контрольное практическое занятие, опрос, коллоквиум, зачет, экзамен.

Контроль осуществляется с помощью разнообразных методов. Методы контроля педагогического процесса– это способы, с помощью которых определяются результаты учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся, а также педагогической деятельности учителя. Наиболее распространены в педагогической практике такие методы контроля:

Важная составная часть педагогического контроля процесс оценивания деятельности учащихся и педагогов. Подпроцессом оцениванияпонимается взаимодействие педагога или технической системы с учащимися, в результате которого появляется парциальная или/и количественная оценка. По уровню обобщенности оценка делится напарциальную, выраженную в словесной форме, ификсированную,количественную(в баллах) отметку, иинтегрированную, объединяющую первую и вторую оценки.Парциальная оценкавыражается в вербальных или невербальных реакциях учителя, отражающих эмоциональное отношение учителя к работе ученика. Таковыми могут быть: согласие, одобрение, ободрение, замечание, порицание, отрицание, упрек, угроза, нотация и др.Отметка– это результат процесса оценивания, количественный показатель оценки результатов учебной деятельности учащихся. Количественная оценка (отметка) фиксируется в документах.

Основные требования к оцениваниюзнаний, умений и навыков учащихся: всесторонность оценки успеваемости, ее значимость и дифференцированный характер; гласность и обоснованность, ясность критериев оценки знаний; сочетание оценки учителя с самооценкой и взаимооценкой. Оценка включает в себя следующие показатели работы ученика: фактическое состояние знаний; правильность, полнота, точность знаний; знание литературы; самостоятельность; инициативность и творческий подход.

Выделяют следующие функции процесса оценивания:

- диагностическая:измерение усвоения учащимися учебного материала, определение объемов усвоенного материала и глубины понимания;

- обучающая: определяется тем, насколько при контроле наблюдается прирост знаний, умений и навыков;

- развивающая: определяется тем, насколько присутствует прирост психических операций в определенных психических процессах;

- воспитывающая:определяется тем, насколько у учащихся формируются устойчивые отношения, позитивная адекватная «Я-концепция», сотрудничество, ответственность и другие личностные качества;

- стимулирующая: определяется тем, насколько ученики готовятся к каждому уроку, насколько они активны во время опроса, насколько формируется мотивация для занятий данным предметом;

- корректирующая:исправление деятельности и поведения ученика и учителя, если таковые не соответствуют требованиям педагогического процесса.

Для того чтобы во всех методах контроля были реализованы вышеуказанные функции процесса оценивания, необходимо, как показывает практика, решить проблему обратной связи, то есть показать ребенку, что сделано правильно, а где есть неточности и пробелы. Задачу быстрой обратной связи можно решить с помощью таких методов, как взаимоконтроль, взаимопроверка, разбор хорошо выполненных работ в парах или малых группах и др. Если же обратная связь отсроченная, то педагог, возвращая работы с отметками, должен разъяснить, каковы правильные ответы на все вопросы.

Важнейшей задачей контроля является предоставление возможности всем учащимся на каждом уроке сообщать о своем успехе, то есть на каждом уроке каждый ученик должен быть проверен по узловым вопросам учебного материала. Принцип стопроцентной обратной связистимулирует ученика готовиться к каждому уроку (при выборочном контроле это чаще всего не происходит). Вместе с тем, для реализации этого принципа необходимо создать условия: оптимальный объем домашних заданий, использование опорных сигналов, схем, конспектов и др. Недопустимо использовать обратную связь как “кнут”.

Организуя контроль, учитель должен перейти от выискивания ошибок к нахождению успеха, положительных моментов в деятельности учащихся. Невсегда целесообразно сообщать индивидуальные отметки учащихся перед всем классом, можно сообщить им пути совершенствования.

Процесс оценивания в целом должен создавать условия для коррекции педагогом своей деятельности. Если ученики работают в меру своих сил и получают хорошие отметки – значит подход правильный. В случае, если ученики работают «спустя рукава» и получают хорошие отметки, необходимо усилить требовательность. Если же ученики работают с полной отдачей и не могут получить отличные отметки, необходимо снизить требовательность.

