6. Принципы педагогического процесса и правила их реализации
На основе закономерностей педагогического процесса формулируются принципы педагогического процесса – наиболее общие (руководящие) положения, определяющие требования к содержанию, организации и осуществлению педагогического процесса. В принципах педагогического процесса раскрываются теоретические подходы к построению и управлению педагогическим процессом. Они определяют позиции и установки, с которыми учителя подходят к организации педагогического процесса, а следовательно, имеют нормативный характер. Знание принципов педагогического процесса дает возможность организовать его в соответствии с закономерностями педагогического процесса, обоснованно определить цели и отобрать содержание, выбрать адекватные методы и формы педагогического процесса.
Важно подчеркнуть, что принципы педагогического процесса носят исторический характер.По мере развития теории и практики обучения и воспитания, открытия новых закономерностей педагогического процесса обосновывались и новые принципы обучения и воспитания. Формулировали принципы обучения Я.А. Коменский, И.Ф. Песталоцци, А.Ф. Дистервег, К.Д. Ушинский, в советский период развития педагогики – М.А. Данилов, Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин и др. Характеристику принципов педагогического процесса начнем с тех из них, которые носятметодологический характер, то есть сметапринципов.
1. Принцип целостного подхода к педагогическому процессу. Данный принцип требует при организации педагогического процесса ориентироваться на интегративные (целостные) характеристики личности. Сама личность должна пониматься как целостность, сложная психическая система, имеющая свою структуру, функции и внутреннее строение. Педагогический процесс эффективен, если ученик (воспитанник) в нем воспринимается как целостная личность со всеми достоинствами, недостатками, разнообразными проявлениями в различных сферах жизни и деятельности, со всеми трудностями роста и противоречиями, со всей системой его многообразных отношений к себе и окружающему миру.
Этот принцип отражает необходимость:
- целостности воспитательных влияний на рациональную, эмоциональную и поведенческую сферы отношений личности;
- взаимодействия школы, семьи и внешкольных учреждений;
- единого стиля и тона отношений к ребенку;
- гармоничного сочетания применяемых методов, средств, форм педагогического процесса.
2. Принцип природосообразности педагогического процесса(Я.А. Коменский, А. Дистервег, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и др.). К.Д. Ушинский формулировал этот принцип так: «Обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями учащихся». Принцип природосообразности в современной трактовке исходит из того, что обучение и воспитание должны основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя.
Данный принцип требует опоры на природу ребенка, на законы его развития, создания условий для самопознания и самореализации. В педагогике советского периода этот принцип формулировался как принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в педагогическом процессе. Принцип природосообразности указывает на необходимость возрастной и половой дифференциации содержания, методов и форм педагогического процесса, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему.
3. Принцип культуросообразностипедагогического процесса определяет отношения между педагогическим процессом и культурой как средой, растящей и питающей личность (П. Флоренский). Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что педагогический процесс должен основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур. Воспитание, с позиции культуры, есть организованное педагогом-профессионалом последовательное и неуклонное введение ребенка в контекст современной культуры посредством овладения всеми основными достижениями мировой культуры и развитие способности к созиданию новых достижений культуры (по Н.Е. Щурковой). Данный принцип требует решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, материальной, духовной, нравственной, эстетической, политической, экономической и др.). Культура определяет характер, цель, содержание, методы и формы педагогического процесса.
4.Принцип личностного подходав педагогическом процессе исходит из представления о социальной, деятельной и творческой сущности личности. Этот принцип означает, что при конструировании и осуществлении педагогического процесса педагог должен ориентироваться на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Принцип требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Он предполагает опору в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
5. Принцип деятельностного подходав педагогическом процессе опирается на тот факт, что личность формируется и проявляется только в деятельности. Поэтому педагогический процесс может рассматриваться как процесс организации разнообразной деятельности учащихся (воспитанников). Этот принцип требует превращения ребенка в субъекта деятельности (познавательной, ценностно-ориентационной, практической) в процессе воспитания и обучения. Для этого необходимо научить его целеполаганию, планированию, организации деятельности, ее регулированию и контролю, а также самоанализу и оценке результатов деятельности.
6.Принцип полисубъектного (диалогического) подходав педагогическом процессе предполагает личностно-равноправные позиции учителя и учащихся. Формы сотрудничества между ними развиваются от максимальной помощи педагога в организации деятельности учащимся к постепенному нарастанию их собственной активности.
