Средства Взаимодействие педагогов (материальная база) и воспитанников:
цель и задачи
методы
формы
результаты
Следовательно, структура педагогического процесса может быть представлена следующими основными компонентами (В.А. Смирнов и др.):
целевой– включает цели и задачи (локализованные цели), реализуемые в определённых условиях);
содержательный– определяет всю совокупность формируемых у субъектов педагогического процесса знаний; отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения;
деятельностный– характеризует формы, методы, средства организации и осуществления педагогического взаимодействия, направленного на решение целей и задач педагогического процесса, освоение содержания педагогического процесса;
результативный– достигнутые результаты и степень эффективности педагогического процесса, обеспечивает управление качеством педагогической деятельности;
ресурсный -отражает социально-экономические, психологические, санитарно-гигиенические и другие условия протекания педагогического процесса, его нормативно-правовое, кадровое, информационно-методическое, материально-техническое, финансовое обеспечение.
Важно понимать, что структура педагогического процесс универсальна:она присуща как педагогическому процессу в целом, осуществляемому в рамках педагогической системы, так и единичному (локальному) процессу педагогического взаимодействия.
Педагогический процесс выполняет следующие функции:
1)обучающую– формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний и содержащегося в них опыта ценностных отношений;
2)воспитательную– формирование отношений личности к окружающему миру и себе и соответствующих им качеств, свойств личности;
3)развивающую – развитие психических процессов, свойств и качеств личности.
Эти функции выступают в органическом единстве.
Каковы движущие силыпедагогического процесса? К ним относится, например, противоречие между выдвигаемыми требованиями со стороны общества, мезо- и микросреды к личности и достигнутым уровнем ее развития, а следовательно, возможностями выполнять эти требования. Еще одно противоречие – это противоречие между многообразием жизненных взаимодействий ребенка и невозможностью школы охватить их своим педагогическим влиянием. Частный случай этого противоречия - противоречие между нарастающим потоком информации и ограниченными возможностями охватить его в учебно-воспитательном процессе. Педагогам постоянно приходится разрешать и противоречие между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.
Следует учитывать также противоречия: между групповыми формами обучения и воспитания и индивидуальным характером овладения знаниями, духовными ценностями; между регламентацией педагогического процесса и собственной активностью воспитанника. Существуют и другие противоречия.
Системообразующим факторомпедагогического процесса выступаетцель, которая ему внутренне присуща. Цель содержится в структуре деятельности педагога и учащихся, в содержании и средствах педагогического процесса. Более того, педагогический процесс (педагогическая система) организуется с ориентацией на определенные цели образования и для их реализации. Все вышесказанное характеризует педагогический процесс как систему.
Системность педагогического процесса связана с другой важной его характеристикой – целостностью.В соответствии с современными взглядами ученых (И.П. Подласый, В.И. Смирнов, В.А. Сластенин и др.), в самых общих чертахцелостностьпедагогического процесса реализуется:
в единстве обучения, воспитания и развития (единстве их целей, содержания, методов, форм, средств);
в единстве образования (воспитания) и самообразования (самовоспитания);
в единстве функций педагогического процесса;
в реализации в содержании образования всех компонентов опыта, накопленного человечеством (знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру);
в единстве, соподчиненности и вместе с тем определенной автономности процессов, этапов, актов, образующих целостный педагогический процесс;
в единстве деятельности образовательных учреждений, семьи, отдельных групп (коллективов) учащихся, общественных организаций, направленной на достижение общих целей образования;
в организации разносторонней (целостной) деятельности воспитанников, оказывающей воздействие на все сферы личности: рациональную, эмоционально-волевую, практическую (поведенческую);
в единстве преподавания и воспитательной работы как целостной педагогической деятельности.
Педагогический процесс и педагогические системы, в которых он осуществляется, неразрывно связаны с другими социальными процессами – экономическим, политическим, духовным и др. Определенное влияние на педагогический процесс оказывают также внешние условия – природно-географические, общественные, производственные, культурные и др.
Сущностной характеристикой педагогического процесса является взаимодействиеего субъектов (педагогов и воспитанников). Вне этого взаимодействия педагогический процесс реально существовать не может.