Деятельность по оценке результатов учебной деятельности школьников является одним из самых сложных видов педагогической деятельности. Выделим объективные и субъективные недостатки процесса оценивания в школе. (В большей степени они были свойственны пятибалльной системе оценки, некоторые из них остаются и при новой, десятибалльной системе.)

Во-первых, оценивая ученика, учитель нередко исходит из своих собственных интуитивных представлений, действует в соответствии со своей логикой, не всегда руководствуясь критериями и показателями оценки. Во-вторых, оценка зависит от отношения учителя к ученику. Известно, например, что учителя авторитарного типа склонны занижать отметки. В-третьих, отметка зависит от умения ученика владеть собой в ситуации опроса, которая нарушает «психическое равновесие» ученика, возбуждая или угнетая его. Как недостатки процесса оценивания можно рассматривать: отсроченность отметки; одинаковый «счетоводческий подход» (сколько ошибок допустил, сколько примеров решил и т.п.) ко всем учащимся, игнорирующий их продвижение относительно прежнего уровня обученности; среднеарифметический подход к выставлению итоговых отметок; объявление отрицательных отметок перед всем классом и т.п. Отметки так или иначе влияют на взаимоотношения детей и родителей, родителей и педагогов.

В 2002/2003 учебном году в общеобразовательных учреждениях Беларуси была введена десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся. Основными

целями её введения были:

1) повышение объективности оценки и качества учебно-познавательной деятельности учащихся, ее результатов;

2) обеспечение социальной защищенности личности учащихся;

3) реализация интегративного подхода в оценке учебных достижений учащихся в единстве знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных свойств и качеств личности;

4) создание условий для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и достижения более высоких результатов на основе введения инвариантной оценочной школы, применимой к разноуровневому обучению;

5) обеспечение условий для адекватной самооценки личности и реализации принципа социальной справедливости в оценивании учебных достижений учащихся.

Как показывает практика применения 10-балльной системы, она решает проблему дифференцированного подхода к оценке учебной деятельности школьников и ее результатов, повышает заинтересованность учащихся в достижении более высоких показателей. Вместе с тем, существуют определенные расхождения в критериях и показателях оценки по учебным предметам, сами критерии и показатели, по нашему мнению, достаточно сложны для быстрого восприятия и освоения учителем. Например, по русскому языку учителю следует научиться применять отдельно критерии и показатели устного ответа; практических заданий (упражнений по закреплению грамматического материала); оценки орфографической и пунктуационной грамотности учащихся (показатели оценки контрольного словарного диктанта и контрольного текстового диктанта); оценки коммуникативной грамотности учащихся (показатели оценки творческих работ), оценки тестовых заданий. Все это говорит о том, что овладение методами контроля, десятибалльной системой оценки требует от будущего учителя целенаправленной, длительной работы.

Не менее важными в рассматриваемой группе являются методы самоконтроля, самооценки, которые являются одновременно и составной частью методов рефлексии. Рефлексия в педагогическом процессе – это процесс и результат фиксирования участниками педагогического взаимодействия состояния своего развития, саморазвития и определения причин этого (С.С. Кашлев). Самооценка– оценка самого себя, своих достижений и недостатков. Для ученика самооценка выполняет ряд функций: констатирующую («что из изученного учебного материала я знаю хорошо»); мобилизационно-побудительную («многое удается, но в каком-то вопросе разобрался не до конца»); проектировочную (что должно стать содержанием программы дальнейшей деятельности).

Самооценке необходимо систематически учить. Для этого необходимо разработать четкие критерии самооценки и способствовать их усвоению учащимися; определить виды работ, подлежащих оцениванию самими учащимися или только учителем; познакомить с ними учащихся. Базовым умением в оценочной деятельности ученика должна быть его готовность к самооценке полученного результата. Для этого на начальном уровне формирования умения объективно оценивать результат можно использовать прием согласования отметки, выставленной учителем, с мнением ученика. Важными методами самоконтроля выступают также умения контролировать степень усвоения материала, находить ошибки, неточности, намечать способы устранения ошибок и т.п.

Методы самоконтроля, самооценки в педагогическом процессе делают этот процесс личностно-значимым для самого ученика, а, следовательно, могут рассматриваться также как методы мотивации и стимулирования деятельности и поведения учащихся.