logo
РАЗДЕЛ 2Сивашинская

6. Технология педагогического общения

Педагогическое общение в технологическом планенаходит свое выражение в умениях передать информацию, понять состояние ученика, в организации взаимоотношений с детьми, в искусстве воздействия на партнера по общению и управления собственным психическим состоянием. Процесс педагогического общения может быть представлен каксистема коммуникативных задач. Коммуникативная задача производна от педагогической задачи и имеет те же этапы решения: анализ ситуации, перебор вариантов и выбор из них оптимального, коммуникативное взаимодействие и анализ его результатов (В.А. Сластенин и др.).

На этапе ориентированияв условиях общения (анализ ситуации) происходит процесс «подгонки» общего стиля общения к конкретным условиям общения (урока, воспитательного дела и т.п.).На этапе привлечения к себе вниманияпедагог использует разные способы: вербальное общение, паузы, развешивание таблиц, запись на доске и т.п.Основной этап решениякоммуникативной задачи – осуществление вербального общения с использованием невербальных средств.Заключительный этап– организация содержательной и эмоциональной обратной связи, которые дают информацию об уровне усвоения учащимися материала, а также об их настроении, эмоциях и т.п.

На основе описанного алгоритма решения коммуникативной задачи можно определить этапы педагогического общения, реализация которых в определенной последовательности и составляет сутьтехнологии педагогического общения. При этом важно учитывать, что логика педагогического общения соответствует логике педагогического процесса. Выделяют следующиеэтапы (стадии) педагогического общения:

- моделирование предстоящего общения в процессе подготовки к уроку или воспитательному делу (прогностический этап);

- организация непосредственного общения(начальный период общения) – «коммуникативная атака»;

- управление общением в педагогическом процессе;

- анализосуществленной технологии общения и моделирование новой технологии общения для решения других педагогических (коммуникативных) задач.

Общение – это индивидуально-творческая сфера деятельности педагога. Поэтому можно говорить об искусстве педагогического общенияс воспитанниками, которое, в частности, состоит в том, чтобы определить стиль педагогического общения и педагогического руководства в конкретной учебно-воспитательной ситуации. К технологическим аспектам педагогического мастерства относят прежде всегопедагогическую технику учителя.

В заключение приведем советы известных педагогов и психологов по организации педагогического общения, построенного на технологической основе:

Резюме

В истории педагогической теории и практики развитие представлений о воспитании шло от философского описания этого явления в направлении выделения его сущностных аспектов. Постепенно педагоги пришли к выводу, что педагогическая деятельность строится по законам общения, и, более того, общение есть сущность педагогического процесса.

При этом общение понимают как одну из форм взаимодействия социальных субъектов, процесс обмена рациональной и эмоционально-оценочной информацией, способами деятельности (умениями), а также результатами деятельности в виде материальных вещей и культурных ценностей. В структуре общения исследователи выделяют обмен информацией, обмен действиями, установление взаимопонимания. Соответственно говорят о коммуникативной, интерактивной, перцептивной функциях общения.

Эти же компоненты и функции имеет общение педагога с учащимися, в ходе которого они решают учебные, воспитательные и развивающие задачи, то есть педагогическое общение. Содержанием педагогического общения является познание окружающего мира и самих себя, овладение определенными способами деятельности (умениями и навыками) и усвоение опыта эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру. Иначе говоря, содержанием педагогического общения является содержание образования (обучения и воспитания). Поэтому обучение и воспитание могут быть охарактеризованы как педагогическое общение.

Профессионализм современного педагога невозможен без культуры педагогического общения, показателями которой являются: общительность, культура речи, владение невербальными средствами общения, умения саморегуляции психической деятельности, педагогический такт и др. Культура педагогического общения находит свое выражение также в стилях общения педагога с учащимися и в стилях его руководства деятельностью учащихся.

Процесс педагогического общения может характеризоваться как система коммуникативных задач. Алгоритм их решения представлен следующими этапами: анализ ситуации, перебор вариантов, выбор из них оптимального; коммуникативное взаимодействие; анализ его результатов. В соответствии с данным алгоритмом выделяютстадии педагогического общения, реализация которых в определенной последовательности составляет сутьтехнологии педагогического общения. Общение – это индивидуально-творческая сфера деятельности педагога, поэтому можно говорить не только технологии, но и обискусстве педагогического общения.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В каком направлении шло развитие представлений педагогов о воспитании и педагогическом процессе? Приведите примеры.

2. Докажите, что общение является сущностью воспитания и обучения. Приведите в качестве аргументов высказывания педагогов и психологов о роли общения в педагогической деятельности и в педагогическом процессе.

3. Определите «общение» как психологическое и педагогическое понятие.

4. Раскройте структуру и содержание педагогического общения.

5. Какие функции выполняет педагогическое общение?

6. Охарактеризуйте воспитание и обучение как педагогическое общение.

