logo
РАЗДЕЛ 2Сивашинская

Раздел II. Целостный педагогический процесс

Темы раздела:

2.1. Педагогический процесс как целостное явление и система

2.2.Цели, задачи, закономерности и принципы педагогического процесса

2.3. Сущность педагогического процесса

2.4.Содержание педагогического процесса

2.5. Методы и средства педагогического процесса

2.6. Формы педагогического процесса

2.7. Педагогический процесс как технология

Краткое содержание тем

21.Педагогический процесс целостное явление и система

Развитие взглядов о целостном педагогическом процессе и его сущности в истории педагогики (И.Ф. Гербарт, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко, Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский и др.). Педагогический процесс как целостный процесс обучения и воспитания.

Понятие о педагогической системе. Педагогическая система как форма существования педагогического процесса. Структурные компоненты педагогической системы: субъекты педагогической системы; содержание педагогического процесса; средства педагогического процесса. Их краткая характеристика. Виды педагогических систем.

Педагогический процесс как динамическая педагогическая система. Движущие силы и логика развития педагогического процесса. Структура педагогического процесса: целевой, содержательный, деятельностный, результативный, ресурсный компоненты. Их характеристика. Функции педагогического процесса: обучающая; воспитательная, развивающая.

Педагогическое взаимодействие как универсальная (сущностная) характеристика педагогического процесса. Виды педагогического взаимодействия.

Понятие о педагогической задаче как основной единице педагогического процесса. Этапы решения педагогической задачи: анализ ситуации и постановка педагогической задачи; проектирование вариантов и выбор оптимального решения; практическое осуществление плана решения задачи (организация взаимодействия, регулирование, корригирование); анализ результатов решения.

Педагогическая система современной школы. Характеристика педагогических систем авторских школ (В.А. Сухомлинский, Е.Я. Ямбург, А.Н. Тубельский, А.А. Католиков, Л.В. Тарасов, В.С. Библер и др.). Альтернативные педагогические системы в зарубежной педагогике (Р. Штейнер, М. Монтессори, С. Френе и др.). Их характеристика.