7. Технологический подход к проектированию и проведению урока
Технология проектирования урока– это определение его модели, схемы, плана действий учителя и учащихся, выполнение которого приведет к определенному результату.
В технологическом подходе к проектированию и проведению урока можно выделить следующие этапы:
1) определение целей и задач урока;
2) ориентация содержания урока на реализацию запланированных целей и задач;
3) ориентация процесса обучения на гарантированное достижение результатов;
4) оценивание текущих результатов (наличие быстрой обратной связи), коррекция обучения;
5) заключительное оценивание результатов.
Чтобы реализовать эту технологическую цепочку, учитель отбирает соответствующее поставленным целям и задачам содержание учебного материала на данный урок; выбирает методы и приемы, способствующие усвоению содержания учебного материала на уроке всеми учащимися; выбирает формы организации деятельности учащихся на уроке (индивидуальную, групповую, фронтальную, коллективную), а также определяет, кто будет руководить работой на уроке (учитель, кто-то из учащихся) или будет осуществляться самостоятельная работа учащихся. Такой урок подготовит учащихся к сознательной домашней учебной работе, а ее результаты будут оценены учителем и самими учениками на следующем уроке. Более того, все содержание урока будет ответом на вопрос ученика: “Чему я научился на данном уроке?”.
Иначе говоря, учитель как субъект обучения планирует, организует, контролирует, корректирует и анализирует свою деятельность и деятельность учащихся на уроке. С другой стороны, ученик как второй субъект процесса обучения выполняет на уроке под руководством учителя или самостоятельно (в том числе дома) эти же функции: планирует, организует, контролирует, корректирует и анализирует свою деятельность.
Проектирование и проведение урока как технологической цепочки можно представить в виде схемы 2 (С.С. Татарченкова).
Рассмотрим этап подготовки учителя к уроку. Качество урока определяется качеством подготовки к нему учителя. Это – педагогическая аксиома.Подготовка урока– это его разработка, моделирование или проектирование, написание целого сценария или педагогического произведения, оформленного в поурочный план (краткий или развернутый), простой или опорный конспект урока, проект. Непосредственная подготовка учителя к уроку включает изучение содержания учебных программ, учебно-методических комплексов, научно педагогической литературы и т.д. Всё это находит отражение в тематическом плане учителя. Заключительным же этапом подготовки к уроку является поурочный план (проект) урока.
План позволяет последовательно и логично воплотить задуманное, ориентироваться во времени, служит основой для анализа и совершенствования дальнейшей работы. Планируя урок, учитель должен ответить на следующие вопросы(по И.Я. Лернеру, М.Н. Скаткину).
- Каково место данного урока в системе уроков и как в нем реализуется главная идея темы?
- На что из изученного ранее необходимо опереться, что следует учитывать из содержания последующей части курса учебного предмета?
- Каковы способы подачи содержания учебного материала, методы и приемы применения, формы воплощения?
- Какие проблемные задачи и вопросы поставить в ходе урока?
- Какие наглядные пособия, технические средства использовать?
- Как осуществить индивидуальный подход к учащимся?
Кроме того, важно стремиться к тому, чтобы учащиеся приобщались к планированию своей деятельности на уроке. Совместное проектирование будущего урока, а его реальные штрихи можно наметить уже в конце предыдущего, - это черта современного урока так же, как и партнерство, диалог на уроке.
Схема 2
Проектирование
урока
Рефлексия Целеполагание
на уроке
Отбор содержания
Оценка, УРОК учебного материала
самооценка деятельности
Подготовка к Методы, приёмы
домашней работе обучения
Формы организа-
ции деятельности
Современные ученые (И.П. Подласый и др.) выделяют в подготовке к уроку такие этапы: диагностика, прогнозирование, проектирование. Например,диагностический этап(«Диагностическая карта урока»), начинается с выявления конкретных условий проведения урока: возможностей учащихся; мотивов их деятельности и поведения; запросов и наклонностей; интересов и способностей; требуемого уровня обученности. Учитывается также характер учебного материала, его особенности и практическая значимость, реальные затраты времени на тот или иной этап урока или вид деятельности на уроке.
Этот аспект планирования урока вызывает наибольшие затруднения у учителя. Причинами являются обычно незнание или неумение, нежелание или недооценка педагогом важности диагностического этапа подготовки к уроку.
Суть прогностического этапаподготовки к уроку состоит в выборе вариантов проведения урока.Заключительный этап подготовки– собственно планирование, результатом которого является создание определенного документа: традиционного плана, конспекта или программы управления деятельностью учащихся в зависимости от уровня мастерства учителя.
В поурочном плане обычно указываются тема, цель и задачи урока, распределение времени по этапам, кратко поясняется содержание работы. В ходе урока в связи с изменившимися обстоятельствами учитель может внести коррективы в план урока. Однако хорошая импровизация возможна только при условии заранее продуманного урока.
В практике работы учителей применяются разные варианты поурочных планов. Обычно определяющая часть содержит: тему урока; главную дидактическую цель урока; обучающие, воспитывающие, развивающие задачи урока; оборудование урока. Содержательная часть может быть представлена в разных формах (таблицы 2, 3).
