3. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса
Урок представляет собой завершенный, целостный элемент как во временном, так и в организационном отношении в системе учебно-воспитательного процесса. Это универсальная система взаимодействия учителя и учащихся, направленная на усвоение знаний, приобретение умений и навыков, развитие способностей, нравственно-духовное и физическое совершенство учащихся. Урок– единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамка-
ми, возрастным составом участников, планом и учебной программой. В уроке как дидактической конструкции представлены все компоненты учебного процесса: цель, задачи, содержание, методы и средства.
Итак, для урока как формы учебной работы свойственны такие признаки:
- имеет строго обозначенные рамки учебного времени, отводится на изучение одного предмета;
- на уроке, как правило, присутствует постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности к учебной работе;
- урок имеет дидактическую структуру;
- урок строится, исходя из целей и задач обучения, закономерностей и принципов учебного процесса; он направлен на обучение, развитие и воспитание;
- творцом, организатором и руководителем урока является учитель.
Разнообразие уроков определяется разнообразием дидактических целей, содержанием, методикой проведения и т.п. В современной дидактике существуют различные подходы к классификации уроков в зависимости от того, какие признаки берутся за основу.
Наиболее употребительной является классификация уроков по дидактическим целям(Г.И. Щукина, В.А. Онищук и др.): 1) уроки изучения новых знаний; 2) уроки закрепления знаний; 3) уроки обобщения и систематизации изученного; 4) уроки формирования умений и навыков; 5) уроки проверки (контроля) и коррекции знаний и умений; 6) комбинированный урок.
Согласно еще одной известной классификации по ведущему методу обучения (И.Н. Казанцев) выделяют: урок-лекцию; урок-беседу; урок-экскурсию; кино-урок; урок самостоятельной работы; лабораторные и практические занятия, уроки смешанные (с разнообразными видами заданий).
Независимо от типа урока педагогу необходимо продумать его структуру и логику для повышения эффективности учебного процесса. Под структурой урокапонимают его внутреннее строение и последовательность отдельных этапов, отражающих цель, дидактические задачи и особенности их практической реализации.
Классическая (традиционная) структура урока опирается на формальные ступени обучения: подготовка к усвоению новых знаний; усвоение новых знаний и умений; их закрепление и систематизация; применение на практике. Соответствующий этой структуре урок называется комбинированными состоит из следующих этапов:
организационный этап (определение готовности учащихся к работе на уроке);
постановка цели и задач урока, осознание и принятие их учащимися;
проверка выполнения домашнего задания (определение уровня усвоения материала предыдущей темы и готовности к восприятию нового материала);
подготовка к активной учебно-познавательной деятельности;
объяснение учителем и усвоение учащимися новых знаний (основная задача этого этапа – формирование у школьников представлений об изучаемых явлениях, фактах, понятиях, их сущности и взаимосвязях);
первичная проверка понимания учащимися нового материала;
закрепление знаний (организация деятельности учащихся по применению новых знаний, выработка соответствующих умений и навыков);
обобщение и систематизация знаний;
контроль и самоконтроль знаний;
информация о домашнем задании (сообщение задания на дом, разъяснение его основных идей и способов выполнения);
подведение итогов урока (организация рефлексивной деятельности учащихся: чему научились на уроке, что узнали нового и т.п.).
Тип комбинированного урокаодин из самых распространенных в педагогической практике. Последовательность элементов в его структуре не является жестко закрепленной. Думающий и творчески работающий учитель каждый элемент урока может сделать продуктивным, обучающим, развивающим, интересным. Урок этого типа позволяет одновременно решать несколько учебно-воспитательных задач. Вместе с тем, проведение комбинированного урока требует от учителяправильной регламентации времени на отдельные этапы. В частности, затягивание этапа повторения пройденного или проверки домашнего задания приводит к такимнедостаткам комбинированного урока,как сокращение времени на изучение нового материала, развитие познавательных процессов и др. Эти недостатки могут отчасти компенсироваться проведением других типов уроков, а также нетрадиционных (нестандартных) уроков.
Охарактеризуем некоторые другие типы уроков, которые реализуется тем или иным сочетанием вышеназванных этапов урока.
Содержанием урока изучения новых знанийявляется неизвестный учащимся учебный материал достаточно большого объема, требующий значительного времени на его изучение. Урок этого типа предполагает использование таких методов обучения, как объяснение, лекция, беседа, проведение опыта, методы проблемного обучения, самостоятельная работа с учебником и др. Структураурока изучения новых знанийсостоит из следующих элементов: организация начала урока, постановка цели и задач; объяснение нового материла (изложение учителем и (или) организация самостоятельной работы учащихся с учебником, приборами, компьютерной техникой и т.п.); проверка понимания и первичное закрепление материала; комментирование домашнего задания; подведение итогов урока. (Далее, характеризуя структуру уроков других типов, не будем указывать первый и последний этапы, так как они являются обязательными.)
На уроках закрепления знаний и (или) формирования, закрепления умений и навыковпроисходит вторичное осмысление ранее усвоенных знаний, формируются умения и навыки по их применению. Структура урока данного типа включает такие этапы, как проверка домашнего задания; выполнение устных и письменных упражнений различных видов и степени сложности, практических или лабораторных работ; включение учащихся в самостоятельную работу под руководством учителя; показ достигнутых результатов, их обсуждение, коррекция знаний и деятельности учащихся, их оценивание (выставление отметок); домашнее задание и его комментарий.
