logo
РАЗДЕЛ 2Сивашинская

4. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования

Все вышеизложенное позволяет отнести к источникам содержания образованиякультуру общества и ее компоненты: науку, виды и способы деятельности, существующие в обществе, логику развертывания каждой деятельности, средства и организационные формы обучения. По понятным причинам культура человечества в полном объеме не может быть представлена в содержании образования.Факторами, влияющими на объем и характер отбираемого содержания образования, выступают: а) потребности и цели общества; б) закономерности учебной деятельности; в) интеллектуальные и личностные возможности самих учащихся; г) возможности и особенности самого педагога.

Существуют различные подходы к определению принципов отбора содержания образования.Например, В.В. Краевский обосновал следующие принципы отбора содержания образования:

При отборе содержания общего образования в педагогической науке принято пользоваться следующей системой критериев(Ю.К. Бабанский).

1. Целостное отражение в содержании образования задач формирования базовой культуры личности.

2. Высокая научная и практическая значимость содержания изучаемого материала.

3. Соответствие сложности содержания реальным возможностям учащихся определенного возраста.

4. Соответствие объема содержания времени, отводимому на изучение данного предмета.

5. Учет международного опыта построения содержания образования.

6. Соответствие содержания образования имеющейся учебно-методической и материальной базе образовательного учреждения.