3. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса
Вся жизнедеятельность воспитанников, в том числе их образование происходит в результате взаимодействия с окружающим миром. Это взаимодействие организуется и направляется педагогами, родителями и другими субъектами педагогического процесса. По мере взросления ребенка возрастает его собственная роль в этих взаимодействиях.
По природе своей педагогическое взаимодействие субъект-субъектноев отличие от педагогического воздействия, которое является субъект-объектным. Более точно, педагогическое взаимодействие включает педагогическое воздействие (влияние) педагога на воспитанника, восприятие педагога воспитанником и его собственную активность как ответную реакцию на воздействие педагога. Как воздействия педагогов (сверстников, родителей и др.), так и ответная реакция воспитанников могут быть самыми разнообразными.
Педагогическое воздействиепредполагает активные действия взрослого и готовность ребенка их принять. В любом случае, воспитанник находится в пассивной позиции, он исполнитель того, что предлагает педагог.Педагогическое взаимодействиепредполагает взаимное развитие личности воспитанника и самого педагога на основе равенства в общении и партнерства (сотрудничества) в совместной деятельности.
Представляет интерес точка зрения Н.Е. Щурковой о том, что педагогическое воздействие одно из важнейших понятий в теории воспитания и обучения. «Воздействие педагога – исходное начало разворачивающегося взаимодействия с детьми, и характер педагогического воздействия решительно обуславливает характер ответного детского воздействия; поэтому воздействие педагога есть единица взаимодействия педагога с детьми» (Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: учебное пособие / Н.Е. Щуркова. – СПб: Питер, 2005. - С. 325-326).
Таким образом, педагогическое взаимодействие – это согласованная деятельность субъектов педагогического процесса по достижениюсовместных целей(результатов)образования, по решению конкретных педагогических задач. Партнерство, сотрудничество педагога и воспитанников в педагогическом процессе это не формальное достижение равенства или участие в деятельности («работа рядом»), а обмен определенными ценностями в процессе совместной деятельности, диалогичность отношений, общения.
В реальной педагогической практике происходит широкий спектр взаимодействий: «учитель-ученик», «ученик-ученик», «ученик-группа учащихся», «учащиеся - объект усвоения
и др. Педагогический процесс является интеграцией вышеназванных взаимодействий.
Таким образом, педагогический процесс выражает взаимодействие субъектов (педагогов, учащихся) по поводу содержания образования, которое выступает объектом усвоения. В процессе взаимодействия устанавливаются и проявляются информационные, коммуникативные, организационно-деятельностные и другие связи и отношения. Из всего разнообразия отношений (педагогических, взаимных, предметных, отношений к самому себе), воспитательными отношениямиоказываются лишь те, которые приводят к овладению воспитанниками тех или иных элементов социального опыта, культуры общества.
Педагогический процесс можно рассматривать как своего рода цепочку взаимосвязанных педагогических ситуаций,то есть определенных состояний педагогического процесса в конкретный промежуток времени. Педагогическая ситуация возникает в результате взаимодействия педагогов и воспитанников. Соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления педагогическая ситуация составляетпедагогическую задачу.
Именно педагогическая задача выступает основной единицей («клеточкой) педагогического процесса. Она имеет те же компоненты, что и сам педагогический процесс. Педагогическая задача является результатом осознания субъектами цели образования и условий ее достижения в педагогической ситуации, а также необходимости выполнения профессиональных действий и принятия их к исполнению. Само возникновение педагогической задачи обусловлено необходимостью перевода воспитуемого из одного состояния в другое, более высокое по уровню воспитанности или обученности. В педагогической задаче задается исходное состояние предмета задачи (знания, умения, отношения, качества личности и т.п.) и модель требуемого состояния (требования задачи).
В педагогической учебной литературе выделяют три большие группы педагогических задач: стратегические, тактические, оперативные. Стратегические задачивытекают из общей цели образования, их предметом выступает, например, базовая культура личности (интеллектуальная, нравственная, эстетическая, физическая и др.). Стратегические задачи задаются извне (социальный заказ общества), они определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности. В реальном педагогическом процессе стратегические задачи преобразуются втактические (организационно-методические), которые задаются на определенных этапах решения стратегических задач.Оперативные задачи– это задачи текущие, встающие перед педагогом в каждый отдельно взятый момент его деятельности.
