2. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования
Учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях не остается неизменным. Возникнув на определенном этапе развития общества, он изменяется как по своему содержанию, так и по форме. При этом он проходит определенные этапы развития. Эти этапы развития зависят от организационной системы учебно-воспитательного процесса в целом.
В педагогике (В.К. Дьяченко и др.) под организационной системой учебно-воспитательного процесса понимают определенную совокупность организационных (общих) форм обучения и воспитания, применяемых в учреждениях образования. Например, до XVI века в школах применялись две формы организации процесса обучения: парная (учитель - ученик) и индивидуальная. В средневековой школе учитель не обучал всех одновременно, а обучал каждого в отдельности и по очереди: поработает с одним учеником – дает ему задание для самостоятельной работы, а затем приступает к работе с другим учеником и т.д. Такая организационная система обучения и воспитания называетсяиндивидуальной.
С развитием городов, ремесел, торговли, с появлением книгопечатания спрос на грамотных людей значительно повышался. У одного учителя нередко было 20-30-50 и более учеников. Обучать всех, работая с каждым по очереди, становилось все труднее. Основное противоречие системы индивидуального обучения – это противоречие между количественным ростом учащихся у одного учителя и его возможностями обучать каждого ученика в отдельности.
Учителя стали объединять своих учащихся сначала в малые группы (3-10 человек), а затем в большие группы – классы (30 и более человек). Обучение группами становилось главной формой организации учебно-воспитательного процесса. Организационная система обучения стала включать уже три формы: групповую, парную и индивидуальную. Так как преобладающей (системообразующей) стала групповая форма обучения и воспитания, то и саму систему назвали групповой. Разновидностями групповой системы обучения и воспитания являются классно-урочная система, белл-ланкастерская система обучения, батавская система, мангеймская система, дальтон-план, бригадно-лабораторный метод, проектная система обучения, план Трампа, лекционно-семинарская система обучения и другие.
Широкое применение коллективных форм обучения (то есть работы в парах сменного состава) привело к возникновению коллективной системы обучения и воспитания. Её структура состоит уже из четырех форм организации обучения и воспитания: коллективной, групповой, парной и индивидуальной. Ведущее значение при этом приобретает коллективная форма: не менее 50-60 % времени учащиеся работают в парах сменного состава. Данная система обучения и воспитания была реализована в опыте ряда педагогов (В.К. Дьяченко, А.С. Границкая и др.).
Высшим этапом развития системы группового обученияи воспитанияявляетсяклассно-урочная система, возникшая в школах Чехии, Западной Беларуси и Украины в XVI-XVII веках. Теоретическое обоснование классно-урочной системы осуществил Я.А. Коменский. Польский дидакт В. Оконь считает, что инициатором этой системы был Джон Сил, ректор школы в голландском местечке Цволле, который еще в 1374 г. ввел в этой начальной школе деление учащихся на классы и определил порядок перехода в следующий класс. Классно-урочную систему развивал также Иоганесс Штурм, который в XVI веке, будучи ректором школы в Страсбурге, разделил учащихся на десять классов, при этом каждый класс работал в соответствии со своей программой.
Существенный вклад в развитие классно-урочной системы внесли выдающиеся педагоги И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, А. Дистервег, К.Д. Ушинский и др. Продолжает развиваться и совершенствоваться эта система организации педагогического процесса и в настоящее время. При всех имеющихся недостатках она получила широкое распространение в мировом школьном образовании. Основными характерными чертами классно-урочной системыявляются следующие: учащиеся приблизительно одного возраста образуют классы, состав которых за период обучения изменяется незначительно; каждый класс работает по своему годовому учебному и недельному расписанию; основной единицей занятий является урок, который посвящается обычно одному предмету; работой учащихся на уроке руководит учитель.
В течение всех столетий существования классно-урочной системы многократно предпринимались попытки ее усовершенствования. Они были направлены на преодоление присущих ей противоречий и недостатков. Назовем основные из них.
Недостаточный учет индивидуальных различий учащихся.
Деятельность учащихся носит индивидуалистический характер, в частности редко применяется коллективная форма обучения и воспитания.
С точки зрения организации классно-урочная система является негибкой структурой.