Некоторые исследователи (Г.М. Афонина, Т.А. Стефановская и др.) указывают, что педагогический процесс имеет циклический характер, и, следовательно, в нем можно выделить повторяющуюся последовательность этапов (циклов). Выделяют подготовительный, основной и заключительный этапы. На подготовительном этапе создаются необходимые условия для протекания педагогического процесса в соответствии с заданными целями. Второй этап - основной. Суть его заключается в непосредственном осуществлении педагогического взаимодействия. Третий, заключительный этап завершает цикл педагогического процесса посредством анализа достигнутых результатов.
Итак, основными свойствами (характеристиками) педагогического процесса являются: системность, целостность, двусторонность, целенаправленность, цикличность, взаимосвязь с другими социальными процессами.
- Раздел II. Целостный педагогический процесс
- 2.2. Цели, задачи, закономерности и принципы педагогического процесса
- 2.3. Сущность педагогического процесса
- 2.4. Содержание педагогического процесса
- Методы и средства педагогического процесса
- 2.6. Формы педагогического процесса
- 2.7. Педагогический процесс как технология
- Тема 2.1. Педагогический процесс как целостное явление и система
- Педагогическая система как форма существования целостного педагогического процесса
- Структура, функции, основные характеристики педагогического процесса
- Педагогического процесса
- Средства Взаимодействие педагогов (материальная база) и воспитанников:
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса
- 4. Педагогические системы авторских школ.
- 5. Альтернативные педагогические системы в зарубежной педагогике.
- Тема 2.2.. Цели, задачи, закономерности и принципы педагогического процесса
- Цель и задачи педагогического процесса, их разноуровневый характер
- 2. Базовая культура личности как актуальная цель педагогического процесса в современной школе
- 3. Технология целеполагания в педагогической деятельности учителя
- 4. Понятие о закономерностях, принципах и правилах педагогического процесса
- 5. Характеристика основных закономерностей педагогического процесса
- 6. Принципы педагогического процесса и правила их реализации
- Тема 2.3. Сущность педагогического процесса
- 1. Общение как сущность педагогического взаимодействия
- 2. Педагогическое общение, его функции и содержание
- 3. Воспитание и обучение как педагогическое общение
- 4. Культура педагогического общения
- 5. Стили педагогического общения и педагогического руководства
- 6. Технология педагогического общения
- Лекционные занятия № 16-17
- Тема 2.4. Содержание педагогического процесса
- 1. Содержание педагогического процесса, его исторический характер
- 2. Структура содержания педагогического процесса
- 3. Общее, политехническое, профессиональное образование
- 4. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 5. Учебный предмет как уровень представления содержания образования
- 6. Основные тенденции развития содержания современного образования
- 7. Нормативные документы, определяющие содержание педагогического процесса
- 8. Содержание воспитания как составная часть содержания образования
- Тема 2.5. Методы и средства педагогического процесса
- Понятие о методах и приемах педагогического процесса
- 2. Классификация методов обучения и воспитания
- 3. Критерии выбора методов педагогического процесса
- 4. Методы организации учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся
- 4.1. Словесные методы обучения и воспитания
- 4.2. Наглядные и практические методы обучения и воспитания
- 4.3. Методы формирования социального опыта
- 5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения
- 6.Методы контроля, самоконтроля и самооценки в педагогическом процессе
- 7. Характеристика активных методов педагогического процесса
- 8. Средства педагогического процесса
- Тема 2.6. Формы педагогического процесса
- 1. Понятие об общих и конкретных формах педагогического процесса
- 2. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования
- 3. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса
- 4. Другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 5. Домашняя учебная работа школьников и ее организация
- 6. Требования к современному уроку и пути повышения его эффективности.
- 7. Технологический подход к проектированию и проведению урока
- 8. Самостоятельная работа учащихся на уроке
- 9. Анализ и самооценка урока учителем
- 10. Формы воспитания, их классификация и характеристика
- Тема 2.7. Педагогический процесс как технология
- Технологизация педагогического процесса как объективная тенденция развития современного образования
- 2. Современные представления о технологиях педагогического процесса
- 3. Соотношение понятий «педагогическая технология» и «методика обучения и воспитания»
- 4. Классификация педагогических технологий
- 5. Критерии технологичности педагогического процесса и эффективности педагогических технологий