Педагогическая система как форма существования целостного педагогического процесса
С момента своего возникновения воспитание и обучение осуществлялись как целостный процесс трансляции знаний, опыта деятельности и норм поведения от старшего поколения младшему с целью подготовки его к самостоятельной жизни. Дальнейшее разделение труда в обществе постепенно привело к разграничению обучения и воспитания. Эти объективные процессы находили свое отражение и в развитии педагогической мысли.
В истории педагогики развитие взглядов на педагогический процесс шло от разграничения и даже противопоставления обучения и воспитания (учитель учит, а воспитатель воспитывает) до понимания их объективного единства в Х1Х в. Например, И.Ф. Гербарт, создатель теории воспитывающего обучения, отмечал, что обучение без нравственного образования есть средство без цели, а образование характера (нравственное воспитание) без обучения есть цель, лишенная средств. А. Дистервег рассматривал обучение как часть, сторону воспитания, полагая, что «время искусственных разделений прошло». Он подчеркивал, что принцип обучения есть и всегда будет принципом воспитания, и наоборот.
Более глубоко идея целостности педагогического процесса была разработана К.Д. Ушинским,который в своей статье «Три элемента школы» рассматривал педагогический процесс как единство административного, учебного и воспитательного элементов школьной деятельности. Воспитательная сила школы более всего зависит от комбинации этих ее основных элементов.
Приоритет в разработке понятия «педагогический процесс» принадлежит П.Ф. Каптереву. Он проанализировал проявления педагогического процесса с внешней и внутренней стороны и пришел к выводу: «“Обучение”, “образование”, “приучение”, “воспитание”, “наставление”, “увещание”, “взыскания” и другие подобные многочисленные слова обозначают различные свойства, стороны, средства и моменты одного большого целого педагогического процесса”.
Большой вклад в развитие представлений о целостном педагогическом процессе внесли А.П. Пинкевич, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А.С. Макаренко. Так, А.С. Макаренко, утверждал, что целью воспитания является «все содержание личности», личность же «не формируется по частям». Вместе с тем, начиная с 1930-х годов педагоги, изучают обучение и воспитание как автономные, самостоятельные процессы, не зависимые друг от друга.
Единство воспитания и обучения как двух нераздельных, взаимообусловленных процессов было реализовано в Павлышской средней школы, директором которой был В.А. Сухомлинский. В середине 70-х годов XXвека наука вновь обращается к проблеме целостного педагогического процесса, что было вызвано, в частности, потребностями практики. Однако в большей степени изучались вопросы, связанные с проблемой воспитывающего обучения.
Вместе с тем, в трудах М.А. Данилова, В.С. Ильина, Ю.К. Бабанского, Ю.П. Сокольникова, В.В. Краевского, В.А. Сластенина и других ученых наметились различные подходы к пониманию целостного педагогического процесса. Однозначного решения данная проблема не имеет, что объясняется сложностью такого явления, как педагогический процесс.
Авторы современных концепций сходятся во мнении, что раскрыть сущность целостного педагогического процесса можно только на основе методологии системного подхода. Он требует рассматривать педагогические объекты как системы, то есть: определить состав, структуру и организацию основных компонентов, установить ведущие взаимосвязи между ними; выявить внешние связи системы; определить функции системы и ее роль среди других систем; установить на этой основе закономерности и тенденции развития системы.
Согласно Т.А. Ильиной, система– упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление. В самых общих чертах педагогическая система – это совокупность взаимосвязанных компонентов, характеризующих сущность педагогической деятельности. Педагогическая система является частью (элементом) более широкой социальной системы и находится под её постоянным «контролем». Иначе говоря, это – «открытая система, изменяющаяся под влиянием социальных изменений, прогресса общества в науке, культуре, технике. Изменения педагогической системы находятся в зависимости от того, на какие элементы в данный момент направлено воздействие общества: на укрепление материально-технической базы, на улучшение материального положения учителя, на совершенствование содержания образования и т.п.
Педагогическая система может исследоваться в статике и в динамике. В первом случае в педагогической системе выделяют (В.А. Сластенин и др.) четыре взаимосвязанных компонента: педагоги и воспитанники (субъекты педагогической системы), содержание образования и материальная база (средства). Взаимодействие этих компонентов порождает педагогический процесс. Иначе говоря, педагогический процесс есть педагогическая система в динамике. Можно сказать, что педагогическая система – форма существования педагогического процесса.
Наиболее общая педагогическая система – это система воспитания (образования), построенная обществом и выполняющая его социальный заказ. Её подсистемы – это все социальные институты, выполняющие образовательные функции и объединяющиеся в систему образования. Ведущей подсистемой является общеобразовательная школа. Педагогическими системами являются и средние специальные и высшие педагогические учреждения, которые готовят воспитателей и учителей, а также учреждения профессиональной подготовки и повышения квалификации.