Преобладание у школьников познавательных процессов созерцательного характера (60-70% времени говорит учитель, 1 % времени (30-40 сек.) – один ученик); недостаточное внимание уделяется практической деятельности.
Противоречие между одинаковым темпом работы всех учащихся класса и большими различиями в их индивидуальных особенностях, трудолюбии и других качествах.
Урок как основная конкретная форма обучения и воспитания в рамках классно-урочной системы не обеспечивает завершенности обучения: работа над новым материалом осуществляется в лучшем случае в процессе домашней работы, которая осуществляется, как известно, с разной степенью эффективности. В результате не обеспечивается высокое качество усвоения учебного материала.
Современные педагоги стремятся преодолевать эти недостатки классно-урочной системы, повышая эффективность урока и других форм обучения и воспитания.
- Раздел II. Целостный педагогический процесс
- 2.2. Цели, задачи, закономерности и принципы педагогического процесса
- 2.3. Сущность педагогического процесса
- 2.4. Содержание педагогического процесса
- Методы и средства педагогического процесса
- 2.6. Формы педагогического процесса
- 2.7. Педагогический процесс как технология
- Тема 2.1. Педагогический процесс как целостное явление и система
- Педагогическая система как форма существования целостного педагогического процесса
- Структура, функции, основные характеристики педагогического процесса
- Педагогического процесса
- Средства Взаимодействие педагогов (материальная база) и воспитанников:
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса
- 4. Педагогические системы авторских школ.
- 5. Альтернативные педагогические системы в зарубежной педагогике.
- Тема 2.2.. Цели, задачи, закономерности и принципы педагогического процесса
- Цель и задачи педагогического процесса, их разноуровневый характер
- 2. Базовая культура личности как актуальная цель педагогического процесса в современной школе
- 3. Технология целеполагания в педагогической деятельности учителя
- 4. Понятие о закономерностях, принципах и правилах педагогического процесса
- 5. Характеристика основных закономерностей педагогического процесса
- 6. Принципы педагогического процесса и правила их реализации
- Тема 2.3. Сущность педагогического процесса
- 1. Общение как сущность педагогического взаимодействия
- 2. Педагогическое общение, его функции и содержание
- 3. Воспитание и обучение как педагогическое общение
- 4. Культура педагогического общения
- 5. Стили педагогического общения и педагогического руководства
- 6. Технология педагогического общения
- Лекционные занятия № 16-17
- Тема 2.4. Содержание педагогического процесса
- 1. Содержание педагогического процесса, его исторический характер
- 2. Структура содержания педагогического процесса
- 3. Общее, политехническое, профессиональное образование
- 4. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 5. Учебный предмет как уровень представления содержания образования
- 6. Основные тенденции развития содержания современного образования
- 7. Нормативные документы, определяющие содержание педагогического процесса
- 8. Содержание воспитания как составная часть содержания образования
- Тема 2.5. Методы и средства педагогического процесса
- Понятие о методах и приемах педагогического процесса
- 2. Классификация методов обучения и воспитания
- 3. Критерии выбора методов педагогического процесса
- 4. Методы организации учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся
- 4.1. Словесные методы обучения и воспитания
- 4.2. Наглядные и практические методы обучения и воспитания
- 4.3. Методы формирования социального опыта
- 5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения
- 6.Методы контроля, самоконтроля и самооценки в педагогическом процессе
- 7. Характеристика активных методов педагогического процесса
- 8. Средства педагогического процесса
- Тема 2.6. Формы педагогического процесса
- 1. Понятие об общих и конкретных формах педагогического процесса
- 2. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования
- 3. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса
- 4. Другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 5. Домашняя учебная работа школьников и ее организация
- 6. Требования к современному уроку и пути повышения его эффективности.
- 7. Технологический подход к проектированию и проведению урока
- 8. Самостоятельная работа учащихся на уроке
- 9. Анализ и самооценка урока учителем
- 10. Формы воспитания, их классификация и характеристика
- Тема 2.7. Педагогический процесс как технология
- Технологизация педагогического процесса как объективная тенденция развития современного образования
- 2. Современные представления о технологиях педагогического процесса
- 3. Соотношение понятий «педагогическая технология» и «методика обучения и воспитания»
- 4. Классификация педагогических технологий
- 5. Критерии технологичности педагогического процесса и эффективности педагогических технологий