4.1. Словесные методы обучения и воспитания
Организация любого вида деятельности сопровождается обычно обменом словесной информации между участниками деятельности. Все методы педагогического процесса, характеризующиеся тем, что учитель с помощью слова сообщает информацию, а учащиеся её воспринимают с помощью слуха, относятся к словесным методам(методам коммуникативного взаимодействия). В основе этих методов лежат убеждение (самоубеждение) и внушение (самовнушение).Убеждение - это метод формирования сознания, то есть знаний, чувств, отношений личности. Убедить – значит доказать логически, то есть свести определенные положения к очевидному. Доказательство состоит из тезиса, аргументов и демонстрации (способа доказательства).
Условиями эффективностиубеждения как метода являются: соответствие формы и содержания убеждения уровню возрастного и индивидуального развития учащихся; учет особенностей и типа нервной системы ребенка, зоны его ближайшего развития; содержание в убеждении не только обобщенных, абстрактных положений, но и конкретных фактов, примеров, сопровождающих наглядно-образных материалов; аргументированность, эмоциональность изложения педагогом фактов и положений; учет эмоционального состояния педагога и воспитанника в момент их общения. Результативность убеждения обеспечивается закреплением приобретенных учащимися знаний в упражнениях, способствующих выработке учебных, практических умений и навыков, а также привычек поведения.
Выделим ошибки, наиболее часто встречающиеся при использовании метода убеждения. Например, такие: 1) доказывается большее или меньшее по содержанию положение, чем выдвинутый тезис (подмена тезиса); 2) аргументы не доказывают тезиса; 3) в качестве аргументов используются положения, выдвигаемые в тезисе (“порочный круг” в доказательстве).
Внушение – это влияние на сознание и поведение человека незаметно для него. Элемент внушения, как правило, присутствует в любом педагогическом воздействии. Внушение – это прежде всего воздействие на эмоции, чувства ребенка. Оно осуществляется через слово, его содержание, логику, интонацию, яркость, выразительность речи, мимику, жесты и т.п. Внушение вызывает в ученике чувство радости или страха, бодрости или угнетенного состояния, веры или
неверия в свои силы, интерес или скуку, доверие или подозрительность. Именно посредством внушения плохое настроение учителя достаточно быстро передается классу. Воспитатель с раз-
дражительным характером способствует установлению соответствующего тона взаимоотношений и общения в детской группе.
Учителю следует задуматься о том, какие внушающие воздействия на поведение ученика имеют такие привычные стереотипные обращения к ученику: «Ты, как всегда не готов к уроку!», «Ты, как всегда обманываешь!», «Ты все равно не справишься с заданием!» и т.п. В то же время положительно внушающее воздействие имеют такие реплики: «Молодец!», «Твои успехи заметны» и т.п., а также доброжелательный взгляд учителя, его интонация, улыбка, подтянутость, настроение, внешний вид в целом.
Выделяют преднамеренное и непреднамеренное, открытое и косвенное внушение. Открытое внушение (учитель прямо призывает ученика к совершению определенных действий) реализуется через наставления, приказы, команды. Оно результативно только при положительных, бесконфликтных отношениях между педагогом и воспитанником. Более эффективно косвенное внушение, цель которого замаскирована. Оно содержит лишь намек на желаемое действие или поступок, а потому избегает императивной формы. Косвенное внушение реализуется через намек, косвенное одобрение или косвенное осуждение, при этом позиция учителя не навязывается ученику.
Условия эффективности внушения как метода коммуникативного взаимодействия те же, что и убеждения. К ним можно добавить обстановку, в которой осуществляется внушение, отношение учащегося к педагогу. Кроме того, действенность внушения зависит от внушаемости воспитанников. (Внушаемость – качество психики человека, выражающееся в его безотчетной подчиняемости требованиям других людей.) Особенно внушаемы дети 7-10 лет, с возрастом внушаемость снижается. Последнее свидетельствует о том факте, что с возрастом воспитанников словесные методы становятся не столь эффективными методами обучения и воспитания.
На практике убеждение и внушение выступают как единый способ словесного воздействия на психику учащихся, их интеллект и чувства. Вместе с тем, они являются составными частями (приемами) других методов организации, стимулирования и контроля деятельности учащихся. К методам словесного взаимодействия относится также рассказ.