Виды педагогических систем отличаются не своими сущностными характеристиками, а их назначением и особенностями организации и функционирования. Примеры педагогических систем: «детский сад» и его варианты (детский сад для детей с ослабленным здоровьем и др.); «школа» и её варианты (гимназии, лицеи, колледжи, школа с продленным днем, школа-интернат и др.). Педагогические системы внешкольного образования - музыкальные, спортивные, художественные школы, центры молодёжного творчества и др.
Педагогическая система современной школырассматривается как целенаправленная, самоорганизующаяся система, подсистемами которой выступают дидактическая и воспитательная подсистемы, а также сфера профессионального и свободного общения всех участников педагогического процесса. Аксиологическую основу педагогической системы школы составляеттеоретическая концепция, включающая ведущие идеи, цели, задачи, принципы, педагогические теории. Для педагогической системы школы характерно как наличие связей и отношений между образующими ее компонентами, так и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой система выступает как целостное явление.
Педагогическая система образовательного учреждения, в основе деятельности которого лежат нетрадиционные подходы, идеи, принципы, концепции, технологии, проектируемые автором (ученым, директором учреждения, педагогическим коллективом и др.) относится к авторским педагогическим системам. Например, педагогические системы Я.А. Коменского, Л.Н. Толстого, М. Монтессори, С. Френе, А.С Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.А. Караковского, А.Н. Тубельского можно отнести к авторским.
- Раздел II. Целостный педагогический процесс
- 2.2. Цели, задачи, закономерности и принципы педагогического процесса
- 2.3. Сущность педагогического процесса
- 2.4. Содержание педагогического процесса
- Методы и средства педагогического процесса
- 2.6. Формы педагогического процесса
- 2.7. Педагогический процесс как технология
- Тема 2.1. Педагогический процесс как целостное явление и система
- Педагогическая система как форма существования целостного педагогического процесса
- Структура, функции, основные характеристики педагогического процесса
- Педагогического процесса
- Средства Взаимодействие педагогов (материальная база) и воспитанников:
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса
- 4. Педагогические системы авторских школ.
- 5. Альтернативные педагогические системы в зарубежной педагогике.
- Тема 2.2.. Цели, задачи, закономерности и принципы педагогического процесса
- Цель и задачи педагогического процесса, их разноуровневый характер
- 2. Базовая культура личности как актуальная цель педагогического процесса в современной школе
- 3. Технология целеполагания в педагогической деятельности учителя
- 4. Понятие о закономерностях, принципах и правилах педагогического процесса
- 5. Характеристика основных закономерностей педагогического процесса
- 6. Принципы педагогического процесса и правила их реализации
- Тема 2.3. Сущность педагогического процесса
- 1. Общение как сущность педагогического взаимодействия
- 2. Педагогическое общение, его функции и содержание
- 3. Воспитание и обучение как педагогическое общение
- 4. Культура педагогического общения
- 5. Стили педагогического общения и педагогического руководства
- 6. Технология педагогического общения
- Лекционные занятия № 16-17
- Тема 2.4. Содержание педагогического процесса
- 1. Содержание педагогического процесса, его исторический характер
- 2. Структура содержания педагогического процесса
- 3. Общее, политехническое, профессиональное образование
- 4. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 5. Учебный предмет как уровень представления содержания образования
- 6. Основные тенденции развития содержания современного образования
- 7. Нормативные документы, определяющие содержание педагогического процесса
- 8. Содержание воспитания как составная часть содержания образования
- Тема 2.5. Методы и средства педагогического процесса
- Понятие о методах и приемах педагогического процесса
- 2. Классификация методов обучения и воспитания
- 3. Критерии выбора методов педагогического процесса
- 4. Методы организации учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся
- 4.1. Словесные методы обучения и воспитания
- 4.2. Наглядные и практические методы обучения и воспитания
- 4.3. Методы формирования социального опыта
- 5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения
- 6.Методы контроля, самоконтроля и самооценки в педагогическом процессе
- 7. Характеристика активных методов педагогического процесса
- 8. Средства педагогического процесса
- Тема 2.6. Формы педагогического процесса
- 1. Понятие об общих и конкретных формах педагогического процесса
- 2. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования
- 3. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса
- 4. Другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 5. Домашняя учебная работа школьников и ее организация
- 6. Требования к современному уроку и пути повышения его эффективности.
- 7. Технологический подход к проектированию и проведению урока
- 8. Самостоятельная работа учащихся на уроке
- 9. Анализ и самооценка урока учителем
- 10. Формы воспитания, их классификация и характеристика
- Тема 2.7. Педагогический процесс как технология
- Технологизация педагогического процесса как объективная тенденция развития современного образования
- 2. Современные представления о технологиях педагогического процесса
- 3. Соотношение понятий «педагогическая технология» и «методика обучения и воспитания»
- 4. Классификация педагогических технологий
- 5. Критерии технологичности педагогического процесса и эффективности педагогических технологий