7. Нормативные документы, определяющие содержание педагогического процесса
Содержание образования определяется следующими нормативными документами: государственным образовательным стандартом, типовым (базисным) учебным планом общеобразовательного учреждения, учебными (типовыми, базисными, рабочими, авторскими) программами, а также учебниками и учебными пособиями. Дадим общую характеристику этим документам.
Законом ««Об образовании в Республике Беларусь» (в ред. от 19.03.2002 г., статья 11) «в Республике Беларусь устанавливается система образовательных стандартов. Государственные образовательные стандарты Республики Беларусь содержат общие требования к уровням образования и срокам обучения, типам учреждений образования, классификации специальностей, квалификаций и профессий, документам об образовании. Отраслевые образовательные стандарты содержат нормирование структуры, обязательный минимум содержания образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников, критерии оценки качества образования».
Таким образом, государство определяет стандарты образования в разных типах учебных заведений и на всех ступенях образования. Это дает возможность диагностировать результаты образования, осуществлять государственный контроль за соблюдением прав граждан на образование, а также обеспечить единый уровень общего образования, получаемого в разных типах образовательных учреждений. Кроме того, реализация стандарта образования способствует обеспечению единства образовательного пространства в условиях разнообразия типов школ; нормализации учебной нагрузки; формированию у учащихся положительной мотивации учения благодаря знанию предъявляемых требований к уровню образования и критериям его оценки; принятию обоснованных управленческих решений и т.п.
На основе государственного образовательного стандарта разрабатываются все другие нормативные документы, определяющие содержание образования.
Учебный план- это документ, который устанавливает состав учебных предметов, изучаемых в данном образовательном учреждении, их распределение по годам обучения, общий объем отводимого на их изучение времени. В частности, в учебном плане общеобразовательной школы определены следующие данные: 1) полный перечень учебных предметов по годам обучения; 2) количество часов (уроков), отводимых на каждый учебный предмет на неделю, учебный год и за все годы обучения; 3) периоды производственной практики; 4) продолжительность учебных четвертей и каникул.
В учебном плане средних специальных и высших заведений определяется количество часов на семестр и на все время обучения (4-6 лет), уточняются виды занятий по учебным предметам (количество лекций, семинарских, лабораторных и других занятий), указаны учебные предметы, выносимые на зачеты и экзамены в каждом семестре, разные виды практики.
Таким образом, учебный план упорядочивает структуру учебного года и определяет общий порядок занятий. Кроме того, учебный план как государственный документ служит основой при формировании преподавательского состава по специальностям. Учебные планы в РБ утверждает Министерство образования. Так, например, 17 декабря 2003 года Постановлением МО РБ (№ 74) был утвержден Типовой учебный план для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования (уровень общего базового образования). Он является основой для ежегодного утверждения Министерством образования учебных планов на текущий учебный год для всех типов учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования независимо от формы собственности.
Учебный план учитывает родной язык обучения. При этом русский и белорусский языки изучаются обязательно как государственные.
Учебный план содержит базовый (инвариантный) ишкольный(вариативный) компонент. Школьный компонент определяется решением педагогического или методического совета школы с учетом пожеланий учащихся, их родителей, наличия соответствующих педагогических кадров и материально-технической базы школы. Часы школьного компонента могут использоваться для изучения отдельных предметов на повышенном или углубленном уровнях, для проведения курсов по выбору, факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятий, индивидуальных и групповых консультаций, организации профильного обучения.
Типовой учебный план определяет максимальную учебную нагрузку в неделю на ученика. Например, в 5 классе – 32 часа, в 10 классе – 38 ч.
В учебном плане основное время отводится на изучение языков и литературы, на втором месте по количеству часов - математика. К предметам гуманитарного цикла также относятся история Беларуси, всеобщая история, «Человек и общество», «Мировая художественная культура» и др. Предметы искусства заканчиваются: в 7-8-х классах. Кроме того, изучаются курсы информатики, ОБЖ. Увеличилось количество часов на занятия физической культурой с 2-х до 3-х часов. Трудовое обучение – 2 ч в неделю и трудовая практика от 5 до 8 дней по 3-4 часа.
Учебные планы УЗНТ (учебных заведений нового типа) и школ с углубленным изучением отдельных предметов имеют свои особенности.
Учебная программа- это документ, фиксирующий содержание образования на уровне учебного предмета. В ней кратко изложено систематизированное содержание, объем знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению учащимися. Материал систематизирован: разбит на разделы, темы; установлена соподчиненность и последовательность их изучения.