7. Какие знания, способности, умения, личностные качества составляют готовность учителя (воспитателя) к профессионально-педагогическому общению и его коммуникативную культуру?

8. Каковы показатели культуры педагогического общения?

9.Дайте характеристику возможных стилей педагогического общения и педагогического руководства.

10. Опишите алгоритм решения коммуникативной задачи.

11. Назовите стадии (этапы) педагогического общения. Дайте советы по технологии их реализации.

Рекомендуемая литература

1 Бордовская, Н.В. Педагогика: учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2006. – С. 151-169.

2.Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова [и др.]. - М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – Гл. 3.

3.Основы педагогики: учеб. пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская [и др.]. – Мн.: Аверсэв., 2003. – С. 209-218.

4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов [и др.]; под ред. С.А. Смирнова. - М.: Издательский центр “Академия”, 2003. – С. 63-67; С. 75-80.

5. Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика. Учеб. пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. - Мн.: ТетраСистемс, 2002. – С. 207-229.

6. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – Гл.VII.

7. Сластёнин, В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – С. 458-472.

8.Смирнов, В.И. Общая педагогика: учебное пособие / В.И. Смирнов. - М.: Логос, 2002. –

С. 128-138.

9. Столяренко, Л.Д. Педагогика / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – С. 377-407.

В ваш педагогический словарь

результатов этого познания (знаний); воспроизведение и овладение разнообразными видами деятельности (умениями и навыками); усвоение общественно-исторического опыта эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру.

Материал для «вставок на полях или по тексту»

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения (Антуан де Сент-Экзюпери).

Общение есть и основа, и суть, и интегральный метод воспитания (Ш.А. Амонашвили).

«…личностные качества формируются только при условии активного общения человека с другими людьми» (Н.П. Дубинин).

«Взаимодействие людей друг с другом, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера, есть общение» (В.С. Мухина).

«Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности» (Е.И. Рогов).

«Социально-психологическая сущность общения состоит в том, что оно представляет собой живой и никогда не прекращающийся процесс взаимодействия людей, человека с самим собой и миром» (Б.Т. Лихачев).

Общение – взаимодействие субъектов, при котором происходит обмен рациональной и эмоциональной информацией, деятельностью, опытом, знаниями, умениями и навыками, а также результатами деятельности. Необходимое условие развития и формирования личностей и групп (К.К. Платонов).

Общение – это процесс взаимодействия с другими людьми, окружающей средой и космосом с целью существования и совершенствования (Н.В. Михалкович).

Педагогическое общение – профессиональное общение субъекта и объекта в учебном процессе и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата (А.А. Леонтьев).

Общение - взаимодействие субъектов, в процессе которого происходит взаимная трансляция “Я” субъектов. Общение преобразует духовное достояние одного человека в общее достояние субъектов общения (Н.Е. Щуркова).

«…через призму речевой деятельности можно проследить стиль и характер общения, личностное отношение педагога к рассматриваемым вопросам и проблемам. В речевой деятельности проявляются эрудиция, педагогическое мастерство, умение педагога строить свои контакты с учащимися» (Г.И. Щукина).

«Умение ставить разумные вопросы – есть важный признак ума и проницательности»

(И. Кант).

Умение слушать ребенка – большое педагогическое искусство (В.А. Сухомлинский).

В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания – обучение красноречию следовало бы считать неизбежным (А.П. Чехов).

«Легче познать людей вообще, чем одного человека, в частности» (Ф. Ларошфуко).

Когда суть дела обдумана заранее, слова последуют без затруднений (Гораций)

Хороший стиль кроется в сердце (Д. Дидро).

Много говорить и много сказать – не одно и то же (Софокл).

От удара не так больно, как от слова (Я. Корчак).

Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую (В.О. Ключевский).

Размышляем вместе

I. В последней четвертиXXвека некоторые психологи стали высказывать мнение о том, что люди в прошлом были общительнее, чем в настоящее время.

Приведите аргументы «за» и «против» этой точки зрения.

II. Известный психолог и педагог Ш.А. Амонашвили в одной из своих статей утверждал: «В школьной жизни общение возникает на уроке, на перемене, во время внеклассных занятий. Однако если в любой из этих ситуаций общение будет лишено духа искренности и преданности со стороны учителя, то его вряд ли можно считать педагогическим».

Согласны ли вы с мнением Ш.А. Амонашвили? Обоснуйте свою точку зрения.

Каким требованиям должно отвечать общение в школе, чтобы быть педагогическим?

III.Приведите примеры педагогической тактичности и педагогической бестактности.

IV. Какие стили педагогического общения и руководства были свойственны учителям школы, которую вы закончили? Какое влияние это оказало на вас и ваших одноклассников?

V.Как показывает анализ педагогической практики, молодые педагоги часто избирают стиль общение-заигрывание в качестве основного стиля общения с учащимися.

Почему так происходит?

