logo
РАЗДЕЛ 2Сивашинская

5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения

Каждый из охарактеризованных выше методов организации деятельности учащихся, формирования их сознания и опыта поведения обладает при умелой педагогической инструментовке стимулирующим воздействием. Вместе с тем, существует группа методов педагогического процесса, специально направленных на решение этой задачи.

Психологи выделяют две большие группы мотивов деятельности и поведения: мотивы, связанные с интересом к деятельности, и мотивы долга и ответственности. В соответствии с этими группами мотивов можно выделить и две группы методов: методы стимулирования и мотивации интереса к учебно-познавательной и другим видам деятельности и методы стимулирования долга и ответственности.

К первой группе, например, относится создание ситуаций: эмоционально-нравственных переживаний, занимательности, новизны, опоры на жизненный опыт, успеха в учении и других видах деятельности; игра; дискуссия, методы рефлексии и др.

Вторая группа представлена следующими методами: разъяснение личностной и общественной значимости того или иного вида деятельности, формирование у школьников соответствующего убеждения; предъявление требований; упражнения по их выполнению; поощрение успеха и порицание недостатков в учении или других видах деятельности; соревнование и др.

Охарактеризуем названные методы (часть из них уже рассмотрена выше). К эффективным методам стимулирования и мотивации деятельности и поведения относятся следующие классические ситуации, создаваемые педагогом.

- Ситуация авансирования доверием(А.С. Макаренко). Характеризуется тем, что создаются условия для выражения доверия со стороны других детей или значимого для ребенка взрослого.

- Ситуация свободного выбора: школьник ставится перед необходимостью сделать самостоятельный выбор того или иного поступка, вида деятельности и пр.

- Ситуация соотнесения(Х.Й. Лийметс) предполагает оценку, принятие решения и поступка на основе уже имеющегося опыта. Педагог создает подобную ситуацию, например, тогда, когда необходимо побудить школьника к самовоспитанию.

- Ситуация соревнования(А.Н. Лутошкин) вызывает желание быть лучше, соответствующее ему волевое усилие и, как результат, достижение лучших показателей. Это подтверждается обычно и официальным признанием: призовое место, количество баллов, диплом, грамота и т.п.

- Ситуация успеха(О.С. Газман, В.А. Караковский и др.) создается в том случае, когда нужно поддержать группу учащихся, отдельного ученика, закрепить положительное в их развитии, преодолеть неуверенность в своих силах и т.п. Необходимым условием при этом является желание личности или группы достигнуть успеха и приложить к этому усилия.

- Ситуация творчества(В.А. Караковский) заключается в создании условий для развития творческих способностей школьников, их воображения, фантазии, способности к импровизации, умения выйти из нестандартной ситуации и др.

К методам, активно воздействующим на эмоциональную сферу учащихся, относятся также игровые методы. В современной школе игровая деятельность используется:

Понятие «игровые педагогические технологии»включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще (в литературе насчитывается около 200 разновидностей игр)педагогическая играобладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Понимание учителем функций и классификации педагогических игр помогут ему определить место и роль игровой технологии в педагогическом процессе.

По виду деятельности игры разделяют на двигательные (физические), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные, психологические. По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр: 1) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; 2) познавательные, воспитательные, развивающие; 3) репродуктивные, продуктивные, творческие; 4) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др. Похарактеру игровой методикивыделяют также предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации и др. По предметной области выделяются игры по всем школьным предметам. Кроме того, специфику игровой технологии определяет среда, в которой она проводится. По этому основанию различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с другими техническими средствами обучения, а также с различными средствами передвижения.

С.А. Шмаков, рассматривая игру как феномен культуры, выделил следующие функции игры:социализация (включение ребенка в систему общественных отношений); межнациональная коммуникация (усвоение общечеловеческих ценностей, культуры представителей различных национальностей); самореализация (возможность проявить себя); диагностика и самодиагностика; терапевтическая функция (использование игры как средства преодоления различных трудностей в поведении, общении, учении и т.п.); функция коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей); развлекательная функция.

Игровые технологии могут иметь цели:

- дидактические: расширение кругозора, стимулирование познавательной активности; применение знаний и умений в практической деятельности; формирование общеучебных, предметных, трудовых умений и навыков;

- развивающие: развитие внимания, памяти, мышления, речи, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, мотивации учебной и других видов деятельности, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии;

- воспитывающие: воспитание тех или иных компонентов базовой культуры личности, в

том числе самостоятельности, воли, общительности, коллективизма, формирование коммуникативных, организаторских умений и др.;

- социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Психологические механизмы игровой деятельности основываются на фундаментальных потребностях личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации. Содержание детских игр развивается с возрастом ребенка от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и затем к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.

