2. Базовая культура личности как актуальная цель педагогического процесса в современной школе
Рассмотрим конкретное содержание целей и задач педагогического процесса.
Проблема цели воспитания многие века занимала умы философов и педагогов. В античном мире этот идеал воплощал в себе гармонию телесной и духовной красоты; в эпоху Возрождения и в Новое время гуманистическая философия и педагогика выдвигают идею всестороннего гармонического развития личности. Эта идея сохранила свою привлекательность до сих пор.
Вместе с тем, в настоящее время большинство педагогов признают, что в современных условиях более реально достижимым представляется идеал разносторонне и гармонично развитой личности. Разностороннее развитие предполагает воспитание и развитие телесного здоровья, психических процессов и свойств личности, ее социальное и духовное развитие. Гармоничное развитие имеет в виду установление соразмерных и стройных отношений индивида и с окружающей природой, и с социальной средой, и с самим собой.
Например, согласно «Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (2006 г.), целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.
Исходя из этой общественно значимой цели (идеала) определяются цели образования в реальных педагогических системах. Например, для общеобразовательной школы и её различных типовстратегическая цель педагогического процесса может быть сформулирована как формирование базовой культуры личности или создание условий для формирования базовой культуры личности. Подбазовой культурой личностипонимают уровень развития и реализации сущностных сил человека, его знаний, умений, навыков, отношений к себе и окружающему миру, выражающийся в совокупности базовых (обязательных) компетенций.Компетенция – сплав знаний, умений, и личностных свойств (отношений) человека, которые характеризуют его способность действовать в той или иной сфере жизнедеятельности в соответствии с поставленными целями. В качествекомпонентов базовой культуры личности(базовых компетенций) в вышеупомянутой Концепции обозначены: гражданская культура, политическая культура, правовая культура, информационная культура, нравственная культура, эстетическая культура, экологическая культура, культура безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни, культура трудовой и профессиональной деятельности, культура умственного труда, психологическая культура, культура социального взаимодействия, семейно-бытовая и досуговая культура.
Воспитание базовой культуры личности, как нетрудно заметить, предполагает формирование разнообразных отношений личности к себе и окружающему миру (к себе и окружающим людям, к обществу, государству, родине, природе, труду, предметам материального мира и т.п.). Если эти отношения проявляются во взглядах, чувствах и поведении личности на достаточно высоком уровне, то говорят о культуре отношений личности к себе и окружающему мируили об отдельных компонентах этой культуры.
Для постепенного достижения общей цели педагогического процесса в том или ином образовательном учреждении педагог выделяет для каждого возрастного периода конкретные ведущие задачи воспитания и обучения (задачи-доминанты), предварительно осуществив диагностику уровней воспитанности и обученности учащихся.
Наиболее эффективным является определение задач воспитания и обучения на индивидуальном (личностном) уровнеи составление соответствующихиндивидуальных программ воспитания и обучения.Последние составляются педагогом (классным) совместно с родителями, психологом, социальным педагогом на основе комплексного изучения ребенка и целенаправленного педагогического наблюдения за его жизнью в его естественной среде и в специально создаваемых педагогических ситуациях.
Установлено, что постановка целей и задач педагогического процессадолжна отвечатьследующим общим требованиям:
- соответствие целей и задач потребностям государства и общества, их требованиям;
- соответствие целей и задач потребностям и возможностям самой растущей личности;
- диагностичность целей (измеримость результатов педагогического процесса);
- технологичность целей и задач, т.е. наличие педагогических технологий для их осуществления;
- наличие социальных, экономических, материальных и иных условий для реализации поставленных целей и задач.
- Раздел II. Целостный педагогический процесс
- 2.2. Цели, задачи, закономерности и принципы педагогического процесса
- 2.3. Сущность педагогического процесса
- 2.4. Содержание педагогического процесса
- Методы и средства педагогического процесса
- 2.6. Формы педагогического процесса
- 2.7. Педагогический процесс как технология
- Тема 2.1. Педагогический процесс как целостное явление и система
- Педагогическая система как форма существования целостного педагогического процесса
- Структура, функции, основные характеристики педагогического процесса
- Педагогического процесса
- Средства Взаимодействие педагогов (материальная база) и воспитанников:
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса
- 4. Педагогические системы авторских школ.
- 5. Альтернативные педагогические системы в зарубежной педагогике.
- Тема 2.2.. Цели, задачи, закономерности и принципы педагогического процесса
- Цель и задачи педагогического процесса, их разноуровневый характер
- 2. Базовая культура личности как актуальная цель педагогического процесса в современной школе
- 3. Технология целеполагания в педагогической деятельности учителя
- 4. Понятие о закономерностях, принципах и правилах педагогического процесса
- 5. Характеристика основных закономерностей педагогического процесса
- 6. Принципы педагогического процесса и правила их реализации
- Тема 2.3. Сущность педагогического процесса
- 1. Общение как сущность педагогического взаимодействия
- 2. Педагогическое общение, его функции и содержание
- 3. Воспитание и обучение как педагогическое общение
- 4. Культура педагогического общения
- 5. Стили педагогического общения и педагогического руководства
- 6. Технология педагогического общения
- Лекционные занятия № 16-17
- Тема 2.4. Содержание педагогического процесса
- 1. Содержание педагогического процесса, его исторический характер
- 2. Структура содержания педагогического процесса
- 3. Общее, политехническое, профессиональное образование
- 4. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 5. Учебный предмет как уровень представления содержания образования
- 6. Основные тенденции развития содержания современного образования
- 7. Нормативные документы, определяющие содержание педагогического процесса
- 8. Содержание воспитания как составная часть содержания образования
- Тема 2.5. Методы и средства педагогического процесса
- Понятие о методах и приемах педагогического процесса
- 2. Классификация методов обучения и воспитания
- 3. Критерии выбора методов педагогического процесса
- 4. Методы организации учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся
- 4.1. Словесные методы обучения и воспитания
- 4.2. Наглядные и практические методы обучения и воспитания
- 4.3. Методы формирования социального опыта
- 5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения
- 6.Методы контроля, самоконтроля и самооценки в педагогическом процессе
- 7. Характеристика активных методов педагогического процесса
- 8. Средства педагогического процесса
- Тема 2.6. Формы педагогического процесса
- 1. Понятие об общих и конкретных формах педагогического процесса
- 2. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования
- 3. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса
- 4. Другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 5. Домашняя учебная работа школьников и ее организация
- 6. Требования к современному уроку и пути повышения его эффективности.
- 7. Технологический подход к проектированию и проведению урока
- 8. Самостоятельная работа учащихся на уроке
- 9. Анализ и самооценка урока учителем
- 10. Формы воспитания, их классификация и характеристика
- Тема 2.7. Педагогический процесс как технология
- Технологизация педагогического процесса как объективная тенденция развития современного образования
- 2. Современные представления о технологиях педагогического процесса
- 3. Соотношение понятий «педагогическая технология» и «методика обучения и воспитания»
- 4. Классификация педагогических технологий
- 5. Критерии технологичности педагогического процесса и эффективности педагогических технологий