logo
РАЗДЕЛ 2Сивашинская

Средства Взаимодействие педагогов (материальная база) и воспитанников:

цель и задачи

методы

формы

результаты

Следовательно, структура педагогического процесса может быть представлена следующими основными компонентами (В.А. Смирнов и др.):

Важно понимать, что структура педагогического процесс универсальна:она присуща как педагогическому процессу в целом, осуществляемому в рамках педагогической системы, так и единичному (локальному) процессу педагогического взаимодействия.

Педагогический процесс выполняет следующие функции:

1)обучающую– формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний и содержащегося в них опыта ценностных отношений;

2)воспитательную– формирование отношений личности к окружающему миру и себе и соответствующих им качеств, свойств личности;

3)развивающую – развитие психических процессов, свойств и качеств личности.

Эти функции выступают в органическом единстве.

Каковы движущие силыпедагогического процесса? К ним относится, например, противоречие между выдвигаемыми требованиями со стороны общества, мезо- и микросреды к личности и достигнутым уровнем ее развития, а следовательно, возможностями выполнять эти требования. Еще одно противоречие – это противоречие между многообразием жизненных взаимодействий ребенка и невозможностью школы охватить их своим педагогическим влиянием. Частный случай этого противоречия - противоречие между нарастающим потоком информации и ограниченными возможностями охватить его в учебно-воспитательном процессе. Педагогам постоянно приходится разрешать и противоречие между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.

Следует учитывать также противоречия: между групповыми формами обучения и воспитания и индивидуальным характером овладения знаниями, духовными ценностями; между регламентацией педагогического процесса и собственной активностью воспитанника. Существуют и другие противоречия.

Системообразующим факторомпедагогического процесса выступаетцель, которая ему внутренне присуща. Цель содержится в структуре деятельности педагога и учащихся, в содержании и средствах педагогического процесса. Более того, педагогический процесс (педагогическая система) организуется с ориентацией на определенные цели образования и для их реализации. Все вышесказанное характеризует педагогический процесс как систему.

Системность педагогического процесса связана с другой важной его характеристикой – целостностью.В соответствии с современными взглядами ученых (И.П. Подласый, В.И. Смирнов, В.А. Сластенин и др.), в самых общих чертахцелостностьпедагогического процесса реализуется:

Педагогический процесс и педагогические системы, в которых он осуществляется, неразрывно связаны с другими социальными процессами – экономическим, политическим, духовным и др. Определенное влияние на педагогический процесс оказывают также внешние условия – природно-географические, общественные, производственные, культурные и др.

Сущностной характеристикой педагогического процесса является взаимодействиеего субъектов (педагогов и воспитанников). Вне этого взаимодействия педагогический процесс реально существовать не может.

Некоторые исследователи (Г.М. Афонина, Т.А. Стефановская и др.) указывают, что педагогический процесс имеет циклический характер, и, следовательно, в нем можно выделить повторяющуюся последовательность этапов (циклов). Выделяют подготовительный, основной и заключительный этапы. На подготовительном этапе создаются необходимые условия для протекания педагогического процесса в соответствии с заданными целями. Второй этап - основной. Суть его заключается в непосредственном осуществлении педагогического взаимодействия. Третий, заключительный этап завершает цикл педагогического процесса посредством анализа достигнутых результатов.

Итак, основными свойствами (характеристиками) педагогического процесса являются: системность, целостность, двусторонность, целенаправленность, цикличность, взаимосвязь с другими социальными процессами.