Рассказ– монологический метод изложения учебного материала. Метод устного повествовательного изложения новых знаний учителем. Это живое, яркое, занимательное, эмоциональное изложение знаний в определенной логической последовательности. Выделяют рассказ-вступление (подготовка к восприятию нового материала), рассказ-повествование (осуществляется раскрытие, изложение нового материала), рассказ-заключение (выделение главных идей, мыслей, обобщение изученного, выводы). Любой рассказ не предполагает вопросы к учащимся. Его цель – целенаправленно передать учебную информацию, которая нова для учащихся, и по ней нельзя развернуть беседу.
На разных этапах школьного обучения характер рассказа меняется. Если в начальной школе рассказ достаточно короткий и четкий, то в средних классах он становится более объемным и длительным, с применением обобщений. В старших классах рассказ отличается от лекции лишь тем, что он не занимает целого урока. Вместе с тем, рассказ будет отличаться степенью доступности, длительности, сочетания с наглядными методами в зависимости от уровня подготовленности учащихся того или иного класса.
Рассказ как метод учения ученика используется и в качестве метода проверки знаний (например, индивидуальный устный опрос). При этом учитель использует прием предварительной подготовки учащихся как рассказчиков. Нередко это практикуется на семинарах в старших классах. Выступать с различного рода сообщениями необходимо учить детей уже в начальных классах. Для этого у них формируют умения составлять план выступления, соблюдать в рассказе определенную логику, делать выводы и обобщения. Именно метод рассказа дает возможность педагогу развивать культуру речи учащихся.
Наиболее типичные ошибкив применении рассказа как метода обучения:
- требование учителя придерживаться в рассказе текста учебника или своего рассказа, лекции;
- учитель часто прерывает рассказ ученика репликами, замечаниями другим учащимся и тем самым мешают ему связно излагать материал;
- недооценка педагогом рассказа ученика как метода обучения.
Большое значение этот метод имеет при организации ценностно-ориентационной деятельности детей, особенно в младшем школьном и подростковом возрасте. Широко применяется рассказ при изложении биографического материала, описании предметов, художественных образов, природных явлений, событий общественной жизни. С помощью рассказа можно вызвать положительные нравственные (сопереживание, сочувствие, радость, гордость и пр.) или отрицательные (негодование и пр.) чувства по поводу негативных действий или поступков героев рассказа; раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения; вызвать желание подражать положительному примеру и т.п.
Эффективность методаобеспечивается: продуманностью плана и последовательностью изложения материала, обоснованностью используемых примеров и фактов, ясностью, образностью, яркостью, эмоциональностью языковых форм, убедительностью, доступностью, повторением основных положений, наличием выводов и обобщений, умением мобилизовать внимание учащихся, продолжительностью (10-15 мин.).
Для того чтобы доказать правильность каких-либо положений (законов, принципов, правил, норм поведения и т.п.) в составе метода рассказа применяется такой прием, как объяснение. Его можно рассматривать и в качестве самостоятельного метода.
Объяснение – монологический метод словесного изложения понятий и положений, закономерностей, существенных свойств и т.п. Это метод научных доказательств. Применяется при изложении теоретических положений, объясняющих явления природы и общественной жизни. Используется в работе со всеми возрастными группами, но более эффективен в средних и старших классах, что связано с большими интеллектуальными возможностями учащихся.
Эффективность объяснения зависит от глубокого знания научного содержания учебных дисциплин, последовательности раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств, точности формулировок, глубины и доступности изложения, мобилизации внимания детей, учета их психологических и индивидуальных особенностей и т.п.
Беседа – диалогический метод изложения и усвоения учебного материала, который предполагает разговор педагога с учащимися с помощью тщательно продуманной системы вопросов. Выделяют беседы: вводные или вступительные; сообщения новых знаний (беседы объяснительного характера), повторительно-обобщающие (закрепляющие), контрольно-коррекционные, инструктивно-методические, а также беседы проблемного характера (учащиеся под руководством учителя ищут ответы на поставленные проблемные вопросы).
Назначение этих видов бесед понятно из их названия. Например, с помощью вводной беседыучащиеся психологически настраиваются на восприятие и усвоение нового материала. Вводная беседа способствует пониманию значения предстоящей работы, формирует представление о её содержании и особенностях.Беседа сообщения новых знанийстроится в форме вопросов и ответов (например, как анализ прочитанных текстов или запоминание ответов). Она способствует подведению учащихся к усвоению новых знаний, формулированию понятий, решению задач и т.п.Повторительно-обобщающие беседыприменяются для закрепления, обобщения и систематизации знаний (например, для первичного закрепления на этом же уроке).Контрольно-коррекционные беседымогут быть фронтальными или индивидуальными. Их цель определить уровень усвоения знаний, их коррекция, уточнение, дополнение, конкретизация.