Игровая технология реализуется в процессе обучения (на уроке) при помощи игровых приемов и ситуаций, которые стимулируют учащихся к учебной деятельности. Пути реализации игровой технологии на уроке: цели обучения ставятся перед учащимися в форме игровой задачи, для чего, например, вводится элемент соревнования; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется как средство игры; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В младшем школьном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры, способствующие развитию связной речи, словарного запаса, числовых представлений, памяти, внимания, мышления, укреплению воли, воспитанию нравственных качеств и привычек поведения. В старшем школьном возрасте и в процессе обучения взрослой аудитории применяются деловые игры и их различные модификации: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

Первоначально деловые игрыприменялись как методы обучения специалистов разного профиля, формирования личностных или деловых качеств. В школьном обучении деловые игры используются для решения комплексных задач усвоения нового материала, закрепления знаний, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений.

Технология деловой игрысостоит из следующих этапов:

Ролевая игра– социально-психологический тренинг, в процессе которого отрабатываются способы реагирования на разнообразные жизненные ситуации и способы поведения в этих ситуациях. Для проведения таких игр разрабатывается модель ситуации, распределяются роли с “обязательным содержанием”.

Психодрама и социодрама– разновидности ролевой игры. Их цель – сформировать умение управлять стилем своего поведения за счет осознания особенностей восприятия ученика окружающими, развивать такие качества, как чувствительность, восприимчивость к психическому состоянию другого человека. Эти методы эффективны для формирования психологического такта, развития эмпатии.

Операционные игрынаправлены на развитие каких-либо умений (операций), например, умений писать сочинения, вести дискуссии, решать задачи и др.

К методам мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся относятся также методы (технологии) мыследеятельности, методы создания проблемных ситуаций и другие методы проблемного обучения. Традиционными методами стимулирования деятельности и поведения являются также методы поощрения и наказания.

Поощрение– способ выражения положительной оценки действий учащихся. В поощрении содержится общественное признание того образа действия, который избран и реализуется учеником на практике. Поощрение закрепляет положительные привычки и навыки поведения, возбуждает позитивные эмоции, вселяет уверенность в собственных силах. Формы поощрения: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение и пр.

Несмотря на кажущуюся простоту, этот метод требует осторожного применения, так как может принести вред воспитанию. Поощрение должно оценивать не столько результат, сколько мотив и способ деятельности. Ученик не должен приучаться ждать награды за малейший успех. Важно, чтобы поощрение было естественным следствием поступка ученика, а не следствием его стремления получить поощрение. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого. Особенно нуждаются в поощрении несмелые, неуверенные ученики, а также те, которые особенно чувствительны к оценке их поступков и поведения в целом. Следует наблюдать за тем, чтобы поощрение не противопоставляло учащегося остальным членам учебной группы. Для этого поощрение должно быть согласовано с мнением группы или не противоречить ему. Педагог должен заботиться о том, чтобы не было «захваленных» учеников и учеников, обойденных вниманием.

Отношение к наказанию в педагогике неоднозначно и противоречиво. Наказание – это такое воздействие на личность, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство вины перед собой и другими, чувство стыда, дискомфорта, неудовлетворенности собой. Это состояние может вызвать потребность изменить свое поведение. Известны такие виды наказания, как наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; порицание, осуждение. Эти методы могут реализовываться пологике естественных последствий, как наказания-экспромты или как традиционные наказания. Наказание в форме естественных последствий наиболее приемлемо. В любом случае наказание должно быть справедливым, осознаваемым воспитанником (анализ причин и условий, приведших к проступку), не должно унижать его достоинство, причинять ему моральные или физические страдания.

Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае. Недопустимо наказывать по подозрению. Если ученик нарушил правило поведения непреднамеренно, случайно, то учитель может ограничиться индивидуальной беседой или простым замечанием. Неправильно применять метод наказаний в целях стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности ученика. Рекомендуется избегать групповых наказаний, поскольку они могут привести к объединению учащихся, нарушающих общественный порядок и дисциплину. В целом наказаниями нельзя злоупотреблять. Педагог должен быть уверен в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика.