4. Классификация педагогических технологий
Существуют разные основаниядля классификации педагогических технологий. Так можно группировать технологии по уровню применения, по философской основе, по ведущему фактору психического развития, по концепции усвоения, по организационным формам, по подходу к ребенку, по преобладающему методу, по категории обучающихся, по характеру содержания и структуры, по направлению модернизации существующей традиционной системы (Г.К. Селевко, Г.Д.. Левитес и др.), по степени обобщенности, по уровню субъектности исполнителя (С.С. Кашлев), по типу организации и управления познавательной деятельности (В.П. Беспалько). Назовем некоторые наиболее важные с точки зрения педагога-практика классификации.
По уровню применениявыделяют общепедагогические, частнометодические и локальные технологии.Общепедагогическая технологияхарактеризуют целостный педагогический процесс (педагогическую систему) в данном регионе, учебном заведении.Частнометодическая(предметная или воспитательная) технология характеризует совокупность целей, содержания, методов и средств деятельности педагога и учащихся в рамках одного предмета или направления воспитания. Локальная (узкопредметная, модульная) технология характеризует отдельные части учебно-воспитательного процесса, процесс решения отдельных дидактических или воспитательных задач.
По степени обобщенностивыделяют макротехнологии, определяющие философию, стратегию педагогического процесса, и микротехнологии – тактику педагогического взаимодействия, его конкретные приемы. Примерами макротехнологий являются технология коллективной творческой деятельности, система развивающего обучения, информационные технологии и т.п., микротехнологий - технология дискуссии, игра-путешествие и др.
По характеру содержания и структуры технологии бывают: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, а также монотехнологии, политехнологии (комплексные) и проникающие технологии. Например, вмонотехнологияхвесь учебно-воспитательный процесс строится на какой-либо одной доминирующей, приоритетной идее или концепции. Вкомплексных технологиях используются элементы различных монотехнологий. Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и при этом играют роль катализаторов, называютпроникающими.
По уровню субъектности исполнителя педагогические технологии можно классифицировать на производственные (репродуктивные), социальные (проблемные) и гуманитарные (творческие). При этом подпроизводственной или репродуктивнойтехнологией понимают алгоритмичную технологию, поддающуюся полному воспроизведению, независимо от личности пользователя. К ним, например, можно отнести технологии программированного обучения, модульного обучения, вузовского обучения.Социальная(проблемная технология) предполагает учет личности пользователя. Социальными технологиями являются: технология проектного обучения, технология кооперативного обучения, Дальтон-технология и др. Гуманитарные или творческие технологии – это собственные технологии, созданные педагогом в процессе профессиональной деятельности.
В основу классификации по типу организации и управления познавательной деятельностьюположен характер взаимодействия учителя с учеником. Это взаимодействие, согласно В.П. Беспалько, может бытьразомкнутым(неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся);цикличным(с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем);рассеянным (фронтальным) илинаправленным (индивидуальным);ручным (вербальным) илиавтоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание этих признаков определяет разные виды технологий (систем обучения):
1) классическое лекционное обучение (разомкнутое, рассеянное, ручное);
2) обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);
3) система «консультант» (разомкнутое, направленное, автоматизированное);
4) обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное);
5) система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное);
6) компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);
7) система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное);
8) «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное).
В практике обычно встречаются различные комбинации этих монотехнологий: современное традиционное обучение, программированное обучение, групповые и дифференцированные способы обучения и др.
По направлению модернизации существующей традиционной системывыделяют следующие группы технологий:
а) технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношенийхарактеризуются приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим характером управления, гуманистической направленностью содержания, процессуальной ориентацией. К ним относят: педагогику (технологии) сотрудничества, гуманно-личностную технологию Ш.А. Амонашвили и др.
б) технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Это, например, игровые технологии, технология проблемного обучения, технология обучения на основе схемных и знаковых моделей (опорных сигналов) В.Ф. Шаталова, технология проектного обучения и др.
в) технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Примерами являются: технология программированного обучения, технологии дифференцированного обучения, технологии индивидуализации обучения, технология перспективно-опережающего обучения (С.Н. Лысенкова), технологии на основе коллективных способов обучения, информационные и компьютерные технологии.
г) педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала:технология укрупнения дидактических единиц (П.М. Эрдниев), технология «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов), педагогическая система «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов) и др.;
д) природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка: система обучения Л.Н. Толстого, педагогическая система М. Монтессори и др.
е) альтернативныетехнологии: вальдорфская педагогика, технология свободного труда С. Френе и др.
