4. Педагогические системы авторских школ.
Рассмотрим указанные выше аспекты теории педагогических систем на примере авторских педагогических систем, отечественных (российских) и зарубежных.
Оригинальные, экспериментальные учебно-воспитательные учреждения встречались на всех этапах развития педагогической теории и практики. Их в педагогике обозначают термином «авторская школа». В указанном смысле термины «авторская школа» и «авторская педагогическая системы» употребляются как синонимы.
Выделяют (В.С. Кукушин и др.) следующие отличительные черты (свойства) авторских школ: инновационность; альтернативность; концептуальность, системность и комплексность учебно-воспитательного процесса; социально-педагогическая целесообразность; наличие признаков или результатов, определяющих реальность и эффективность авторской школы.
Из истории педагогики известны такие отечественные авторские школы, как школа-коммуна (А.С. Макаренко), Первая опытная станция по народному образованию (С.Т. Шацкий), Павлышская школа (В.А. Сухомлинский) и др. Примерами современных авторских школ могут быть:
школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде);
школа самоопределения (А.Н. Тубельский);
школа «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов);
школа «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов);
школа В.А. Караковского;
школа-парк (М.А. Балабан);
агрошкола А.А Католикова.
Дадим краткую характеристику некоторых из них.
1. Подадаптивной школойее авторы понимают школу со смешанным контингентом детей. В ней учатся разные категории учащихся, в том числе дети с особыми образовательными потребностями (одаренные, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении).Школа адаптирующей педагогикистремится гибко реагировать на социокультурные изменения среды и максимально адаптироваться к учащимся. В школе ставится задача сохранить личность воспитанника при любых обстоятельствах их жизни.
Ведущие концептуальные идеи (принципы) адаптивной школы: равенство и взаимодополнение всех ветвей образования; дифференциация образования; педагогическая инверсия (на разных этапах развития ребенка основное и дополнительное образование постоянно меняются местами). Образовательная модель адаптивной школы представлена основными и сопутствующими модулями. Основные модули: детский сад и группы шестилеток; начальная школа с гимназическими, общеобразовательными классами и классами педагогической поддержки (6-9 классы); старшая школа с лицейскими и общеобразовательными классами (9-11 классы). Сопутствующие модули: центр диагностики, адаптации и развития; медико-психологическая лаборатория; центр развития и досуга; компьютерный центр.
Детский садработает в логике интегративной модели, для которой характерны: индивидуальный подход, акцент на самостоятельность детей и многостороннее (интеллектуальное, эмоциональное, волевое и др.) развитие личности; адаптация учебного материала (учебной программы) к потребностям каждого ребенка; крайне редкие перегруппировки детей.
Начальнаяшкола работает по модели «смешанных способностей», которая предполагает: изучение всех предметов в группах смешанных способностей; порционное изучение учебного материала учащимися; проведение диагностических тестов после усвоения базовой учебной единицы с целью выявления его успешности; индивидуальная или групповая работа в период коррекции; одновременное начало изучения новой базовой единицы; постоянная забота педагога о гуманном характере взаимоотношений учащихся и благоприятном рабочем климате.
Главная цель основной школы, которая базируется на модифицированной постановочной модели, создать систему разноуровневого дифференцированного обучения. Внутренняя дифференциация заменяется внешней. В основной (базовой) школе решаются следующие задачи: отбор, разработка и модификация содержания образования в классах повышенного уровня (гимназических); углубление линии коррекционно-развивающего обучения с учетом специфики основной школы в классах педагогической поддержки; углубление внутренней дифференциации обучения в общеобразовательных классах.
Старшая школаработает в соответствии с «отборочно-поточной» моделью. В ней занимаются учащиеся, нацеленные на обучение в вузе.
2. В школе самоопределенияВ.А. Тубельского разработана концепция образования, ориентированного насохранение индивидуальности человека, развитие его самосознания и самодеятельности.Современная школа, по мнению В.А. Тубельского, должна представлять собой совокупность условий для развития и свободного самоопределения личности. В соответствии с этой концепцией цель образования – помочь человеку осознать свою индивидуальность, разобраться, в чем состоит его призвание, помочь выбрать профессию. В процессе образования важно вырастить такие формы мышления, которые позволят человеку осуществлять личностный рост, самостроительство.
