logo
РАЗДЕЛ 2Сивашинская

4. Классификация педагогических технологий

Существуют разные основаниядля классификации педагогических технологий. Так можно группировать технологии по уровню применения, по философской основе, по ведущему фактору психического развития, по концепции усвоения, по организационным формам, по подходу к ребенку, по преобладающему методу, по категории обучающихся, по характеру содержания и структуры, по направлению модернизации существующей традиционной системы (Г.К. Селевко, Г.Д.. Левитес и др.), по степени обобщенности, по уровню субъектности исполнителя (С.С. Кашлев), по типу организации и управления познавательной деятельности (В.П. Беспалько). Назовем некоторые наиболее важные с точки зрения педагога-практика классификации.

1) классическое лекционное обучение (разомкнутое, рассеянное, ручное);

2) обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);

3) система «консультант» (разомкнутое, направленное, автоматизированное);

4) обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное);

5) система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное);

6) компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);

7) система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное);

8) «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное).

В практике обычно встречаются различные комбинации этих монотехнологий: современное традиционное обучение, программированное обучение, групповые и дифференцированные способы обучения и др.

а) технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношенийхарактеризуются приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим характером управления, гуманистической направленностью содержания, процессуальной ориентацией. К ним относят: педагогику (технологии) сотрудничества, гуманно-личностную технологию Ш.А. Амонашвили и др.

б) технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Это, например, игровые технологии, технология проблемного обучения, технология обучения на основе схемных и знаковых моделей (опорных сигналов) В.Ф. Шаталова, технология проектного обучения и др.

в) технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Примерами являются: технология программированного обучения, технологии дифференцированного обучения, технологии индивидуализации обучения, технология перспективно-опережающего обучения (С.Н. Лысенкова), технологии на основе коллективных способов обучения, информационные и компьютерные технологии.

г) педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала:технология укрупнения дидактических единиц (П.М. Эрдниев), технология «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов), педагогическая система «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов) и др.;

д) природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка: система обучения Л.Н. Толстого, педагогическая система М. Монтессори и др.

е) альтернативныетехнологии: вальдорфская педагогика, технология свободного труда С. Френе и др.

ж) системы авторских школ(А.Н. Тубельского, Е.А. Ямбурга, М. Балабана и др.) как примеры комплексных технологий.

При всем многообразии педагогических технологий в каждой из них можно выделить следующие классификационные характеристики:

- уровень применения;

- философская основа;

- целевые установки и ориентации;

- основной фактор развития личности

- научная концепция усвоения знаний;

- позиция ребенка в педагогическом процессе;

- особенности содержания образования (ориентация на личностные структуры, объем и характер и т.п.);

- преобладающий метод обучения или воспитания;

- формы педагогического процесса;

- категория учащихся, на которых рассчитана технология;

- управление педагогическим процессом (диагностика, планирование и т.п.);

Анализируя педагогическую технологию, следует обратить внимание и на ее программно-методическое обеспечение: учебные планы и программы, учебно-методические пособия, дидактические материалы, наглядные пособия и технические средства обучения; диагностический инструментарий.