5. Характеристика основных закономерностей педагогического процесса
К первой группе закономерностейотносятся закономерности, действующие на макро- и
микросоциальном уровнях. Это общие, существенные и устойчиво повторяющиеся связи между потребностями, возможностями общества, народа, страны, региона, отдельных групп людей, семьи и педагогическим процессом. Такой закономерностью, например, является зависимость педагогического процесса от уровня социально-экономического, политического и культурного развития общества, состояния его духовности. Иначе говоря, цель, характер, содержание, средства, методы, формы педагогического процесса определяются объективными потребностями общества, интересами государства, социокультурными и этническими нормами и традициями.
Кроме того, на процессы воспитания и обучения воздействуют факторы: региональные (условия конкретной местности), факторы микросреды (улица, семья, ближайшее бытовое окружение…), природные факторы, условия конкретной школы и класса, особенности педагогического коллектива (мастерство и личные качества учителей и воспитателей), внутреннее состояние самого ребенка и др.
Ко второй группе закономерностейотносятся закономерности, действующие на межличностном и личностном уровне. Это:
единство и взаимосвязь педагогического процесса и развития личности. С одной стороны, уровень развития личности определяет характер, содержание и результативность педагогического процесса. С другой стороны, педагогический процесс нацелен на развитие личности путем присвоения ею социального опыта, культуры общества и духовных ценностей. Эта закономерность позволяет сформулировать принципы развивающего педагогического процесса (обучения). По Л.В. Выготскому, «обучение ведет за собой развитие»;
объективные, существенные, устойчиво повторяющиеся связи между составными частями педагогического процесса:
- между деятельностью педагога, деятельностью ученика и содержанием педагогического процесса (между воздействием педагога, восприятием и принятием этого воздействия учеником и возникающим при этом процессом самообразования);
- между целями, содержанием, методами, средствами, формами, условиями, с одной стороны, и результатами педагогического взаимодействия, с другой. Эта закономерность проявляется в том, что все компоненты педагогического процесса соподчинены друг другу, проникают друг в друга в самых различных комбинациях. Каждый предыдущий определяет последующие и в тоже время зависит от них. В частности, результаты педагогического процесса закономерно зависят от тех условий, в которых он протекает (от материальных, социально-психологических, гигиенических и др.). Содержание педагогического процесса обусловлено поставленными целями и задачами. Методы и средства педагогического процесса обусловлены задачами и содержанием конкретной педагогической ситуации. Формы педагогического процесса определяются его содержанием и т.д.;
- между обучением и воспитанием как составляющими педагогического процесса. Эти связи проявляются в том, что воспитание невозможно без обучения, и наоборот;
объективные, существенные, устойчиво повторяющиеся связи между характером деятельности развивающейся личности, особенностями её взаимодействия с окружающим миром и результатами ее развития. Так, результаты обучения прямо пропорциональны умению учащихся учиться, их интересу к учебной деятельности, отношению к учебному труду, своим учебным обязанностям. Эффективность воспитания также зависит от степени собственной активности личности, от содержания и способов организации ее деятельности, мотивов этой деятельности, от характера педагогического руководства деятельностью данной личности;
закономерные связи между уровнем возрастного, индивидуального развития личности, то есть ее возможностями, и предлагаемыми содержанием, методами, формами педагогического процесса. Позитивное внутреннее состояние ученика (радость, счастье, хорошее настроение, чувство защищенности и т.п.) обусловлено прежде всего учетом его возрастных и индивидуальных потребностей, интересов, возможностей.
Охарактеризованные выше закономерности можно считать установленными, многократно проверенными, подтвержденными и объясненными. Поэтому они должны учитываться педагогом в его деятельности. А так как в область педагогического процесса попадают социальные, экономические, культурологические, психологические, духовные, физиологические и иные явления, то с развитием антропологических и в целом гуманитарных наук будут установлены и другие, более глубокие закономерности педагогического процесса.
- Раздел II. Целостный педагогический процесс
- 2.2. Цели, задачи, закономерности и принципы педагогического процесса
- 2.3. Сущность педагогического процесса
- 2.4. Содержание педагогического процесса
- Методы и средства педагогического процесса
- 2.6. Формы педагогического процесса
- 2.7. Педагогический процесс как технология
- Тема 2.1. Педагогический процесс как целостное явление и система
- Педагогическая система как форма существования целостного педагогического процесса
- Структура, функции, основные характеристики педагогического процесса
- Педагогического процесса
- Средства Взаимодействие педагогов (материальная база) и воспитанников:
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса
- 4. Педагогические системы авторских школ.
- 5. Альтернативные педагогические системы в зарубежной педагогике.
- Тема 2.2.. Цели, задачи, закономерности и принципы педагогического процесса
- Цель и задачи педагогического процесса, их разноуровневый характер
- 2. Базовая культура личности как актуальная цель педагогического процесса в современной школе
- 3. Технология целеполагания в педагогической деятельности учителя
- 4. Понятие о закономерностях, принципах и правилах педагогического процесса
- 5. Характеристика основных закономерностей педагогического процесса
- 6. Принципы педагогического процесса и правила их реализации
- Тема 2.3. Сущность педагогического процесса
- 1. Общение как сущность педагогического взаимодействия
- 2. Педагогическое общение, его функции и содержание
- 3. Воспитание и обучение как педагогическое общение
- 4. Культура педагогического общения
- 5. Стили педагогического общения и педагогического руководства
- 6. Технология педагогического общения
- Лекционные занятия № 16-17
- Тема 2.4. Содержание педагогического процесса
- 1. Содержание педагогического процесса, его исторический характер
- 2. Структура содержания педагогического процесса
- 3. Общее, политехническое, профессиональное образование
- 4. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 5. Учебный предмет как уровень представления содержания образования
- 6. Основные тенденции развития содержания современного образования
- 7. Нормативные документы, определяющие содержание педагогического процесса
- 8. Содержание воспитания как составная часть содержания образования
- Тема 2.5. Методы и средства педагогического процесса
- Понятие о методах и приемах педагогического процесса
- 2. Классификация методов обучения и воспитания
- 3. Критерии выбора методов педагогического процесса
- 4. Методы организации учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся
- 4.1. Словесные методы обучения и воспитания
- 4.2. Наглядные и практические методы обучения и воспитания
- 4.3. Методы формирования социального опыта
- 5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения
- 6.Методы контроля, самоконтроля и самооценки в педагогическом процессе
- 7. Характеристика активных методов педагогического процесса
- 8. Средства педагогического процесса
- Тема 2.6. Формы педагогического процесса
- 1. Понятие об общих и конкретных формах педагогического процесса
- 2. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования
- 3. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса
- 4. Другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 5. Домашняя учебная работа школьников и ее организация
- 6. Требования к современному уроку и пути повышения его эффективности.
- 7. Технологический подход к проектированию и проведению урока
- 8. Самостоятельная работа учащихся на уроке
- 9. Анализ и самооценка урока учителем
- 10. Формы воспитания, их классификация и характеристика
- Тема 2.7. Педагогический процесс как технология
- Технологизация педагогического процесса как объективная тенденция развития современного образования
- 2. Современные представления о технологиях педагогического процесса
- 3. Соотношение понятий «педагогическая технология» и «методика обучения и воспитания»
- 4. Классификация педагогических технологий
- 5. Критерии технологичности педагогического процесса и эффективности педагогических технологий