Уроки обобщения и систематизации изученногопроводятся в конце изучения отдельных тем, разделов, всего курса в целом. Для того чтобы сформировать у учащихся систему теоретических знаний, на уроке выделяются основные положения, показывается взаимосвязь изученных фактов, событий, систематизируются и обобщаются изученные знания. Кроме того, проводится проверка знаний, умений и навыков по изученным темам или разделам. Соответственно в структуре урока данного типа можно выделить этапы: вступительное слово учителя, в котором намечаются пределы (границы) повторения материала; повторение и обобщение учебного материала с использованием разных видов и форм опроса; анализ и оценка работы учащихся, диагностика глубины и прочности знаний; рекомендация учащимся способов и содержания дальнейшей самостоятельной работы; постановка домашнего задания.
Уроки контроляимеют целью диагностику уровня обученности учащихся, то есть сформированности у них знаний, умений и навыков в определенной предметной области для того, чтобы выявить недостатки (пробелы) и наметить пути дальнейшей работы по их устранению. Основной этап в структуре такого урока состоит из инструкции к заданиям контрольного типа и собственно самостоятельной работы учащихся по их выполнению.
Урок контроля предполагает последующее проведение урока коррекции знаний и умений, в ходе которого анализируются типичные ошибки и их причины, показываются рациональные способы решения, намечаются пути предупреждения отставания и неуспеваемости отдельных учащихся, определяется общая тенденция усвоения программного материала; дается комментарий хорошим работам учащихся, учащиеся настраиваются учителем на изучение нового материала.
- Раздел II. Целостный педагогический процесс
- 2.2. Цели, задачи, закономерности и принципы педагогического процесса
- 2.3. Сущность педагогического процесса
- 2.4. Содержание педагогического процесса
- Методы и средства педагогического процесса
- 2.6. Формы педагогического процесса
- 2.7. Педагогический процесс как технология
- Тема 2.1. Педагогический процесс как целостное явление и система
- Педагогическая система как форма существования целостного педагогического процесса
- Структура, функции, основные характеристики педагогического процесса
- Педагогического процесса
- Средства Взаимодействие педагогов (материальная база) и воспитанников:
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса
- 4. Педагогические системы авторских школ.
- 5. Альтернативные педагогические системы в зарубежной педагогике.
- Тема 2.2.. Цели, задачи, закономерности и принципы педагогического процесса
- Цель и задачи педагогического процесса, их разноуровневый характер
- 2. Базовая культура личности как актуальная цель педагогического процесса в современной школе
- 3. Технология целеполагания в педагогической деятельности учителя
- 4. Понятие о закономерностях, принципах и правилах педагогического процесса
- 5. Характеристика основных закономерностей педагогического процесса
- 6. Принципы педагогического процесса и правила их реализации
- Тема 2.3. Сущность педагогического процесса
- 1. Общение как сущность педагогического взаимодействия
- 2. Педагогическое общение, его функции и содержание
- 3. Воспитание и обучение как педагогическое общение
- 4. Культура педагогического общения
- 5. Стили педагогического общения и педагогического руководства
- 6. Технология педагогического общения
- Лекционные занятия № 16-17
- Тема 2.4. Содержание педагогического процесса
- 1. Содержание педагогического процесса, его исторический характер
- 2. Структура содержания педагогического процесса
- 3. Общее, политехническое, профессиональное образование
- 4. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 5. Учебный предмет как уровень представления содержания образования
- 6. Основные тенденции развития содержания современного образования
- 7. Нормативные документы, определяющие содержание педагогического процесса
- 8. Содержание воспитания как составная часть содержания образования
- Тема 2.5. Методы и средства педагогического процесса
- Понятие о методах и приемах педагогического процесса
- 2. Классификация методов обучения и воспитания
- 3. Критерии выбора методов педагогического процесса
- 4. Методы организации учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся
- 4.1. Словесные методы обучения и воспитания
- 4.2. Наглядные и практические методы обучения и воспитания
- 4.3. Методы формирования социального опыта
- 5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения
- 6.Методы контроля, самоконтроля и самооценки в педагогическом процессе
- 7. Характеристика активных методов педагогического процесса
- 8. Средства педагогического процесса
- Тема 2.6. Формы педагогического процесса
- 1. Понятие об общих и конкретных формах педагогического процесса
- 2. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования
- 3. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса
- 4. Другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 5. Домашняя учебная работа школьников и ее организация
- 6. Требования к современному уроку и пути повышения его эффективности.
- 7. Технологический подход к проектированию и проведению урока
- 8. Самостоятельная работа учащихся на уроке
- 9. Анализ и самооценка урока учителем
- 10. Формы воспитания, их классификация и характеристика
- Тема 2.7. Педагогический процесс как технология
- Технологизация педагогического процесса как объективная тенденция развития современного образования
- 2. Современные представления о технологиях педагогического процесса
- 3. Соотношение понятий «педагогическая технология» и «методика обучения и воспитания»
- 4. Классификация педагогических технологий
- 5. Критерии технологичности педагогического процесса и эффективности педагогических технологий