Беседа применяется так же как метод формирования сознания воспитанников и осмысления ими своего социального опыта. При всем богатстве и разнообразии содержания беседы имеют целью привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них положительное отношение к тем или иным объектам действительности, к себе и другим людям. Важно, чтобы содержание беседы было связано с личным опытом ребенка, с его практической деятельностью.
Беседа, как правило, начинается с обоснования ее темы, которое подводит учащихся к предстоящему обсуждению как к личностно значимому, а не надуманному делу. Затем педагог предоставляет материал для обсуждения и ставит вопросы, отвечая на которые учащиеся приходят к самостоятельным выводам и обобщениям. В заключительной части беседы педагог подытоживает все высказывания, формулирует выводы, намечает конкретную программу действий для закрепления принятой нормы в практике поведения.
Помимо бесед с группой учащихся (классом) проводятся и индивидуальные беседы. Ошибочно проводить их только в связи с нарушениями дисциплины. Индивидуальные беседы правильно проводить по плану, в определенной системе, тогда они носят профилактический, упреждающий характер.
Эффективность беседызависит от тщательной подготовки педагога, от продуманности, четкой и логичной постановки вопросов. Вопросы должны развивать все виды мышления, соответствовать уровню развития учащихся. Ответы учащихся должны быть осознанными, полными, аргументированными, правильно сформулированными и т.п.
Лекция как метод обучения– это монологический словесный метод изложения учебного материала большой емкости, достаточной сложности, имеющего свою логику доказательств и обобщений. В отличие от рассказа учебная лекция охватывает все занятие (урок или два спаренных урока). Изложение материала осуществляется по заранее написанным текстам (конспектам), для того чтобы не нарушать стройность, последовательность, четкость сообщаемой информации. Традиция лекционного изложения материала берет начало в истории средневековых университетов.
В школе данный метод обычно применяют: при изучении нового материала, малосвязанного с предыдущим; при обобщении пройденной темы или раздела; при сообщении учащимся сведений о практическом применении изученного, при выводе каких-либо закономерностей с применением логических суждений и математического аппарата, при изучении тем с привлечением межпредметных связей; при проведении занятий проблемного характера. Лекции обычно дополняются семинарскими занятиями.
Виды лекций: традиционная (монолог преподавателя); проблемная (иллюстрация научной или практической проблемы, её способов решения и т.д.); лекция-дискуссия; конспект-лекция; лекция-консультация, лекция с обратной связью и др.
Технология проведения лекциипредполагает: сообщение целей и задач, плана лекции слушателям; соблюдение логических связей между частями лекции, формулирование выводов и обобщений; использование дидактических, наглядных, технических средств; владение умениями ораторского искусства, оптимальный темп подачи материала, обеспечивающего осмысление и конспектирование содержания, выделение главных идей, положений интонацией, анализ предлагаемой литературы и т.п. На первых этапах применения лекционного метода следует обратить внимание на формирование у школьников умений работать во время лекционного занятия (слушать, осмысливать, конспектировать и др.), а также умений работать с материалом лекции после завершения занятия (дополнение записей, конспектирование лекции по памяти и др.).
Метод лекции широко используется и в воспитательной работе. С его помощью излагается сущность той или иной проблемы социально-политического, нравственного, эстетического и другого содержания.
Метод дискуссииоснован на обмене мнениями между учителем и учащимися. Высказываемые мнения отражают собственные взгляды участников дискуссии или опираются на мнения других лиц. Дискуссия наряду с полемикой является разновидностью спора. Технологически она представляет собой серию утверждений, по очереди высказываемых несколькими
лицами (группами), общающимися между собой по одной и той же теме.
