logo
РАЗДЕЛ 2Сивашинская

5. Альтернативные педагогические системы в зарубежной педагогике.

К альтернативным педагогическим системам(технологиям) в зарубежной педагогике относят: вальдорфскую педагогику Р. Штейнера, технологию свободного труда С. Френе, технологию мастерских, педагогическую систему (технологию саморазвития) М. Монтессори, Дальтон-технологию и др. Все эти педагогические системы возникли в начале ХХ века в русле идей реформаторской педагогики как протест против традиционной педагогики с её оторванностью от жизни, чрезмерным интеллектуализмом в обучении, ограничением активности и самостоятельности ученика.

Философским основаниемновой педагогики были новые философские направления того времени:антропософия, экзистенциализм, прагматизми др. Для них характерно новое осмысление сущности человека как единства телесного, душевного и духовного начал. Методологическим основанием новых идей в педагогике стали также идеи: а) отказ от авторитарного давления на личность в различных сферах жизнедеятельности; б) предоставление свободы нравственного выбора в сочетании с ответственностью за него; в) развитие свободной коммуникации.

Базис реформаторской педагогики составили три альтернативных подхода:

- подход к личности ребёнка как уникальной по своей природе и имеющей право на индивидуальное развитие. Ребёнок обладает огромными неисчерпаемыми возможностями, которые реализуются только при благоприятных условиях;

- подход к организации школы, учитывающей здоровье ребёнка, его стремление к знаниям, развитие его творческих возможностей, стремление к полной реализации;

- подход к школе как к системе открытой для общественной жизни.

Разнообразные формы жизнедеятельности детей (общины с гуманистическими отношениями, школьные кооперативы и др.) способствовали развитию у ребёнка чувства собственного достоинства, уважения к правам другого, приучению к взаимопониманию, диалогу с другими людьми.

Рассмотрим в общих чертах педагогические системы Р. Штейнера, М. Монтессори, С. Френе.

Немецкий философ, педагог Р. Штейнер(1861-1925) на основе своего антропософского учения создал международное культурно-образовательное движение под названием«вальдорфская педагогика»(от названия фабрики “Вальдорф – Астория”, для детей работников которой и была открыта первая вальдорфская школа в Штудгарте в 1919 г.).

С позиции антропософии, человек - маленький космос, а космос – это большой человек. Мир, природа, история – точное отражение человека, а человек – синтез мира, природы, истории в миниатюре. Р. Штейнер создавал свою педагогическую систему на основе понимания сущности человека как синтеза четырёх основных частей: телесности, мышления, чувств и воли. Все эти части человеческой сущности развиваются по-разному в разные возрастные периоды. Процесс обучения и воспитания в вальдорфской школе строится на знании законов этого развития.

Педагогический идеал вальдорфской школы – воспитание цельного, гармонично развитого человека. Поэтому учебный план вальдорфских школ основывается на идее гармонии в развитии интеллекта, чувств и воли. Это выражается в разумном сочетании теоретических дисциплин, практических занятий (обработка металла, дерева, ткачество, переплётные работы, кузнечное дело и др.) и художественных дисциплин. Отличительной особенностью в вальдорфской школе является принцип (метод) погружения, который реализуется в системе «учебных эпох»: 1-я половина дня в школе отводится «главному уроку» - дисциплине, курс которой изучается в течение 3-4- недельной эпохи. Середина дня отводится на изучение двух иностранных языков, музыке, живописи, эвритмии (искусство движения, исполняемого в гармонии с музыкой и речью). Заключительная часть школьного дня – обучение ремеслу, ручной труд. Важный принцип вальдорфской педагогики – «сначала художественное, затем из него интеллектуальное». Целям эстетического воспитания служат среда и архитектура школы.

Ключевая фигура в вальдорфской школе – учитель (классный руководитель), который преподаёт все предметы с 1-го по 8-й классы, заботится об интеллектуальном и духовном становлении личности каждого ученика, установлении прочных, дружественных связей с родителями. В соответствии с принципом творческой автономии учитель действует не на основе инструкций, а на основе понимания сущности ребенка. Учитель поэтому имеет возможность творчески реализовать себя.

В школе отсутствует традиционная балльная система оценки, ее заменяют характеристики учащихся, в которых представлены их успехи, прилежание, перспективы. Каждый ученик может свободно развиваться в соответствии со своими способностями.