Типовая учебная программа утверждается Министерством образования. Обычно учебная программа состоит из объяснительной записки, основной части, требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
В объяснительной запискекоротко раскрывается структура содержания учебного предмета, показываются его роль и функции в учебном плане. В этой части учебной программы обосновываются цели и задачи изучения предмета, дается общая характеристика методов, форм, средств обучения. Здесь могут быть даны разъяснения того нового, что вносится в программу по сравнению с предыдущей программой.
Основная часть программыотражает содержание, структуру учебного предмета. В ней излагаются основные положения каждой темы с указанием количества часов на ее изучение. В этой части должны реализовываться цели и задачи, поставленные в первой, объяснительной части учебной программы; четко разделяться обязательный для изучения и дополнительный материал; указываться возможные средства обучения, а также лабораторные, практические, экскурсионные и т.п. занятия. В данной части программы содержатся также указания на межпредметные связи при изучении тех или иных тем. Кроме того, в ней должно быть четко выделены ведущие идеи, понятия, проблемы науки, которые изучаются в учебном курсе.
В разделе программы «Требования к знаниям и умениям учащихся» фиксируются основные специальные умения и навыки по данному предмету по классам и раскрываются уровни овладения ими. Могут указываться также объекты, средства контроля и критерии оценок.
На основе учебной программы учитель осуществляет тематическое перспективное планировании учебных занятий на учебный год, четверть, а также проектирует содержание блока уроков и очередных занятий. Именно программа задает минимум объема знаний, умений и навыков по предмету.
На основе Типовой учебной программы составляются базовые, рабочие и авторские учебные программы.
Традиционно существует два принципа построения (структурирования) учебных программ: линейный и концентрический. Если отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев и прорабатываются за время обучения только один раз, то такую структуру учебной программы называют линейной. При линейном способе изучение материала идет быстрее, так как не происходит возвращения к уже изученной теме. Но есть и недостатки. Если тема не усвоена учащимся, то дальнейшее продвижение будет невозможным, потому что весь последующий учебный материал так или иначе связан с предыдущим.
Если же одна и та же тема, элемент содержания образования излагается и изучается за время обучения несколько раз, но при этом расширяется и углубляется, то говорят о концентрической структуре учебной программы (содержания образования). Концентрический способ построения учебной программы несколько замедляет изучение полного курса, но приводит к лучшему усвоению материала, так как повторение предупреждает забывание.
Если в учебной программе сочетаются линейный и концентрический принципы, то говорят о смешанном принципе (способе) ее построения. Возможен и спиральныйспособ построения учебной программы, при котором учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.
Содержание учебной программы развертывается в учебниках и других учебных пособиях. В них содержание образования раскрывается подробно. К учебной литературеотносятся: школьные учебники, книги для дополнительного чтения, учебные пособия для учащихся и учителей, сборники тестов, хрестоматии, атласы, карты, справочники, словари, сборники задач и упражнений, рабочие тетради и др.
Учебники как важнейшие дидактические средства дополняют «живое» обучение, то есть общение учителя с учащимися. Учебник– книга для учащихся, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету в строгом соответствии с целями обучения, установленными программой данного учебного предмета, и требованиями дидактики. Материал в учебнике структурирован по главам, параграфам, темам. Для облегчения усвоения материала даются иллюстрации: рисунки, чертежи, карты, схемы, таблицы, графики и т.д. Кроме информативного материала в учебник включаются вопросы и задания, имеющие целью помочь ученику осмыслить и обобщить материал, иногда указывается литература для самообразования.
Выделяют следующие функции учебника (Д.Д. Зуев):
- информационная функцияпризвана обеспечить детей необходимой и достаточной информацией, формирующей мировоззрение детей, дающей «пищу» для духовного развития и практического освоения мира;
- мотивационная функциязаключается в создании стимулов к изучению предмета, в формировании интереса и позитивного отношения к учению;
- трансформационная функциясвязана с педагогической переработкой научных знаний, подлежащих усвоению. Материал в учебнике педагогически адаптируется в соответствии с дидактическими принципами научности, систематичности, последовательности, доступности, учета возрастных особенностей, связи изучаемого материала с жизнью, практикой, оптимальной активизации учения (проблемность, эмоциональная выразительность);
- систематизирующая функцияреализует требование обязательного систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета;
- функция закрепления и самоконтролясвязана с предоставлением возможности повторного изучения материала, проверки самим учеником правильности сложившихся у него понятий, представлений, образов, точности усвоенных правил, законов, выводов;
- интегрирующая функциясостоит в том, что учебник помогает ученику приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук;
- координирующая функцияспособствует привлечению разнообразных средств обучения (справочники, карты, иллюстрации, фильмы и т.п.) в процессе работы над материалом учебника;
- воспитательно-развивающая функциясостоит в духовно-ценностном влиянии содержания учебника на детей;
- обучающая функция учебникапроявляется в том, что работа с ним развивает умения и навыки, необходимые для самообразования: конспектирования, обобщения, выделения главного, логического запоминания и др.