VI.Какой стиль педагогического руководства может быть охарактеризован с помощью афоризма из произведения А. де Сент-Экзюпери: «Короли смотрят на мир очень упрощенно: для них все люди – подданные». Ответ обоснуйте.

VII. Известному педагогу-новатору Е.Н. Ильину принадлежат следующие размышления: «В редких случаях учитель на уроке прикасается к ученику. Далеко не всем открывалась духовная функция наших рук, посредством которых можно и утешить, и успокоить, и примирить, и найти контакт с самыми неразговорчивыми, капризными… Не было такого урока, где бы я не прикоснулся к кому-либо из ребят. Иному, положив ладонь на руку, пишущую сочинение, подарю две запятые, другого обниму за плечи или поправлю воротник пиджака… Наперед знаю: никто из ребят не воспротивится. Понимают: это помощь не только моральная, но и энергетическая» (По: Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова [и др.]. - М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – С. 87-88).

Почему современные учителя нечасто используют прикосновение руккак одно из невербальных средств общения? Какие еще невербальные средства общения могут быть в арсенале педагогических средств?В каких педагогических ситуациях они особенно эффективны?

VIII. Проанализируйте и оцените ситуации из школьной жизни с позиции реализации учителем функций педагогического общения:

Это интересно

1. В экспериментальных исследованиях были установлены различия в структуре общения учителей разного уровня педагогической деятельности (понимания учащихся). Так в структуре общения учителей высокого уровня педагогической деятельности на первом месте стоят воздействия организующего характера, а у учителей низкого уровня – дисциплинирующего. Кроме того, среднее количество вербальных воздействий за одно занятие у учителя высокого уровня деятельности равно 17, а у учителей низкого уровня – 69. Таким образом, при высоком уровне педагогической деятельности воздействий производится меньше, но сами по себе они эффективнее. Остается только удивляться, каким образом педагоги с низким уровнем педагогической деятельности умудряются за 45 минут урока осуществить 69 вербальных воздействий на учащихся. Видимо, в ходе урока то и дело звучат многочисленные указания, замечания и т.п.

Система вербальных воздействий учителей разного уровня отличается не только количественно, но и качественно. Учителя высокого уровня педагогической деятельности чаще всего используют такие формы словесного воздействия (в порядке значимости), как инструктирование, повышение интонации, называние фамилии, поощрение, юмор. Учителя низкого уровня деятельности также часто повышают голос или обращаются к ученикам по фамилии, но к юмору и поощрению прибегают крайне редко. Еще менее характерно для них инструктирование, так как педагоги больше дисциплинируют, чем организуют учеников.

Зарубежные исследования, посвященные анализу структуры вербального взаимодействия учителя с учащимися, показывают, что приблизительно две трети общего вербального взаимодействия на занятии приходится на речь учителя. Иначе говоря, преподаватель говорит на уроке в два раза больше, чем его ученики. Эта тенденция подтверждается также данными отечественных исследований: среднее значение отношения продолжительности речи учителя к продолжительности речи учащихся больше 4.

(По: Бордовская, Н.В. Педагогика: учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2006. – С. 152-153).

2. Важным коммуникативным умением педагога является умение слушать. Оно является необходимым условием сотрудничества с воспитанниками. К сожалению, в школе есть немало учителей, которые плохо слушают или порой вовсе не слушают учеников.

Приемы слушания выработаны практикой общения. Часть из них представлена в книге английского психолога И. Атватера «Я Вас слушаю» (1988). Он, например, советует: «Повернуться лицом к говорящему, установить с ним зрительный контакт, не перебивать без надобности, быть внимательным, искренне заинтересованным в мыслях, чувствах собеседника, в нем самом как личности, поддерживать, одобрять говорящего, обращаться за уточнениями».

3. Диалог – это попеременный обмен рациональной и эмоциональной информацией, переход инициативы от педагога к воспитаннику и обратно. Диалог – это не просто вопрос-ответ, он предполагает выявление отношения школьников к обсуждаемой проблеме, к людям, к миру, способствует проявлению личностной позиции, создает атмосферу взаимопонимания, доверия, откровенности, позволяет педагогу вносить коррективы в свои действия. В диалоге педагог управляет общением. Для того чтобы диалог между педагогом и воспитанниками возник, необходимо соблюдать следующие правила:

1. Если вы задаете вопрос, то подождите, пока ваш собеседник ответит на него.

2. Если вы высказываете свою точку зрения, то поощряйте ученика в том, чтобы он высказал к ней свое отношение.

3. Если вы не согласны, формулируйте аргументы и поощряйте поиск таковых самим учеником.

4. Делайте паузы во время беседы. Не захватывайте все «коммуникативное пространство».

5. Чаще смотрите в лицо школьнику, своему собеседнику.

6. Чаще повторяйте фразы: «Как ты сам думаешь?», «Мне интересно твое мнение», «Ты не согласен со мной? Почему?», «Докажите, что я неправ» и т.п. (По: Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова [и др.]. - М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – С. 90).