Важным принципом вальдорфской педагогики является также принцип самоуправления. Создаются различные коллегиальные органы школьного самоуправления: еженедельные конференции, школьное объединение, совет родителей и учителей и др.

В настоящее время в мире насчитывается более 500 таких школ. Вальдорфские учителя специально готовятся на педагогических семинарах при вальдорфских школах (3-4 года обучения).

М. Монтессори(1870-1952), видный итальянский врач, философ, педагог также оказала значительное влияние на развитие педагогической теории и практики ХХ в. Анализируя систему школьного образования своего времени, Монтессори пришла к выводу, что «каждая система школьного воспитания вредит нормальному развитию ребёнка». Она решила построить свою педагогическую теорию на основе наблюдений поведения детей, их потребностей и интересов. Стремление к познанию, самораскрытию, самостоятельности заложено в ребёнке изначально. Поэтому «необходимо исключить вмешательство взрослых в естественный процесс развития ребенка». Задача воспитателя состоит лишь в том, чтобы облегчить и направить это развитие.

Принципами педагогики М. Монтессориявляются: свобода, индивидуальность, самостоятельность, интерес. Например, свободу она понимала как свободу роста, развития ребёнка. Индивидуальность – это прокладывание ребёнком своего пути к независимости, самостоятельности. Девиз педагогики Монтессори: «Помоги мне это сделать самому» – так обращается ребенок ко взрослому. Основное же правило работы Монтессори-педагога: «Жди и наблюдай». Учитель должен уметь терпеливо и длительно наблюдать за процессом развития ребёнка.

Свою пед. концепцию М.Монтессори реализовала в созданном ею «Доме ребёнка» (1907). Большое значение в педагогической системе Монтессори придаётся физическому и сенсорному воспитанию: воспитанию органов чувств и развитию моторики. Ею разработана серия дидактических материалов, отвечающих спонтанному стремлению ребенка к движению.

Монтессори полагала, что развитие моторики и сенсорики способствует общему, эмоциональному и речевому развитию ребенка. Дидактические материалы разработаны для развития каждой сферы чувств. Это различные кубики, цилиндры, тела различной формы, толщины, высоты, объёма, рамки для упражнений в застёгивании, шнуровании, завязывании и т.п., дощечки и куски материи разной степени шероховатости, разного роды шумы, колокольчики, звонки, мотки цветной шерсти и т.п. Это также математические материалы, материалы для развития речи, подготовки к письму, материалы для естественнонаучного (космического) воспитания и др.

Занятия ребенка с дидактическими материалами Монтессори называла «уроками». Ребёнок имеет возможность самодеятельности, свободу выбора материала и действий с ним, индивидуальный темп обучения. Действуя самостоятельно, он приобретает различные навыки; учится ставить цель и находить пути ее достижения, контролировать свой ошибки; учится сравнивать, самостоятельно мыслить, упражняет внимание и т.п.

В современный период идеи М. Монтессори переживают второе рождение. Достаточно много начальных школ Монтессори в ФРГ и Нидерландах. «Центры Монтессори» организуют семинары для учителей в различных странах мира, в т.ч. в Беларуси. Популяризирует идеи М. Монтессори Международная Ассоциация Монтессори, имеющая при ЮНЕСКО консультативный статус.

С именем С. Френе(1896-1966) связана модернизация французской школы в 30-е гг. XX века. Создавая свою педагогическую систему, Френе исходил из того, что каждый ребенок - неповторимая индивидуальность. Поэтому следует принимать природу личности такой, какова она есть, опираясь на ее здоровое начало. Положив в основу своей педагогической концепции естественную потребность ребенка к познанию окружающего мира, С. Френе условно выделил три этапа жизнедеятельности детей: “разведка на ощупь” (до двух лет ребенок воспитывается в семье); “период обживания” (от двух до четырех лет для детей организуются «детские заповедники»); “период труда” (с 4 до 14 лет ребенок воспитывается и обучается в детском саду и начальной школе).

По мнению Френе, вся учебная деятельность детей должна быть организована так, чтобы им пришлось самостоятельно действовать, экспериментировать, исследовать, классифицировать, доходить до правильного решения, вывода путем проб и ошибок. Методы «экспериментального нащупывания» позволяют выявить у детей разнообразные типы интеллекта: способность к ручному труду; художественные способности; практический склад ума; дар ученого (способность к теоретическим построениям); дар общественного деятеля (социально-политическая направленность). В связи с этим важной функцией школы является поддержка индивидуальных способностей каждого ребенка, создание соответствующей среды для их развития. Одна из особенностей обучения в школе С. Френе – организация работы каждого ученика в рамках деятельности всей группы, которая была разновозрастной.