Цель дискуссии– достижение определенной степени согласия её участников относительно дискутируемого тезиса. (Для сравнения: полемика имеет целью не достижение согласия, а победу над другой стороной любыми средствами.) Особая ценность дискуссии как метода организации познавательной и ценностно-ориентационной деятельности учащихся заключается в том, что дискуссия «провоцирует» их высказывать то, что они не смогли бы высказать или сформулировать в других условиях. Иначе говоря, дискуссия «раскрепощает» сознание её участников. Более того, психологами установлено, что именно в споре интенсивно развивается мышление. Итог дискуссии – не сумма всех имеющихся представлений, а лишь то, что является общим для разных точек представлений. Это групповое решение, которое разделяется если не всеми, то большинством участников. Вместе с тем, дискуссия может закончиться и тем, что оппоненты утвердятся в своей позиции, найдя для её защиты дополнительные аргументы.
В психолого-педагогической литературе к технологии проведения дискуссии предъявляется ряд требований. Дискуссия должна иметь свою тему, предмет, которые не могут подменяться другими на всем протяжении дискуссии Дискуссия предполагает наличие общих исходных позиций сторон, их начальное взаимопонимание. Кроме того, она требует известного знания тех вещей, о которых идет речь. Это знание должно быть обширным, но не полным.
В ходе дискуссии необходимо стремиться к истине: участник дискуссии не будет искать слабые пункты аргументации оппонента, а будет стремиться извлечь из его утверждения все ценное, что поможет выявить истину. Важна также манера ведения дискуссии, её острота, умение спорящих сторон уступить, использовать корректные приемы ведения спора и избегать некорректных. Ведение дискуссии предполагает определенное знание логики: необходимо умение выводить следствия из своих и чужых утверждений, замечать противоречия, выявлять отсутствие логических связей между утверждениями, соблюдать основные требования к аргументам (достоверность, достаточность, обоснованность и др.).
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что учебная дискуссия нуждается в четкой методической подготовке. Прежде всего, требуется время для подготовки дискуссии как со стороны педагога, так и учащихся. Кроме того, должны быть установлены правила ведения спора (например, ограничено время выступления и т.п.). Результативность дискуссии зависит также от уровня сформированности умений учащихся ясно и точно формулировать свои мысли, строить систему аргументированных доказательств, уважительно относиться к иным точкам зрения. Сам педагог должен демонстрировать эти умения перед учащимися, тактично внося поправки в их аргументацию.
Разновидностью дискуссии является диспут.Обязательное условие диспута, как и дискуссии, – наличие двух или более противоположных мнений по обсуждаемому вопросу. Но в отличие от дискуссии, где все-таки должно быть принято устоявшееся и принимаемое учеными решение, диспут как метод формирования суждений, оценок и убеждений в процессе познавательной и ценностно-ориентационной деятельности не требует определенных и окончательных решений. Диспут дает возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей.
Дискуссия и диспут как методы формирования сознания и методы стимулирования познавательной и социальной активности учащихся особенно соответствуют возрастным особенностям старших подростков и старшеклассников, для которых свойственны поиски смысла жизни, стремление ничего не принимать на веру. Важно, чтобы вопросы, намеченные к обсуждению, содержали проблему, значимую, жизненно важную для учащихся. Тему дискуссии или диспута могут подсказать сами школьники, они же могут участвовать и в разработке вопросов, выносимых на обсуждение.
Примеркак метод формирования сознания учащихся используется педагогом как в процессе преподавания, так и во внеклассной воспитательной работе. Основная цель данного метода состоит в том, чтобы на конкретных примерах представить учащимся идеал личности как образец поведения и деятельности. Психологическим механизмом действия данного метода является подражательность как свойство растущей личности. Путем подражания формируются социальные, нравственные и другие отношения учащегося к окружающему миру и себе.
Младший школьник обычно выбирает для подражания готовые образцы, воздействующие на него внешним примером (родители, учитель, другие авторитетные взрослые, реже сверстники). Подражание у подростков носит уже избирательный характер и сопровождается самостоятельными суждениями. В юношеском возрасте подражание становится более сознательным и критичным, опирается на активную внутреннюю переработку воспринимаемых образцов. Происходит синтез подражательных и самостоятельных действий под воздействием жизненных и специально созданных воспитывающих ситуаций.
Метод работы с книгойприменяется как метод получения новых знаний, метод закрепления знаний и выработки умений и навыков, а также как метод проверки знаний. Кроме того, это важнейший метод формирования у школьников потребности и умений самообразования.
