2. Современные представления о технологиях педагогического процесса
Современная дидактика и теория воспитания пытаются ответить на вопросы: «как обучать результативно?», «при каких условиях педагогический процесс приобретает черты педагогической технологии?». Возникла научная отрасль педагогики «Педагогическая технология», которая занимается исследованием наиболее рациональных путей обучения и воспитания, конструированием и проектированием педагогических процессов. Помимо научного аспекта понятие «педагогическая технология» представленопроцессуально-описательным(алгоритм процесса, совокупность целей, принципов, содержания, методов, средств) ипроцессуально-действенным(непосредственное осуществление педагогического процесса) аспектами.
В педагогической литературе встречаются понятия «педагогическая технология», «образовательная технология», «технология обучения», «технология воспитания». Первые два термина употребляют обычно как синонимы. Второй и третий из них подчеркивают специфику процессов обучения и воспитания. Используется также понятие «технологический подход к обучению и воспитанию», обозначающее процесс конструирования педагогического процесса в самом общем виде, представление его в форме алгоритма, без учета специфики отдельных шагов. Таким образом, характеризуя содержание понятия «технология» в педагогике, необходимо осознавать неоднозначность его трактовки.
Обратимся к происхождению этого термина. «Технология» (от греческих слов techne– искусство, мастерство, умение иlogos– учение, наука) – учение об умении, мастерстве что-то делать. Понятие технологии широко используется в производстве, строительстве, различных видах научно-производственной деятельности. Так, согласно словарю русского языка С.И. Ожегова,технология –это совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства. В первоначальном смысле технология означает производство определенного продукта при помощи конкретных средств производства (механизмы, технические средства, станки и т.п.). Стремление людей достичь запланированных результатов с наименьшими затратами интеллектуальных, сырьевых, энергетических, временных ресурсов ведет их к технологизации производственных процессов. Важнейшей чертой технологии выступает четкое планирование ожидаемого результата деятельности и ориентация на его достижение.
Названные выше преимущества технологий привели к тому, что они стали активно проникать в гуманитарные сферы деятельности людей: в политику, культуру, медицину и образование. Впервые понятие «технология» появляется в педагогике в середине XXвека в связи с попытками «технологизировать» педагогический процесс с помощью технических средств, а затем реализовать идеи программированного обучения. В 70-е годыXXвека педагогика испытала влияние кибернетики как науки об управлении. Затем широкому применению термина «технология» в педагогике способствовало развитие информационных технологий обработки и хранения данных (информации), которые начали широко использоваться в сфере образования.
Для иллюстрации разнообразия подходов к определению понятия «технология» в педагогике приведем его трактовки некоторыми исследователями данной проблемы.
Педагогическая технология - проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике; содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).
Педагогическая технология – системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).
Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей; система процедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достижению определенного планируемого результата (В.М. Монахов).
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
Педагогическая технология – это определяемая целями конкретной педагогической системы и возможностями ее объектов, гарантирующая достижение этих целей последовательность познавательных действий учащегося и обеспечивающая их реализацию последовательность состояний образовательной среды и организационно-управленческих действий педагога (Г.Н. Петровский).
Технология педагогическая – совокупность профессиональных умений воздействия на детей в контексте взаимодействия с ними во имя их активного взаимодействия с окружающей реальностью (Н.Е. Щуркова).
Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий (В.А. Сластенин).
С учетом вышесказанного можно предложить следующее определение. Педагогическая технология- это научное проектирование и точное воспроизведение определенной последовательности способов педагогического взаимодействия, гарантирующей достижение запланированного результата или создающей условия для его достижения.
Следовательно, характерными чертами (признаками) педагогических технологий являются (по И.И. Прокопьеву):
1) диагностичная цель или система задач;
2) строгая последовательность педагогических операций (действия, методы, приемы);
3) гарантия достижения цели (задач);
4) управляемость педагогического процесса;
5) циклический характер, то есть повторяемость отдельных операций.
Один полный цикл педагогической технологии(педагогического взаимодействия) включает следующие процессы:
- педагогическое диагностирование;
- постановка диагностируемых целей и задач;
- конструирование, проектирование педагогического взаимодействия субъектов между собой и со средствами обучения и воспитания;
- реализация спроектированного педагогического взаимодействия;
- управление, то есть анализ, оценка, сравнение результата с целью, корригирование.
Все эти процессы, составляющие технологию, сами могут рассматриваться как технологии. Соответственно выделяют: а) технологию конструирования педагогического процесса, включающую анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности. Это единство технологии конструирования содержания, технологии конструирования материальных средств и технологии конструирования деятельности педагога и воспитанников. Результатом реализации этих технологий является проект педагогической деятельности в виде плана, плана-конспекта или конспекта урока или других форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся, в виде плана работы классного руководителя, плана организации разнообразных форм воспитательной работы, общешкольного плана учебно-воспитательной работы и др.; б)технологию осуществления педагогического процесса как совокупность технологий передачи информации, организации разнообразных видов деятельности учащихся, стимулирования их активности, регулирования и корригирования хода педагогического процесса, его текущего контроля. Выделяют такжетехнологию педагогического общения. Названные технологии рассматривались или еще будут рассматриваться нами в соответствующих темах.
В целом структура педагогической технологииможет быть представлена как единство содержательного и процессуального компонентов.Содержательный компонентв свою очередь представленконцептуальнойсоставляющей(система знаний об инструментарии достижения целей, об эффективности процесса обучения и т.п.);диагностической составляющей(профессиональная компетентность педагога, уровень обученности и воспитанности учащихся, их индивидуальные особенности и т.п.);дидактической составляющей(содержание, методы, формы, средства педагогического процесса). Процессуальный компонент – воплощение на практике проекта педагогического процесса.
Следует подчеркнуть, что педагогический процесс осуществляется как технология в том случае, если его цель и результат описываются точно, конкретно, диагностично. Цель, по утверждению В.П. Беспалько), диагностична, если есть строгое, точное описание формируемых знаний, умений, свойств личности, позволяющее отличить их от всех других; для выявления диагностируемых знаний, умений, свойств есть инструмент измерения их сформированности; имеется шкала для их оценки.
Вот почему некоторые исследователи указывают, что в строгом смысле технологиями являются именно технологии обучения, при чем в большей степени предметно-ориентированные (знаниевые) и в меньшей степени личностно ориентированные (образовательные) технологии. В случае личностно ориентированных технологий намного сложнее осуществить диагностику (контроль) достижения целей, которые относятся к сфере психического развития, универсальных способностей учащихся.
Аналогичные рассуждения можно провести и в отношении понятия «технология воспитания». Оно применяется в педагогике с учетом специфики процесса воспитания, его отличительных особенностей (сложность, неоднозначность, многофакторность, трудность установления обратной связи, невозможность гарантировать достижение определенного результата и др.). Нередко говорят не о технологии воспитания, а о технологическом подходек организации воспитательной составляющей педагогического процесса. Более подробно технологии обучения и воспитания будут охарактеризованы в третьем разделе курса педагогики.
- Раздел II. Целостный педагогический процесс
- 2.2. Цели, задачи, закономерности и принципы педагогического процесса
- 2.3. Сущность педагогического процесса
- 2.4. Содержание педагогического процесса
- Методы и средства педагогического процесса
- 2.6. Формы педагогического процесса
- 2.7. Педагогический процесс как технология
- Тема 2.1. Педагогический процесс как целостное явление и система
- Педагогическая система как форма существования целостного педагогического процесса
- Структура, функции, основные характеристики педагогического процесса
- Педагогического процесса
- Средства Взаимодействие педагогов (материальная база) и воспитанников:
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса
- 4. Педагогические системы авторских школ.
- 5. Альтернативные педагогические системы в зарубежной педагогике.
- Тема 2.2.. Цели, задачи, закономерности и принципы педагогического процесса
- Цель и задачи педагогического процесса, их разноуровневый характер
- 2. Базовая культура личности как актуальная цель педагогического процесса в современной школе
- 3. Технология целеполагания в педагогической деятельности учителя
- 4. Понятие о закономерностях, принципах и правилах педагогического процесса
- 5. Характеристика основных закономерностей педагогического процесса
- 6. Принципы педагогического процесса и правила их реализации
- Тема 2.3. Сущность педагогического процесса
- 1. Общение как сущность педагогического взаимодействия
- 2. Педагогическое общение, его функции и содержание
- 3. Воспитание и обучение как педагогическое общение
- 4. Культура педагогического общения
- 5. Стили педагогического общения и педагогического руководства
- 6. Технология педагогического общения
- Лекционные занятия № 16-17
- Тема 2.4. Содержание педагогического процесса
- 1. Содержание педагогического процесса, его исторический характер
- 2. Структура содержания педагогического процесса
- 3. Общее, политехническое, профессиональное образование
- 4. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 5. Учебный предмет как уровень представления содержания образования
- 6. Основные тенденции развития содержания современного образования
- 7. Нормативные документы, определяющие содержание педагогического процесса
- 8. Содержание воспитания как составная часть содержания образования
- Тема 2.5. Методы и средства педагогического процесса
- Понятие о методах и приемах педагогического процесса
- 2. Классификация методов обучения и воспитания
- 3. Критерии выбора методов педагогического процесса
- 4. Методы организации учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся
- 4.1. Словесные методы обучения и воспитания
- 4.2. Наглядные и практические методы обучения и воспитания
- 4.3. Методы формирования социального опыта
- 5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения
- 6.Методы контроля, самоконтроля и самооценки в педагогическом процессе
- 7. Характеристика активных методов педагогического процесса
- 8. Средства педагогического процесса
- Тема 2.6. Формы педагогического процесса
- 1. Понятие об общих и конкретных формах педагогического процесса
- 2. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования
- 3. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса
- 4. Другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 5. Домашняя учебная работа школьников и ее организация
- 6. Требования к современному уроку и пути повышения его эффективности.
- 7. Технологический подход к проектированию и проведению урока
- 8. Самостоятельная работа учащихся на уроке
- 9. Анализ и самооценка урока учителем
- 10. Формы воспитания, их классификация и характеристика
- Тема 2.7. Педагогический процесс как технология
- Технологизация педагогического процесса как объективная тенденция развития современного образования
- 2. Современные представления о технологиях педагогического процесса
- 3. Соотношение понятий «педагогическая технология» и «методика обучения и воспитания»
- 4. Классификация педагогических технологий
- 5. Критерии технологичности педагогического процесса и эффективности педагогических технологий