logo
РАЗДЕЛ 2Сивашинская

3. Соотношение понятий «педагогическая технология» и «методика обучения и воспитания»

Определяя понятие «педагогическая технология», мы пользовались терминами: метод, прием, способ, средство. Эти же термины используют, когда дают определение методике преподавания определенного предмета или методике воспитательной работы. Вместе с тем, данные понятия различаются.

Под методикой обычно понимаютсовокупность методов и средств осуществления педагогической деятельности в процессе обучения и воспитания. В то же время методика – педагогическая наука, изучающая 1) закономерности, содержание, методы и средства обучения определенному учебному предмету (частная методика); 2) особенности организации воспитательного процесса в различных образовательных институтах (методика воспитательной работы). Однако методикаизучает разнообразные методы (приемы) и средства педагогического процесса, не выстраивая их в определенной логике, по определенному алгоритму.

Технология отличается от методики именно своейалгоритмичностью и нацеленностью на определённыйдиагностируемый результат. Попутно заметим, что педагогическая технология не сводится к алгоритму как точной репродукции действий, так как учитывает и допускает вопределенных пределахтворчество педагогов и воспитанников.

Есть и другие подходы к различению рассматриваемых понятий. Методика в большей степени раскрывает систему деятельности педагогана уроке или во внеклассной воспитательной работе (что и в какой последовательности излагать, какие средства использовать, как организовать различные этапы урока и т.п.). Технология наряду с деятельностью педагога описывает деятельность самих учащихся. Кроме того, методики имеют мягкий, рекомендательный характер, а технологии более жестко предписывают определенную последовательность действий учащихся и педагога, отступление от которой может препятствовать достижению запланированных результатов. Технологии предоставляют возможность их воспроизводить, методики же воспроизвести намного труднее. Они в большей степени основаны на интуиции, традиции, личностных качествах педагога. Технология всегда научно обоснована, базируется на определенных философских, психологических или педагогических теориях, которые не зависят от личности педагога.

Вопрос о том, какое из этих понятий шире - педагогическая технология или методика, дискуссионный. Следует согласиться с Н.И. Запрудским в том, что на этот вопрос нельзя ответить однозначно. В рамках технологии учитель может использовать локальные авторские методики и, наоборот, в рамках авторской методики может использовать элементы известных технологий.