Понятие «педагогическая задача» выступает как родовое по отношению к понятиям «дидактическая задача» и «воспитательная задача». Дидактические задачи– это задачи управления учебно-познавательной деятельностью (учением). По аналогии,воспитательные задачи– задачи управления всеми видами деятельности воспитанников в их единстве (познавательной, игровой, трудовой, ценностно-ориентационной и др.).
В общих чертах решение педагогических задач связано с прохождением четырех взаимосвязанных этапов (В.А. Сластенин и др.):
- анализ ситуации и постановкапедагогической задачи;
- проектирование вариантов ивыбороптимального для данных условий решения;
- осуществление планарешения задачи на практике, включающее организацию взаимодействия, регулирование и корригирование течения педагогического процесса;
- анализрезультатов решения.
Это своего рода алгоритмрешения педагогической задачи.
Таким образом, педагоги и воспитанники в ходе взаимодействия решают ту или иную педагогическую задачу. Педагог при этом осуществляет единую и неделимую педагогическую деятельность, в которой интегрированы преподавание и воспитательная работа. Учащиеся также включаются педагогом в разнообразные виды деятельности.
- Раздел II. Целостный педагогический процесс
- 2.2. Цели, задачи, закономерности и принципы педагогического процесса
- 2.3. Сущность педагогического процесса
- 2.4. Содержание педагогического процесса
- Методы и средства педагогического процесса
- 2.6. Формы педагогического процесса
- 2.7. Педагогический процесс как технология
- Тема 2.1. Педагогический процесс как целостное явление и система
- Педагогическая система как форма существования целостного педагогического процесса
- Структура, функции, основные характеристики педагогического процесса
- Педагогического процесса
- Средства Взаимодействие педагогов (материальная база) и воспитанников:
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса
- 4. Педагогические системы авторских школ.
- 5. Альтернативные педагогические системы в зарубежной педагогике.
- Тема 2.2.. Цели, задачи, закономерности и принципы педагогического процесса
- Цель и задачи педагогического процесса, их разноуровневый характер
- 2. Базовая культура личности как актуальная цель педагогического процесса в современной школе
- 3. Технология целеполагания в педагогической деятельности учителя
- 4. Понятие о закономерностях, принципах и правилах педагогического процесса
- 5. Характеристика основных закономерностей педагогического процесса
- 6. Принципы педагогического процесса и правила их реализации
- Тема 2.3. Сущность педагогического процесса
- 1. Общение как сущность педагогического взаимодействия
- 2. Педагогическое общение, его функции и содержание
- 3. Воспитание и обучение как педагогическое общение
- 4. Культура педагогического общения
- 5. Стили педагогического общения и педагогического руководства
- 6. Технология педагогического общения
- Лекционные занятия № 16-17
- Тема 2.4. Содержание педагогического процесса
- 1. Содержание педагогического процесса, его исторический характер
- 2. Структура содержания педагогического процесса
- 3. Общее, политехническое, профессиональное образование
- 4. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 5. Учебный предмет как уровень представления содержания образования
- 6. Основные тенденции развития содержания современного образования
- 7. Нормативные документы, определяющие содержание педагогического процесса
- 8. Содержание воспитания как составная часть содержания образования
- Тема 2.5. Методы и средства педагогического процесса
- Понятие о методах и приемах педагогического процесса
- 2. Классификация методов обучения и воспитания
- 3. Критерии выбора методов педагогического процесса
- 4. Методы организации учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся
- 4.1. Словесные методы обучения и воспитания
- 4.2. Наглядные и практические методы обучения и воспитания
- 4.3. Методы формирования социального опыта
- 5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения
- 6.Методы контроля, самоконтроля и самооценки в педагогическом процессе
- 7. Характеристика активных методов педагогического процесса
- 8. Средства педагогического процесса
- Тема 2.6. Формы педагогического процесса
- 1. Понятие об общих и конкретных формах педагогического процесса
- 2. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования
- 3. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса
- 4. Другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 5. Домашняя учебная работа школьников и ее организация
- 6. Требования к современному уроку и пути повышения его эффективности.
- 7. Технологический подход к проектированию и проведению урока
- 8. Самостоятельная работа учащихся на уроке
- 9. Анализ и самооценка урока учителем
- 10. Формы воспитания, их классификация и характеристика
- Тема 2.7. Педагогический процесс как технология
- Технологизация педагогического процесса как объективная тенденция развития современного образования
- 2. Современные представления о технологиях педагогического процесса
- 3. Соотношение понятий «педагогическая технология» и «методика обучения и воспитания»
- 4. Классификация педагогических технологий
- 5. Критерии технологичности педагогического процесса и эффективности педагогических технологий