Структура учебника включает в себя текст как главный компонент и внетекстовые, вспомогательные компоненты. Все тексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения. К внетекстовым компонентам относятся: аппарат организации усвоения (вопросы, задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу, упражнения); собственно иллюстративный материал; аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечания, приложения, оглавления, указатели.
Учебное пособиеслужит вспомогательным средством обучения, в котором учебный материал представлен расширенно и более детализировано. К учебным пособиям относятся хрестоматии, сборники задач, упражнений, тестов, рабочие тетради, атласы, словари, справочники и др. Учебно-методический комплекс по предмету включает учебную программу, учебники и учебные пособия, а также методические пособия для учителя, видео-, аудио- и другие средства обучения.
- Раздел II. Целостный педагогический процесс
- 2.2. Цели, задачи, закономерности и принципы педагогического процесса
- 2.3. Сущность педагогического процесса
- 2.4. Содержание педагогического процесса
- Методы и средства педагогического процесса
- 2.6. Формы педагогического процесса
- 2.7. Педагогический процесс как технология
- Тема 2.1. Педагогический процесс как целостное явление и система
- Педагогическая система как форма существования целостного педагогического процесса
- Структура, функции, основные характеристики педагогического процесса
- Педагогического процесса
- Средства Взаимодействие педагогов (материальная база) и воспитанников:
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса
- 4. Педагогические системы авторских школ.
- 5. Альтернативные педагогические системы в зарубежной педагогике.
- Тема 2.2.. Цели, задачи, закономерности и принципы педагогического процесса
- Цель и задачи педагогического процесса, их разноуровневый характер
- 2. Базовая культура личности как актуальная цель педагогического процесса в современной школе
- 3. Технология целеполагания в педагогической деятельности учителя
- 4. Понятие о закономерностях, принципах и правилах педагогического процесса
- 5. Характеристика основных закономерностей педагогического процесса
- 6. Принципы педагогического процесса и правила их реализации
- Тема 2.3. Сущность педагогического процесса
- 1. Общение как сущность педагогического взаимодействия
- 2. Педагогическое общение, его функции и содержание
- 3. Воспитание и обучение как педагогическое общение
- 4. Культура педагогического общения
- 5. Стили педагогического общения и педагогического руководства
- 6. Технология педагогического общения
- Лекционные занятия № 16-17
- Тема 2.4. Содержание педагогического процесса
- 1. Содержание педагогического процесса, его исторический характер
- 2. Структура содержания педагогического процесса
- 3. Общее, политехническое, профессиональное образование
- 4. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 5. Учебный предмет как уровень представления содержания образования
- 6. Основные тенденции развития содержания современного образования
- 7. Нормативные документы, определяющие содержание педагогического процесса
- 8. Содержание воспитания как составная часть содержания образования
- Тема 2.5. Методы и средства педагогического процесса
- Понятие о методах и приемах педагогического процесса
- 2. Классификация методов обучения и воспитания
- 3. Критерии выбора методов педагогического процесса
- 4. Методы организации учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся
- 4.1. Словесные методы обучения и воспитания
- 4.2. Наглядные и практические методы обучения и воспитания
- 4.3. Методы формирования социального опыта
- 5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения
- 6.Методы контроля, самоконтроля и самооценки в педагогическом процессе
- 7. Характеристика активных методов педагогического процесса
- 8. Средства педагогического процесса
- Тема 2.6. Формы педагогического процесса
- 1. Понятие об общих и конкретных формах педагогического процесса
- 2. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования
- 3. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса
- 4. Другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 5. Домашняя учебная работа школьников и ее организация
- 6. Требования к современному уроку и пути повышения его эффективности.
- 7. Технологический подход к проектированию и проведению урока
- 8. Самостоятельная работа учащихся на уроке
- 9. Анализ и самооценка урока учителем
- 10. Формы воспитания, их классификация и характеристика
- Тема 2.7. Педагогический процесс как технология
- Технологизация педагогического процесса как объективная тенденция развития современного образования
- 2. Современные представления о технологиях педагогического процесса
- 3. Соотношение понятий «педагогическая технология» и «методика обучения и воспитания»
- 4. Классификация педагогических технологий
- 5. Критерии технологичности педагогического процесса и эффективности педагогических технологий