В реальной педагогической практике учитываются так же и частные принципы, например, принципы отбора содержания педагогического процесса и принципы организации педагогического процесса.Ими педагог руководствуется в повседневной педагогической деятельности. Назовем их и коротко охарактеризуем.
Принцип обучения и воспитания в группе(коллективе)предполагает оптимальное сочетание индивидуальных, групповых, коллективных форм педагогического процесса.
Принцип связи педагогического процесса с жизнью и практической деятельностьюучащихся. Реализация этого принципа обеспечивает формирование отношений воспитанников к окружающей действительности: природной и социальной среде, деятельности людей, различным культурными ценностями и т.п. В конечном счете данный принцип направлен на формирование собственной жизненной позиции человека. Это требование реализуется, если в процессе обучения теоретический материал сочетается с различными видами практических занятий; учитель опирается на личный опыт учащихся, переводя его с житейского на более высокий, абстрактно-теоретический, обобщенный уровень.
Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.Данный принцип нацеливает педагога стремиться к сознательности и активности учащихся в процессе обучения. Это выражается в том, что учитель формирует активное отношение школьников к учению, способствует осмысленному и сознательному
усвоению ими учебного материала.
Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.Выполняя этот принцип, педагог исходит их того, что требовательность к личности ребенка является своеобразной мерой уважения к ней.
Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личностиявляется современной трактовкой утверждения А.С. Макаренко о том, что «к человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться».
Принцип научностипредполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Содержание учебного материала включает фундаментальные вопросы основ наук. Принцип нацеливает педагога на ознакомление школьников с некоторыми методами и приемами научно-исследовательской работы.
Принцип гражданственностиотражает социальные аспекты образования, необходимость формирования гражданского самосознания, патриотизма, национальных ценностей. Данный принцип выражается и в ориентации содержания образования на развитие субъектности личности, ее духовности и социальной зрелости.
Принцип наглядностивыражает требование применять в процессе обучения разнообразные средства наглядности, методы демонстрации и иллюстрации для того, чтобы воздействовать на различные органы чувств учащихся.
Принцип преемственности, систематичности и последовательности в обучении и воспитании. Реализуется в педагогических воздействиях семьи и всех учреждений системы образования; всех педагогов, работающих с данной учебной группой и отдельной личностью; в разнообразных учебных и воспитательных программах; осуществляется между различными ступенями образования (начальной, базовой, средней, высшей школой). В частности, этот принцип предписывает учителю использовать уже имеющиеся у школьников знания в процессе изучения нового материла; строить обучение с учетом перспективы, подготавливая учеников к восприятию более сложного материала. Кроме того, реализация принципа обеспечивает систематические знания, умения и навыки по учебному предмету.
Принцип доступности обучения в сочетании с высоким уровнем трудности. Осуществление данного принципа обеспечивает подготовку учащихся к восприятию учебного материала и изучение этого материала на высшем уровне их возможностей. Иначе говоря, этот принцип направлен на создание условий для развивающего обучения.
Принцип продуктивности педагогического процесса и прочности его результатовпредписывает так организовывать педагогический процесс, чтобы он обеспечивал достижение целей образования.
Все принципы педагогического процесса проявляются во взаимосвязи. Так, принцип научности всегда выступает в единстве с требованием доступности; принцип прочности и действенности результатов предполагает обеспечение сознательности и активности, принцип сознательности и активности неразрывно связан с требованием руководящей роли педагога и т.п.
Дальнейшее развитие принципов педагогического процесса связано с разработкой новых теорий и концепций обучения и воспитания. В каждой авторской педагогической системе формулируются авторские принципы педагогического процесса, но в них так или иначе отражаются общепризнанные (традиционные) принципы педагогического процесса, охарактеризованные выше.
Принципы педагогического процесса реализуются через правила обучения и воспитания и соответствующие методы (приемы).
Например, принцип преемственности, последовательности и систематичности в обучении реализуется на практике соблюдением следующих правил: «не переходи к изучению нового материала, пока не усвоен хорошо предыдущий»; «изучай новый материал, связывая его с предыдущим и намечая путь к последующему».
Принцип доступности в обучении реализуется в таких правилах: следуй «от близкого к далекому», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному».
Правила имеют относительный характер, их применение оправдано во многих, но не во всех случаях.
В концепциях воспитания также формулируются правила воспитания. Например, создатель концепции педагогической поддержки, известный педагог О.С. Газман советовал воспитателям соблюдать в педагогической деятельности следующие правила.
- Ребенок не является средством в достижении педагогических целей.
- Принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.
- Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно только результаты действий.
- Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание – диалог культур!