Как альтернативу существующей традиционной школе Френе предложил и осуществил проект начальной однокомплектной школы. Для нее были характерны: близость к природе, модернизация школьных помещений (вместо классов система специализированных мастерских для физического труда), отсутствие домашних заданий, отметок, учебных программ.

В школе дети занимались разными видами труда: полевыми, кузнечными и столярными работами, животноводством, ткачеством, прядением, шитьем, домоводством, конструированием, механикой, основами торговли. Кроме того, дети участвовали в общественно полезных делах деревни, переписывались со сверстниками. Школа, по убеждению Френе, должна «максимально приспособить личность …к требованиям жизни в обществе».

Достижению этой цели способствовали также новые материальные средства обучения и воспитания, предложенные С. Френе. Это, прежде всего, типография и связанные с ней «свободные тексты». Свободные тексты представляли собой небольшие сочинения, в которых дети рассказывали о своих семьях, планах, друзьях и т.п. Учитель отбирал лучшие из них для обсуждения детьми и внесения корректив и дополнений. После этого тексты печатали в школьной типографии и использовали в качестве учебных пособий. Вместо традиционных учебников, которые, по мнению Френе, исключают возможность индивидуализированного обучения, в школе применялась система специальных карточек, содержащих учебный материал по определенному предмету или конкретное задание (текст для грамматического упражнения, арифметическую задачу, вопросы по географии и др.). Карточки нумеровались, систематизировались по предметам или комплексным темам. Каждый ученик с помощью учителя составлял для своих занятий определенный набор карточек. Это позволяло ему изучать учебный материал в индивидуальном темпе, учитывая свой познавательный интерес.

Следует подчеркнуть, что для системы С. Френе характерно четкое планирование учебного процесса. Учитель планирует работу для каждого класса на месяц. На основе этого плана каждый ученик совместно с учителем составляет индивидуальный недельный план, в котором отражает все основные виды своей работы. По мнению Г.К. Селевко, технологии свободного труда С. Френе, свойственны также такие особенности, как отсутствие назидательной дисциплины, разработка самими детьми норм общежития; наличие общности детей и взрослых, участие педагогов в решении общих проблем; учет личных продвижений через взаимооценивание детей и педагогов.

С некоторыми другими альтернативными педагогическими системами и технологии мы познакомимся при изучении соответствующих тем.

Резюме

В истории педагогики развитие взглядов на педагогический процесс шло от разграничения и даже противопоставления обучения и воспитания до понимания их объективного единства в Х1Х в. В трудах современных ученых-педагогов наметились различные подходы к пониманию целостного педагогического процесса, но все они сходятся во мнении, что раскрыть сущность целостного педагогического процесса можно только на основе методологии системного подхода. В соответствии с этим подходом педагогическая система может исследоваться в статике и в динамике. В первом случае структура педагогической системы представлена четырьмя взаимосвязанными компонентами: педагоги и воспитанники как субъекты педагогической системы, содержание образования и материальные средства. Педагогическая система в динамике есть педагогический процесс.

Существуют разные виды педагогических систем, отличающиеся не своими сущностными характеристиками, а их назначением, особенностями организации и функционирования. Наиболее общая педагогическая система – это общественная система воспитания (образования), выполняющая социальный заказ общества. Её подсистемами являются все социальные институты, выполняющие образовательные функции и объединяющиеся в систему образования. Ведущей подсистемой выступает общеобразовательная школа.

Педагогический процесс определяется исследователями как специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. В его структуре выделяют целевой, содержательный, деятельностный, ресурсный компоненты. Педагогический процесс является противоречивым. Он выполняет обучающую, воспитательную и развивающую функции. Основные его свойства: системность, целостность, двусторонность, целенаправленность, взаимосвязь с другими социальными процессами.

Сущностной характеристикой педагогического процесса является педагогическое взаимодействие как согласованная деятельность субъектов педагогического процесса по достижению совместных целей (результатов) образования. Педагогический процесс можно рассматривать как своего рода цепочку взаимосвязанных педагогических ситуаций. Соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления педагогическая ситуация составляет педагогическую задачу, которая и выступает основной единицей педагогического процесса.