Итак, в школе самоопределения реализуются следующие теоретические идеи:
- человек рождается с определенной предзаданностью к осуществлению того или иного типа деятельности;
- необходимо определить, предназначение (индивидуальность) человека и понять возможные пути вхождения в мир деятельности;
- основания для понимания своей индивидуальности, для своего личностного роста закладываются в процессе начального образования;
- этими основаниями являются следующие способности: самооценка, рефлексия, виды понимания, разумная речь;
- образование строится не на сообщении сведений (знаний), а на организации инициативности и активности познавательной деятельности учащихся.
Возможность выбора в школе В.А. Тубельского распространяется на определение содержания образования (выбор предметов), учителя, индивидуального темпа обучения, видов внеурочной деятельности. Например, во второй половине дня в школе работают лаборатории, которые предоставляют школьнику возможность выбрать для себя ту сферу познания, в которой он хотел бы совершенствоваться. В старших классах введена зачетная система: все пройденные темы должны быть сданы в конце четверти. Все учащиеся могут работать по индивидуальному плану, который составляется с помощью учителя. Обычно составляют индивидуальный план те учащиеся, которым необходимо восполнить пробелы в знаниях, или те, кто чувствует в себе силы двигаться быстрее. В принципе каждый может сдать учебный материал «экстерном». Таким образом, индивидуальный план дает возможность ученику осознать свой уровень знаний. При этом педагог должен убедить учащихся, что их образование – их собственных рук дело, в котором они заинтересованы больше всех.
Лучшим ученикам педсовет предоставляет возможность свободного посещения уроков.
В школе Тубельского организуется интересная внеурочная работа, которая также предоставляет учащимся свободу выбора. Действуют, например, трудовое объединение старшеклассников, штаб порядка (разрабатывает законы школы), пресс-группа и др. Новации в школе внедряются и в настоящее время.
3. Модель школы «Экология и диалектика», разработанная Л.В. Тарасовым, прошла успешную апробацию (с конца 80-х гг. ХХ века) во многих школах разных регионов России. В ее основу положены следующие идеи. Термин «экология» в названии школы подчеркивает ориентацию учебно-воспитательного процесса на проблемы, которые предстоит решать человечеству. Все содержание образования в школе перестраивается с точки зрения экологического императива: человек – часть природы, он должен бережно относиться ко всему живому и неживому окружающему миру (к людям, животным, растительному миру, к планете в целом). Экологический императив предполагает императив нравственный: выдвижение на передний план моральных ценностей, духовное развитие личности, гуманизацию общества и т.п. Все это реализуется в школе через единство естественнонаучного, гуманитарного и эстетического образования.
Термин «диалектика» в названии модели подчеркивает ориентацию школы на развивающее обучение, на раскрытие диалектики реальных взаимосвязей в природе и обществе. При этом задачами развития выступают: не только развитие памяти, но и восприятия, воображения, разных форм мышления. Особое внимание уделяется развитию диалектического, и, в частности, вероятностного мышления, эмоциональной сферы учащихся, развитию творческой личности. Ученик движется от овладения формальной логикой к умению оценивать и выбирать варианты, а затем к умению искать и находить самостоятельные решения, просчитывать вероятности. Этим, по мнению Тарасова, он подготавливается к жизни в реальном мире, построенном на вероятности. Кроме того, в школе решается задача формирования разнообразных умений детей: художественных (рисование, лепка, игра на музыкальных инструментах, пение, танец и др.); трудовых (работа в саду, на огороде, несложный ремонт мебели, одежды, электроприборов, приготовление пищи и др.); умений работы с компьютером.
Таким образом, в школе Л.В. Тарасова отказались от стереотипа, сводящего обучение лишь к приобретению знаний: приоритет отдается формированию умений, а знания рассматриваются как средство развития учеников. При таком подходе, считает Л.В. Тарасов, знания приобретают личностную значимость, становятся более глубокими и прочными. Это позволяет также увеличить объем приобретаемых знаний без перегрузки детей.
Новизна рассматриваемой модели школы заключается в последовательном использовании в учебном процессе интегративно-гуманитарного подхода, суть которого в проецировании знания на личность ученика, в разрушении барьеров между предметами, обеспечение экологизации всех предметов и учебно-воспитательного процесса в целом.