- Самореализуйся в творческой самореализации ребенка.
- Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.
- Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.
- Доверяя – не проверяй.
- Признавай право ребенка на ошибку и не суди за нее.
- Умей признать свою ошибку.
- Защищая ребенка, учи его защищаться.
Резюме
Проблема целеполагания одна из важнейших проблем педагогики. Под целью педагогического процесса понимают предвосхищаемый в сознании субъектов педагогического процесса результат их взаимодействия. Понятия «цель» и «задача» педагогического процесса различаются масштабом своего значения по отношению к результату педагогического процесса и временными рамками.
Цель определяет стратегию педагогического процесса, а задачи – его тактику. Цели педагогического процесса имеют разноуровневый характер, так как задаются на макросоциальном, микросоциальном, межличностном и личностном уровнях. Первоначально они являются социальным заказом общества в виде идеала (эталона) личности, затем конкретизируются в рамках отдельных педагогических систем и в каждом конкретном цикле педагогического взаимодействия в виде общих и частных педагогических задач.
В настоящее время стратегической целью педагогического процесса в рамках общеобразовательной школы выступает формирование базовой культуры личности, структурными компонентами которой являются гражданская культура, информационная культура, нравственная культура, эстетическая культура, экологическая культура, культура здорового образа жизни, культура трудовой и профессиональной деятельности и др. Владение технологией целеполагания – важный показатель профессионального мастерства педагога.
Проблема закономерностей, принципов и правил педагогического процесса является одной из центральных в педагогике, хотя и не имеет однозначного решения. Однако современный уровень развития педагогической теории и практики позволяет сформулировать ряд закономерностей, а на их основе принципов педагогического процесса.
Закономерности педагогического процесса выражают общие тенденции развития и функционирования педагогических систем. Принципы педагогического процесса как наиболее общие требования к его организации и осуществлению реализуются через конкретные правила обучения и воспитания. Принципы педагогического процесса имеют исторический характер. В авторских педагогических системах формулируются авторские принципы педагогического процесса, но они так или иначе взаимосвязаны с общепризнанными (традиционными) принципами педагогического процесса, прошедшими испытание временем.
Вопросы и задания для самоконтроля
Определите понятие «цель педагогического процесса». Как данное понятие соотносится с понятием «задача педагогического процесса»?
Чем обусловлен разноуровневый характер целей и задач педагогического процесса? Охарактеризуйте уровни целеполагания в образовании.
3. Какие воспитательные идеалы общества наблюдались в разные исторические эпохи? Каков современный социальный заказ общества?
4. Обоснуйте актуальность формирование базовой культуры личности как цели образования в средней школе. Какие компоненты составляют базовую культуру личности?
5. Раскройте особенности технологического подхода к педагогическому целеполаганию.
6. Предложите пути решения проблемы согласования целей и задач педагога с целями и
задачами учащихся.
Каким образом взаимосвязаны закономерности, принципы и правила педагогического процесса? Определите эти понятия.
Охарактеризуйте основные группы закономерностей педагогического процесса.
Назовите метапринципы педагогического процесса. В чем заключается их методологическое значение для педагогической деятельности и педагогического процесса в целом?
Раскройте содержание общепризнанных (традиционных) принципов педагогического процесса. Приведите примеры правил их реализации в практической деятельности педагога.
Рекомендуемая литература
1. Афонина, Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия / Г.М. Афонина; под ред. О.А. Абдуллиной. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – С. 46-54; С. 211-240.
2. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образо- вания / Г.М. Коджаспирова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - С. 65-75.
3. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей; под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - С. 193-207.
4. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. / И.П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – С. 128-145; С. 154-159; С. 431-436; С. 440-466.
5. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. / И.П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. .- Кн. 2: Процесс воспитания. –
С. 22-26; С. 40-57.
6.Селиванов, В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – Гл.III,IV.
7. Сластёнин, В.А. Педагогика / В.А.Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – С. 165-184; С. 290-299.
8. Смирнов, В.И. Общая педагогика: учебное пособие / В.И. Смирнов. - М.: Логос, 2002. –
С.246-247; С. 216-219.
В ваш педагогический словарь
Цель педагогического процесса– предвосхищаемый в сознании субъектов педагогического процесса результат их взаимодействия.
Задача педагогического процесса – ближайшая, тактическая цель.
Базовая культура личности – уровень развития и реализации сущностных сил человека, его знаний, умений, навыков, отношений к себе и окружающему миру, выражающийся в совокупности базовых (обязательных) компетенций.