Выделяют три большие группы педагогических задач: стратегические, тактические, оперативные. Решение любых педагогических задач проходит в четыре этапа: постановка педагогической задачи; проектирование вариантов и выбор оптимального варианта решения; практическое осуществление плана решения задачи; анализ результатов решения.

В основе авторских педагогических систем лежат нетрадиционные подходы, идеи, принципы, содержание, методы, средства, формы педагогического процесса. Примерами авторских педагогических систем являются отечественные (А.С Макаренко, В.А. Сухомлинского, А.Н. Тубельского, Л.В. Тарасова и др.) и зарубежные (Р. Штейнера, М. Монтессори, С. Френе и др.) авторские школы.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Проследите историческое развитие представлений педагогов о педагогическом процессе.

2. Определите понятие «педагогическая система».

3. Дайте характеристику основных компонентов педагогической системы, рассмотрев ее в статике и динамике.

4. Приведите примеры разных видов педагогических систем.

5. Опишите педагогическую систему современной школы.

6. Изобразите схематически структуру педагогического процесса.

7. Какие функции реализуются в педагогическом процессе?

8. Докажите, что противоречия выступают движущей силой педагогического процесса. Приведите примеры противоречий и объясните механизм их воздействия на развитие личности.

9. В чем проявляется целостность педагогического процесса? Какие другие характеристики педагогического процесса связаны с его целостным характером?

10. Определите понятие «педагогическое взаимодействие». Докажите, что оно является сущно-

стной характеристикой педагогического процесса?

11. Объясните значение терминов «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача».

12. Каков алгоритм (этапы) решения педагогической задачи?

13. Назовите общие черты альтернативных (авторских) педагогических систем.

14. Охарактеризуйте одну из альтернативных (авторских) педагогических систем.

Рекомендуемая литература

1. Афонина, Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия / Г.М. Афонина; под ред. О.А. Абдуллиной. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. –C. 25-33; С. 65-81.

2. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образо- вания / Г.М. Коджаспирова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - С. 56-64; С. 97-101.

3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов [и др.]; под ред. С.А. Смирнова. - М.: Издательский центр “Академия”, 2003. – С. 60-63; С. 68-76; С.80-89.

4. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей; под общей ред. В.С. Кукушина. - Ростов н/Д: Издательский центр “МарТ”, 2002. – 233- 237.

5. Пуйман, С.А. Педагогика. Основные положения курса / С.А. Пуйман. – Минск: «ТетраСистемс», 2001. - С. 75-83.

6. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – Гл.IV.

7.Сластёнин, В.А. Педагогика / В.А.Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – Гл. 9; С. 371-372.

8. Смирнов, В.И. Общая педагогика: учебное пособие / В.И. Смирнов. - М.: Логос, 2002. –

С. 243-246.

9. Снопкова, Е.И. Педагогические системы и технологии: практический аспект: учеб.- метод. пособие / Е.И. Снопкова. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004. – С. 62-74.

10. Стефановская, Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций / Т.А. Стефановская. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - С.120-139.

В ваш педагогический словарь

Материал для «вставок на полях или по тексту»

Педагогика является наукой, изучающей возникновение, существование и исчезновение («гибель») педагогических систем как естественноисторический процесс (В.П. Беспалько).

«…не бывает общества, где бы различные педагогические системы не существовали и не функционировали параллельно» (Э. Дюркгейм).

«…главное достоинство гимназического преподавателя состоит в том, чтобы он умел воспитывать учеников своим предметом. Но для этого ученики должны быть вполне его воспитанниками и он должен знать их и должен сам вести их к предположенной цели (К.Д.Ушинский).

Педагогический процесс не есть лишь передача чего-то от одного другому, он не есть только посредник между поколениями… Сущность педагогического процесса с внутренней стороны заключается в саморазвитии организма… (П.Ф. Каптерев).

«Развитие ребенка, а вслед за ним и педагогического процесса есть непрекращающееся движение вперед, требующее все новых усилий в первую очередь самого ребенка» (П.П. Блонский).

Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается. Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным, и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных (А.С. Макаренко).

Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается, и воспитывается, и обучается. Это значит, воспитание и обучение включаются в самый процесс развития ребенка, а не надстраиваются лишь над ним (С.Л. Рубинштейн).