В данной модели школы было радикально перестроены содержание и методы образования. В частности, была реализована новая концепция естественно-математического образования: от интегративного курса «Окружающий мир» в 1-6-х классах, дающего представление о картине мира в целом, переходят к базовым курсам физики, химии, биологии, географии в 7-9-х классах, затем к профильному обучению по выбору и обобщающим предметам общекультурного характера (“Мировая художественная культура”, “Человек и природа”, “Вселенная человека”, “Современный мир”, “Образ жизни и здоровье человека” и др.) в 10-11 классах.
Многопрофильный лицей на старшей ступени школы, вырастает естественным путем из начальной и средней ступеней, а не создается за счет конкурсного отбора. Иначе говоря, лицеистов готовят с первого класса. Широко применяются в школе Л.В. Тарасова методы развивающего, проблемного обучения, а также драматизация, синектика (установление связей) и другие методы, позволяющие обучать школьников в поисковом режиме.
Охарактеризованные выше авторские школы, как нетрудно заметить, суммируют многие прогрессивные идеи и подходы современной педагогики.
- Раздел II. Целостный педагогический процесс
- 2.2. Цели, задачи, закономерности и принципы педагогического процесса
- 2.3. Сущность педагогического процесса
- 2.4. Содержание педагогического процесса
- Методы и средства педагогического процесса
- 2.6. Формы педагогического процесса
- 2.7. Педагогический процесс как технология
- Тема 2.1. Педагогический процесс как целостное явление и система
- Педагогическая система как форма существования целостного педагогического процесса
- Структура, функции, основные характеристики педагогического процесса
- Педагогического процесса
- Средства Взаимодействие педагогов (материальная база) и воспитанников:
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса
- 4. Педагогические системы авторских школ.
- 5. Альтернативные педагогические системы в зарубежной педагогике.
- Тема 2.2.. Цели, задачи, закономерности и принципы педагогического процесса
- Цель и задачи педагогического процесса, их разноуровневый характер
- 2. Базовая культура личности как актуальная цель педагогического процесса в современной школе
- 3. Технология целеполагания в педагогической деятельности учителя
- 4. Понятие о закономерностях, принципах и правилах педагогического процесса
- 5. Характеристика основных закономерностей педагогического процесса
- 6. Принципы педагогического процесса и правила их реализации
- Тема 2.3. Сущность педагогического процесса
- 1. Общение как сущность педагогического взаимодействия
- 2. Педагогическое общение, его функции и содержание
- 3. Воспитание и обучение как педагогическое общение
- 4. Культура педагогического общения
- 5. Стили педагогического общения и педагогического руководства
- 6. Технология педагогического общения
- Лекционные занятия № 16-17
- Тема 2.4. Содержание педагогического процесса
- 1. Содержание педагогического процесса, его исторический характер
- 2. Структура содержания педагогического процесса
- 3. Общее, политехническое, профессиональное образование
- 4. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 5. Учебный предмет как уровень представления содержания образования
- 6. Основные тенденции развития содержания современного образования
- 7. Нормативные документы, определяющие содержание педагогического процесса
- 8. Содержание воспитания как составная часть содержания образования
- Тема 2.5. Методы и средства педагогического процесса
- Понятие о методах и приемах педагогического процесса
- 2. Классификация методов обучения и воспитания
- 3. Критерии выбора методов педагогического процесса
- 4. Методы организации учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся
- 4.1. Словесные методы обучения и воспитания
- 4.2. Наглядные и практические методы обучения и воспитания
- 4.3. Методы формирования социального опыта
- 5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения
- 6.Методы контроля, самоконтроля и самооценки в педагогическом процессе
- 7. Характеристика активных методов педагогического процесса
- 8. Средства педагогического процесса
- Тема 2.6. Формы педагогического процесса
- 1. Понятие об общих и конкретных формах педагогического процесса
- 2. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования
- 3. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса
- 4. Другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 5. Домашняя учебная работа школьников и ее организация
- 6. Требования к современному уроку и пути повышения его эффективности.
- 7. Технологический подход к проектированию и проведению урока
- 8. Самостоятельная работа учащихся на уроке
- 9. Анализ и самооценка урока учителем
- 10. Формы воспитания, их классификация и характеристика
- Тема 2.7. Педагогический процесс как технология
- Технологизация педагогического процесса как объективная тенденция развития современного образования
- 2. Современные представления о технологиях педагогического процесса
- 3. Соотношение понятий «педагогическая технология» и «методика обучения и воспитания»
- 4. Классификация педагогических технологий
- 5. Критерии технологичности педагогического процесса и эффективности педагогических технологий