Компетенция – совокупность знаний, умений, и личностных свойств (отношений) человека, которые характеризуют его способность действовать в той или иной сфере жизнедеятельности в соответствии с поставленными целями.
Закономерность педагогического процесса- совокупность объективных, общих, существенных, необходимых, устойчиво повторяющихся связей между педагогическими явлениями, компонентами педагогического процесса, характеризующих их развитие и функционирование.
Принципы педагогического процесса– наиболее общие (руководящие) положения, определяющие требования к содержанию, организации и осуществлению педагогического процесса.
Материал для «вставок на полях или по тексту»
«Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна» (Д. Дидро).
Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом с самостоятельной волей (Гегель).
…совершенствование твое есть твоя цель (А.Н. Радищев).
Воспитывай детей своих счастливыми людьми и полезными гражданами (Н.И. Новиков).
Каждый педагог должен осознавать цели образования, видеть образ того идеального выпускника, которого должна выпустить школа (В.О. Ключевский).
Задачей воспитателя и учителя остается приобщить всякого ребенка к общечеловеческому развитию и сделать из него человека раньше, чем им овладевают гражданские отношения (А. Дистервег).
«Вся прелесть детей для нас, особая, человеческая их прелесть неразрывно связана с надеждою, что они будут не то, что мы, будут лучше нас» (В.С. Соловьев).
Целью всякого воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты (В.М. Бехтерев).
Цель нашего воспитания заключается не только в том, чтобы воспитать человека-творца, человека-гражданина. Мы должны воспитывать человека, который обязан быть счастливым (А.С. Макаренко).
«Реализуемые школой цели обучения… только тогда приобретают для учащихся реальный смысл, когда связываются с конкретными и легко понимаемыми задачами, которые ставит перед ними школьная работа на уроках, во внеклассное время, дома, в работе на ближайшие недели и месяцы (В. Оконь).
Я осуждаю всякое насилие при воспитании… юной души, которую растят в уважении к чести и свободе (М. Монтень).
Располагать материал по ступеням возраста, не навязывая ничего такого, что не соответствует возрасту (Я.А. Коменский).
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением… Поэтому самостоятельность – средство и одновременно результат образования (А. Дистервег).
Все физические и духовные силы человека подлежит развитию сообразно его индивидуальным особенностям (М.И. Демков).
Такие уроки, которые дитя одолеть не может, подрывают память и порождают у детей неуверенность в себе (К.Д. Ушинский).
«Культурное развитие приобретает совершенно своеобразный характер, поскольку носителем его является растущий, изменяющийся организм ребенка» (Л.С. Выготский).
«…уважайте слезы ребенка, его сегодняшний день и час, его болезни роста» (Я. Корчак).
Чем сильнее наше воспитательное давление, тем меньше мы узнаем о подлинной жизни и внутреннем мире ребенка. И тем больше риск впасть в непроходимые взаимные заблуждения» (В. Леви).
Все, что есть в человеке как человеке, предстает в виде культуры (М.С. Каган).
Размышляем вместе
I.Обоснуйте сформулированные в тексте лекции требования к постановке целей и задач педагогического процесса, опираясь на уже имеющиеся у вас педагогические знания.
II. Проанализируйте авторские (альтернативные) педагогические системы (школы), изученные вами в предыдущей теме, с точки зрения целей, задач, закономерностей, принципов и правил педагогического процесса.
III. Реализацией каких закономерностей и принципов педагогического процесса являются правила воспитания, предложенные О.С. Газманом (см. текст лекции)? Ответ оформите в виде таблицы, отражающей схему: правило принцип закономерность.
IV. Определите, о каких закономерностях и принципах педагогического процесса идет речь в педагогических афоризмах, которые встречались вам в тексте лекции.
V. Известный психолог, социолог И.С. Кон в одной из своих статей писал: «Чтобы труд, учеба или досуг помогали становлению самостоятельной творческой личности, они должны отвечать двум главным требованиям. Во-первых, деятельность должна быть содержательно сложной, интересной, требующей интеллектуального и эмоционального напряжения; во-вторых, быть достаточно самоуправляемой…».
Разделяете ли вы мнение И.С. Кона? Какие закономерности и принципы педагогического процесса будут соблюдены педагогом, если он организует деятельность учащихся в соответствии с требованиями, высказанными И.С. Коном?
VI. Начните разработку проекта авторской школы. Какие закономерности педагогического процесса будут положены в основу теоретической концепции вашей авторской школы? Сформулируйте цели, задачи, принципы педагогического процесса, которые вы реализуете в своем проекте.