Там, где нет педагогически обоснованного воздействия, не созидается педагогически целесообразное взаимодействие (Н.Е. Щуркова).

«Все в нашей школе основывается на показанном детьми. Мы шли за ребенком, и он подсказывал нам, как организовать и построить школу» (М. Монтессори).

«Итак, главное, что мы должны помнить. Первое – это интерес ребенка, который приводит его к сосредоточению на учебе. Во-вторых, сотрудничество детей, неоценимая база которого – разновозрастность. В-третьих, существование человеческого инстинкта автономности, который приводит к дисциплине и порядку. И все это основы организации школы моего направления» (М. Монтессори).

Новая жизнь школы строится на принципах сотрудничества, то есть ученикам наряду с учителями предоставляется право на управление жизнью и деятельностью школы (С. Френе).

Обучение и воспитание взаимосвязаны. Обучая, воспитывать. Воспитывая, обучать – в этом целостность учебно-воспитательного процесса (В.А. Караковский).

Воспитательная система любой современной школы содержит в себе не только прошлое в виде отдельных идей, сложившихся традиций и отношений, но и будущее. Будущее чаще всего вкрапливается в живую ткань системы в виде новаций (В.А. Караковский).

Работа с ребенком – это процесс решения неисчислимого множества педагогических задач различных типов, классов, уровней (Ю.П. Сокольников).

Размышляем вместе

I.Проанализируйте приведенные ниже ситуации. Являются ли они педагогическими?

В случае утвердительного ответа переведите ситуацию в педагогическую задачу и решите ее с помощью алгоритма решения педагогической задачи.

1. Ребенок громко плачет, бегая по комнатам: « Машинка, машинка!». Он не находит свою машинку, и, выразительно поглядывая на родителей, продолжает требовать у них потерявшуюся игрушку…

2.Раздается телефонный звонок, и выясняется, что это звонит человек, с которым вы не хотите говорить. Как поступить?

3. Катя оправляется в школу холодным осенним утром, надев лишь жакетик.

- Надень пальто, - говорит мать. – Этот жакет слишком легкий для такой погоды.

- Не хочу! – отвечает дочь…

4. Таня примерная, скромная ученица. Она хорошо пишет сочинения, в которых возвышенно говорит о таких ценностях, как гуманность, уважение других людей, чуткость, доброта. Но вот она пришла домой. Требовательно звонит и при этом ворчит:

- Заснули, что ли?!

Потом начинает стучать в дверь. Дверь открывает встревоженная мать:

- Танечка, разве можно так стучать?

- А ты что, оглохла?

Бросив портфель на диван, девочка спешит на кухню.

- Опять джинсы не выстирала? – доносится оттуда ее грубый, злой голос.

- Не успела, доченька, плохо себя чувствую.

- У тебя вечно так…

5. Вы поступили на работу с установленным окладом. Через два месяца ваш работодатель решает, что он будет платить вам меньший оклад. Как вы поступите?

6. Наташа – застенчивая ученица. Она возбудима, испытывает смущение при ответе, поэтому учение дается ей нелегко. У всех учеников по каждому предмету за определенный период может быть несколько отметок, а у Наташи - ни одной…

7. В университете Таня подружилась с однокурсницами, которые курят. Она тоже постепенно пристрастилась к сигаретам. Её мама не раз замечала, как подружки курят…

8. Учитель планировал начать урок с обсуждения результатов выполнения домашнего задания. Однако выяснилось, что учащиеся его не выполнили…

II. Согласны ли вы с утверждением педагогов о том, что никакое педагогическое взаимодействие с воспитанником невозможно без учета особенностей его мотивации. Ответ обоснуйте.

III.Заполните таблицу, выбрав из перечня действий педагога и воспитанников те, которые соответствуют конкретному этапу педагогического процесса.

1.Создание благоприятных педагогических условий и осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников. 2.Планирование развития педагогического процесса. 3. Целеполагание. 4. Выявление возникших отклонений от ранее намеченного и определение причин этого. 5. Организация обратной связи, своевременное корригирование совместной деятельности. 6. Разъяснение и принятие целей и задач предстоящей деятельности. 7. Итоговый анализ достигнутых результатов. 8. Диагностика условий. 9. Педагогическое взаимодействие с помощью определенных методов, средств и форм. 10. Выявление ошибок в организации педагогического процесса и их причин. 11. Прогнозирование достижений. 12. Проектирование мер по устранению ошибок.

ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕНСКОГО ПРОЦЕССА

Подготовительный

1.

2.

3.

Основной

1.

2.

3.

Заключительный

1.

2.

3

IV. Известный ученый-педагог Н.Е. Щуркова советует педагогам придерживаться в своей профессиональной деятельности следующего, по ее мнению, простейшего правила: «Не занимайся разрешением ситуации – выражай лишь отношение к ситуации, а дети сами разрешат ее».

Насколько, на ваш взгляд, эффективно данное правило? Ответ аргументируйте. Приведите примеры.

V. Проявляется ли свойство целостности педагогического процесса в преподавании учебных предметов вашей специальности? Каким образом?

Предложите пути реализации на уроке воспитательного потенциала, заложенного в учебных предметах вашей специальности.

VI.Просмотрите материалы педагогической периодической печати (газеты, журналы) за последние пять лет и определите, насколько востребованы в Республике Беларусь альтернативные (авторские) педагогические системы и технологии. Приведите примеры.

Это интересно

1. Педагогическое взаимодействие выстраивается по определенному алгоритму, обусловленному психическими свойствами воспитанника:

(По: Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: учебное пособие / Н.Е. Щуркова.- СПб: Питер, 2005. - С. 331-332).

2. Многие педагоги пытаются представить себе школу (педагогическую систему) будущего. Зарубежными исследователями охарактеризовано пять возможных сценариев будущего:

Сценарий 1. Школа, которая учит. Главная ее задача – вести как можно большее количество учащихся к прочному овладению базовыми знаниями. В такой школе будут использоваться как оправдавшие себя традиционные методы обучения, так и новейшие педагогические технологии, доказавшие на практике свою эффективность. Такая школа-лаборатория станет уделять основное внимание именно обучению. Функция воспитания детей и развития их эмоциональной сферы остается за семьей, церковью, учреждениями культуры и здравоохранения, с которыми школа будет развивать тесные взаимоотношения.

Сценарий 2. Селекционная школа. Она будет построена по принципу жесткой дифференциации. Главное внимание она будет уделять учащимся, которые способны усваивать наиболее сложный материал. Этот сценарий направлен против уравнительных тенденций в организации и деятельности школы. Он может удовлетворить наиболее ревностных сторонников «индивидуального продвижения» в контексте общества, основанного на жесткой конкуренции.

Сценарий 3. Школа в социокультурной системе. Такая школа будет стремиться установить оптимальное диалектическое соотношение между обучением и воспитанием. Она должна обеспечить индивидуальное развитие каждого учащегося и формировать сознательных и ответственных граждан будущего общества.

Сценарий 4. Технологическая школа. Будет ориентирована на широкое и повсеместное использование не только современных новейших, но и будущих технических средств обучения. В результате учебный процесс будет протекать не столько в школе, сколько у домашнего телеэкрана и в учебных центрах, обладающих огромными банками данных. Само понятие «школа» станет условным. Кардинально изменится и роль учителя. Он будет обладать навыками разнообразного использования сложнейшей техники.

Сценарий 5. Дифференцированная школа. Характеризуется гибкой системой школьного обучения на всех его этапах с учетом разнообразия способностей, склонностей и интересов учащихся. В течение всего периода обучения ведется систематическое наблюдение за каждым учеником, функционирует эффективная система ориентации, и таким образом открываются широкие возможности выбора различных направлений учебы, что исключает как жесткую принудительную селекцию, так и нездоровую конкуренцию между учащимися. У каждого ученика имеется свой учебный план, включающий обязательное приобретение необходимых базовых знаний. Учение осуществляется в индивидуальном темпе, с использованием методов, наиболее соответствующих особенностям личности данного ученика. Сценарий предусматривает возможность более жесткой системы дифференциации, в том числе организацию большого количества профилей подготовки с учетом индивидуальных склонностей учащихся и потребностей общества (ранняя профессионализация). Для уменьшения риска ошибочного выбора профессии предусматриваются реальные возможности для переориентации в связи с изменившимися интересами и склонностями. (По: Вульфсон, Б.Л. Западноевропейское образовательное пространство XXI века: прогностическая модель / Б.Л. Вульфсон // Педагогика. – 1994. – № 2. – С. 103-112.)