Если в начальных классах дети работают с книгой преимущественно под руководством учителя, то в средних и старших классах они учатся работать с книгой самостоятельно. Учащимся необходимы умения работы с разнообразной по назначению литературой (учебники, словари, справочники, программированные учебные книги, художественные произведения, атласы и т.п.). Требуется начинать с овладения техникой осмысленного чтения, формирования умений выделять главное, существенное в изучаемом материале, разделять материал на логически законченные части, обобщать изученное, сравнивать с аналогичным, формулировать выводы, ставить вопросы и находить ответы. Важны также умения составлять план, конспектировать, строить схемы, выполнять аннотирование, тезирование, цитирование, рецензирование, реферирование. Кроме того, учащиеся должны овладеть навыками самостоятельной работы с книгой не только на уроке и дома, но и в библиотеке, на выставках книг и т.п. Умения работать с книгой дает учащимся возможность многократно работать с интересующей их информацией, развивать память, навыки самоконтроля. Формирование вышеперечисленных умений требует от учителя и учащихся целенаправленной кропотливой работы.
- Раздел II. Целостный педагогический процесс
- 2.2. Цели, задачи, закономерности и принципы педагогического процесса
- 2.3. Сущность педагогического процесса
- 2.4. Содержание педагогического процесса
- Методы и средства педагогического процесса
- 2.6. Формы педагогического процесса
- 2.7. Педагогический процесс как технология
- Тема 2.1. Педагогический процесс как целостное явление и система
- Педагогическая система как форма существования целостного педагогического процесса
- Структура, функции, основные характеристики педагогического процесса
- Педагогического процесса
- Средства Взаимодействие педагогов (материальная база) и воспитанников:
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса
- 4. Педагогические системы авторских школ.
- 5. Альтернативные педагогические системы в зарубежной педагогике.
- Тема 2.2.. Цели, задачи, закономерности и принципы педагогического процесса
- Цель и задачи педагогического процесса, их разноуровневый характер
- 2. Базовая культура личности как актуальная цель педагогического процесса в современной школе
- 3. Технология целеполагания в педагогической деятельности учителя
- 4. Понятие о закономерностях, принципах и правилах педагогического процесса
- 5. Характеристика основных закономерностей педагогического процесса
- 6. Принципы педагогического процесса и правила их реализации
- Тема 2.3. Сущность педагогического процесса
- 1. Общение как сущность педагогического взаимодействия
- 2. Педагогическое общение, его функции и содержание
- 3. Воспитание и обучение как педагогическое общение
- 4. Культура педагогического общения
- 5. Стили педагогического общения и педагогического руководства
- 6. Технология педагогического общения
- Лекционные занятия № 16-17
- Тема 2.4. Содержание педагогического процесса
- 1. Содержание педагогического процесса, его исторический характер
- 2. Структура содержания педагогического процесса
- 3. Общее, политехническое, профессиональное образование
- 4. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 5. Учебный предмет как уровень представления содержания образования
- 6. Основные тенденции развития содержания современного образования
- 7. Нормативные документы, определяющие содержание педагогического процесса
- 8. Содержание воспитания как составная часть содержания образования
- Тема 2.5. Методы и средства педагогического процесса
- Понятие о методах и приемах педагогического процесса
- 2. Классификация методов обучения и воспитания
- 3. Критерии выбора методов педагогического процесса
- 4. Методы организации учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся
- 4.1. Словесные методы обучения и воспитания
- 4.2. Наглядные и практические методы обучения и воспитания
- 4.3. Методы формирования социального опыта
- 5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения
- 6.Методы контроля, самоконтроля и самооценки в педагогическом процессе
- 7. Характеристика активных методов педагогического процесса
- 8. Средства педагогического процесса
- Тема 2.6. Формы педагогического процесса
- 1. Понятие об общих и конкретных формах педагогического процесса
- 2. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования
- 3. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса
- 4. Другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 5. Домашняя учебная работа школьников и ее организация
- 6. Требования к современному уроку и пути повышения его эффективности.
- 7. Технологический подход к проектированию и проведению урока
- 8. Самостоятельная работа учащихся на уроке
- 9. Анализ и самооценка урока учителем
- 10. Формы воспитания, их классификация и характеристика
- Тема 2.7. Педагогический процесс как технология
- Технологизация педагогического процесса как объективная тенденция развития современного образования
- 2. Современные представления о технологиях педагогического процесса
- 3. Соотношение понятий «педагогическая технология» и «методика обучения и воспитания»
- 4. Классификация педагогических технологий
- 5. Критерии технологичности педагогического процесса и эффективности педагогических технологий