ж) системы авторских школ(А.Н. Тубельского, Е.А. Ямбурга, М. Балабана и др.) как примеры комплексных технологий.
При всем многообразии педагогических технологий в каждой из них можно выделить следующие классификационные характеристики:
- уровень применения;
- философская основа;
- целевые установки и ориентации;
- основной фактор развития личности
- научная концепция усвоения знаний;
- позиция ребенка в педагогическом процессе;
- особенности содержания образования (ориентация на личностные структуры, объем и характер и т.п.);
- преобладающий метод обучения или воспитания;
- формы педагогического процесса;
- категория учащихся, на которых рассчитана технология;
- управление педагогическим процессом (диагностика, планирование и т.п.);
Анализируя педагогическую технологию, следует обратить внимание и на ее программно-методическое обеспечение: учебные планы и программы, учебно-методические пособия, дидактические материалы, наглядные пособия и технические средства обучения; диагностический инструментарий.
- Раздел II. Целостный педагогический процесс
- 2.2. Цели, задачи, закономерности и принципы педагогического процесса
- 2.3. Сущность педагогического процесса
- 2.4. Содержание педагогического процесса
- Методы и средства педагогического процесса
- 2.6. Формы педагогического процесса
- 2.7. Педагогический процесс как технология
- Тема 2.1. Педагогический процесс как целостное явление и система
- Педагогическая система как форма существования целостного педагогического процесса
- Структура, функции, основные характеристики педагогического процесса
- Педагогического процесса
- Средства Взаимодействие педагогов (материальная база) и воспитанников:
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса
- 4. Педагогические системы авторских школ.
- 5. Альтернативные педагогические системы в зарубежной педагогике.
- Тема 2.2.. Цели, задачи, закономерности и принципы педагогического процесса
- Цель и задачи педагогического процесса, их разноуровневый характер
- 2. Базовая культура личности как актуальная цель педагогического процесса в современной школе
- 3. Технология целеполагания в педагогической деятельности учителя
- 4. Понятие о закономерностях, принципах и правилах педагогического процесса
- 5. Характеристика основных закономерностей педагогического процесса
- 6. Принципы педагогического процесса и правила их реализации
- Тема 2.3. Сущность педагогического процесса
- 1. Общение как сущность педагогического взаимодействия
- 2. Педагогическое общение, его функции и содержание
- 3. Воспитание и обучение как педагогическое общение
- 4. Культура педагогического общения
- 5. Стили педагогического общения и педагогического руководства
- 6. Технология педагогического общения
- Лекционные занятия № 16-17
- Тема 2.4. Содержание педагогического процесса
- 1. Содержание педагогического процесса, его исторический характер
- 2. Структура содержания педагогического процесса
- 3. Общее, политехническое, профессиональное образование
- 4. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 5. Учебный предмет как уровень представления содержания образования
- 6. Основные тенденции развития содержания современного образования
- 7. Нормативные документы, определяющие содержание педагогического процесса
- 8. Содержание воспитания как составная часть содержания образования
- Тема 2.5. Методы и средства педагогического процесса
- Понятие о методах и приемах педагогического процесса
- 2. Классификация методов обучения и воспитания
- 3. Критерии выбора методов педагогического процесса
- 4. Методы организации учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся
- 4.1. Словесные методы обучения и воспитания
- 4.2. Наглядные и практические методы обучения и воспитания
- 4.3. Методы формирования социального опыта
- 5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения
- 6.Методы контроля, самоконтроля и самооценки в педагогическом процессе
- 7. Характеристика активных методов педагогического процесса
- 8. Средства педагогического процесса
- Тема 2.6. Формы педагогического процесса
- 1. Понятие об общих и конкретных формах педагогического процесса
- 2. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования
- 3. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса
- 4. Другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 5. Домашняя учебная работа школьников и ее организация
- 6. Требования к современному уроку и пути повышения его эффективности.
- 7. Технологический подход к проектированию и проведению урока
- 8. Самостоятельная работа учащихся на уроке
- 9. Анализ и самооценка урока учителем
- 10. Формы воспитания, их классификация и характеристика
- Тема 2.7. Педагогический процесс как технология
- Технологизация педагогического процесса как объективная тенденция развития современного образования
- 2. Современные представления о технологиях педагогического процесса
- 3. Соотношение понятий «педагогическая технология» и «методика обучения и воспитания»
- 4. Классификация педагогических технологий
- 5. Критерии технологичности педагогического процесса и эффективности педагогических технологий