VII. На сформированность каких компонентов базовой культуры личности указывает наличие у учащихся компетенций, о которых идет речь в разделе «Это интересно»?
Соотнесите эти группы компетенций с целями и задачами образования (воспитания), которые представлены в нормативных документах Республики Беларусь по проблемам образования или воспитания.
Это интересно
Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций, которым он придает особое значение и которыми школа должна вооружить учащуюся молодежь:
1) Политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов.
2) Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе. Чтобы препятствовать возникновению расизма, распространению климата нетерпимости, образование должно «вооружить молодежь» межкультурными компетенциями такими, как понимание различий, уважение друг к другу, способность жить с людьми других культур, языков и религий.
3) Компетенции, определяющие владение устным и письменным общением, важным в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не обладает, грозит изоляция от общества. К этой же группе компетенций относится владение несколькими иностранными языками, принимающее всевозрастающее значение.
4) Компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе.
5) Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь, как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.
- Раздел II. Целостный педагогический процесс
- 2.2. Цели, задачи, закономерности и принципы педагогического процесса
- 2.3. Сущность педагогического процесса
- 2.4. Содержание педагогического процесса
- Методы и средства педагогического процесса
- 2.6. Формы педагогического процесса
- 2.7. Педагогический процесс как технология
- Тема 2.1. Педагогический процесс как целостное явление и система
- Педагогическая система как форма существования целостного педагогического процесса
- Структура, функции, основные характеристики педагогического процесса
- Педагогического процесса
- Средства Взаимодействие педагогов (материальная база) и воспитанников:
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса
- 4. Педагогические системы авторских школ.
- 5. Альтернативные педагогические системы в зарубежной педагогике.
- Тема 2.2.. Цели, задачи, закономерности и принципы педагогического процесса
- Цель и задачи педагогического процесса, их разноуровневый характер
- 2. Базовая культура личности как актуальная цель педагогического процесса в современной школе
- 3. Технология целеполагания в педагогической деятельности учителя
- 4. Понятие о закономерностях, принципах и правилах педагогического процесса
- 5. Характеристика основных закономерностей педагогического процесса
- 6. Принципы педагогического процесса и правила их реализации
- Тема 2.3. Сущность педагогического процесса
- 1. Общение как сущность педагогического взаимодействия
- 2. Педагогическое общение, его функции и содержание
- 3. Воспитание и обучение как педагогическое общение
- 4. Культура педагогического общения
- 5. Стили педагогического общения и педагогического руководства
- 6. Технология педагогического общения
- Лекционные занятия № 16-17
- Тема 2.4. Содержание педагогического процесса
- 1. Содержание педагогического процесса, его исторический характер
- 2. Структура содержания педагогического процесса
- 3. Общее, политехническое, профессиональное образование
- 4. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 5. Учебный предмет как уровень представления содержания образования
- 6. Основные тенденции развития содержания современного образования
- 7. Нормативные документы, определяющие содержание педагогического процесса
- 8. Содержание воспитания как составная часть содержания образования
- Тема 2.5. Методы и средства педагогического процесса
- Понятие о методах и приемах педагогического процесса
- 2. Классификация методов обучения и воспитания
- 3. Критерии выбора методов педагогического процесса
- 4. Методы организации учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся
- 4.1. Словесные методы обучения и воспитания
- 4.2. Наглядные и практические методы обучения и воспитания
- 4.3. Методы формирования социального опыта
- 5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения
- 6.Методы контроля, самоконтроля и самооценки в педагогическом процессе
- 7. Характеристика активных методов педагогического процесса
- 8. Средства педагогического процесса
- Тема 2.6. Формы педагогического процесса
- 1. Понятие об общих и конкретных формах педагогического процесса
- 2. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования
- 3. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса
- 4. Другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 5. Домашняя учебная работа школьников и ее организация
- 6. Требования к современному уроку и пути повышения его эффективности.
- 7. Технологический подход к проектированию и проведению урока
- 8. Самостоятельная работа учащихся на уроке
- 9. Анализ и самооценка урока учителем
- 10. Формы воспитания, их классификация и характеристика
- Тема 2.7. Педагогический процесс как технология
- Технологизация педагогического процесса как объективная тенденция развития современного образования
- 2. Современные представления о технологиях педагогического процесса
- 3. Соотношение понятий «педагогическая технология» и «методика обучения и воспитания»
- 4. Классификация педагогических технологий
- 5. Критерии технологичности педагогического процесса и эффективности педагогических технологий