Таблица12
Время | Этапы урока | Содержание этапов урока | Деятельность учащихся |
|
|
|
|
Таблица 13
Время | Содержание урока | Действия учителя | Действия ученика | Анализ и оценка результатов |
|
|
|
|
|
Важным этапом планирования урока является отбор содержания учебного материалав соответствии с поставленными целью и задачами урока. Основное содержание учебного материала определено учебной программой. Поэтому учителю необходимо хорошо изучитьгосударственные стандарты по предмету,программу преподаваемого предметаи знатьуровень сформированности знаний и уменийучащихся по предмету. Содержание учебного материала для каждого урока необходимо тщательно отбирать. Для этого используются разные источники информации: учебник и прилагаемый к нему учебно-методический комплекс, дополнительная и справочная литература, телепередачи и др.
Для учителя, так же как и для учащихся важными оказываются умения выделять главное в изучаемой теме.Вместе с учащимися учитель должен определить, что в содержании данной темы нужно запомнить надолго, что передать своими словами, а что только бегло просмотреть. Всем известно, что уроки и домашние задания нередко перегружены информацией. Однако установлено, что нет прямой зависимости между количеством информации и образованностью учащихся. Поэтомупри отборе содержания материаладля урока следует руководствоватьсяследующими критериями: выделение фундаментальных и прикладных знаний; исторический экскурс, связь с жизнью, межпредметные связи; значимость отобранного для формирования мировоззрения учащихся; ценность материала в системе логических связей темы, раздела, всего курса; ценность содержания для ученика.
С учетом этих общих критериев учитель отбирает содержание материала на урок: главную идею, ключевые слова и основные понятия, а также способы их раскрытия; вопросы, упражнения, задания разного уровня, способствующие усвоению главной идеи темы на уроке; занимательный материал, который необходим для разгрузки сложного учебного материала или для мотивации учения. В содержание урока наряду со знаниями, включаются умения и навыки (опыт практической деятельности). Их отбор также осуществляет учитель, планируя урок. Особое внимание он должен уделять формированию общеучебных и творческих умений.
О том, чем следует руководствоваться при отборе методов, приемов и форм организации познавательной деятельности на уроке было сказано при освещении соответствующих тем и вопросов. Важным требованием к современному уроку также является организация самостоятельной работы учащихся.
- Раздел II. Целостный педагогический процесс
- 2.2. Цели, задачи, закономерности и принципы педагогического процесса
- 2.3. Сущность педагогического процесса
- 2.4. Содержание педагогического процесса
- Методы и средства педагогического процесса
- 2.6. Формы педагогического процесса
- 2.7. Педагогический процесс как технология
- Тема 2.1. Педагогический процесс как целостное явление и система
- Педагогическая система как форма существования целостного педагогического процесса
- Структура, функции, основные характеристики педагогического процесса
- Педагогического процесса
- Средства Взаимодействие педагогов (материальная база) и воспитанников:
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса
- 4. Педагогические системы авторских школ.
- 5. Альтернативные педагогические системы в зарубежной педагогике.
- Тема 2.2.. Цели, задачи, закономерности и принципы педагогического процесса
- Цель и задачи педагогического процесса, их разноуровневый характер
- 2. Базовая культура личности как актуальная цель педагогического процесса в современной школе
- 3. Технология целеполагания в педагогической деятельности учителя
- 4. Понятие о закономерностях, принципах и правилах педагогического процесса
- 5. Характеристика основных закономерностей педагогического процесса
- 6. Принципы педагогического процесса и правила их реализации
- Тема 2.3. Сущность педагогического процесса
- 1. Общение как сущность педагогического взаимодействия
- 2. Педагогическое общение, его функции и содержание
- 3. Воспитание и обучение как педагогическое общение
- 4. Культура педагогического общения
- 5. Стили педагогического общения и педагогического руководства
- 6. Технология педагогического общения
- Лекционные занятия № 16-17
- Тема 2.4. Содержание педагогического процесса
- 1. Содержание педагогического процесса, его исторический характер
- 2. Структура содержания педагогического процесса
- 3. Общее, политехническое, профессиональное образование
- 4. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 5. Учебный предмет как уровень представления содержания образования
- 6. Основные тенденции развития содержания современного образования
- 7. Нормативные документы, определяющие содержание педагогического процесса
- 8. Содержание воспитания как составная часть содержания образования
- Тема 2.5. Методы и средства педагогического процесса
- Понятие о методах и приемах педагогического процесса
- 2. Классификация методов обучения и воспитания
- 3. Критерии выбора методов педагогического процесса
- 4. Методы организации учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся
- 4.1. Словесные методы обучения и воспитания
- 4.2. Наглядные и практические методы обучения и воспитания
- 4.3. Методы формирования социального опыта
- 5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения
- 6.Методы контроля, самоконтроля и самооценки в педагогическом процессе
- 7. Характеристика активных методов педагогического процесса
- 8. Средства педагогического процесса
- Тема 2.6. Формы педагогического процесса
- 1. Понятие об общих и конкретных формах педагогического процесса
- 2. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования
- 3. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса
- 4. Другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 5. Домашняя учебная работа школьников и ее организация
- 6. Требования к современному уроку и пути повышения его эффективности.
- 7. Технологический подход к проектированию и проведению урока
- 8. Самостоятельная работа учащихся на уроке
- 9. Анализ и самооценка урока учителем
- 10. Формы воспитания, их классификация и характеристика
- Тема 2.7. Педагогический процесс как технология
- Технологизация педагогического процесса как объективная тенденция развития современного образования
- 2. Современные представления о технологиях педагогического процесса
- 3. Соотношение понятий «педагогическая технология» и «методика обучения и воспитания»
- 4. Классификация педагогических технологий
- 5. Критерии технологичности педагогического процесса и эффективности педагогических технологий