logo
РАЗДЕЛ 2Сивашинская

2. Базовая культура личности как актуальная цель педагогического процесса в современной школе

Рассмотрим конкретное содержание целей и задач педагогического процесса.

Проблема цели воспитания многие века занимала умы философов и педагогов. В античном мире этот идеал воплощал в себе гармонию телесной и духовной красоты; в эпоху Возрождения и в Новое время гуманистическая философия и педагогика выдвигают идею всестороннего гармонического развития личности. Эта идея сохранила свою привлекательность до сих пор.

Вместе с тем, в настоящее время большинство педагогов признают, что в современных условиях более реально достижимым представляется идеал разносторонне и гармонично развитой личности. Разностороннее развитие предполагает воспитание и развитие телесного здоровья, психических процессов и свойств личности, ее социальное и духовное развитие. Гармоничное развитие имеет в виду установление соразмерных и стройных отношений индивида и с окружающей природой, и с социальной средой, и с самим собой.

Например, согласно «Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (2006 г.), целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

Исходя из этой общественно значимой цели (идеала) определяются цели образования в реальных педагогических системах. Например, для общеобразовательной школы и её различных типовстратегическая цель педагогического процесса может быть сформулирована как формирование базовой культуры личности или создание условий для формирования базовой культуры личности. Подбазовой культурой личностипонимают уровень развития и реализации сущностных сил человека, его знаний, умений, навыков, отношений к себе и окружающему миру, выражающийся в совокупности базовых (обязательных) компетенций.Компетенция – сплав знаний, умений, и личностных свойств (отношений) человека, которые характеризуют его способность действовать в той или иной сфере жизнедеятельности в соответствии с поставленными целями. В качествекомпонентов базовой культуры личности(базовых компетенций) в вышеупомянутой Концепции обозначены: гражданская культура, политическая культура, правовая культура, информационная культура, нравственная культура, эстетическая культура, экологическая культура, культура безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни, культура трудовой и профессиональной деятельности, культура умственного труда, психологическая культура, культура социального взаимодействия, семейно-бытовая и досуговая культура.

Воспитание базовой культуры личности, как нетрудно заметить, предполагает формирование разнообразных отношений личности к себе и окружающему миру (к себе и окружающим людям, к обществу, государству, родине, природе, труду, предметам материального мира и т.п.). Если эти отношения проявляются во взглядах, чувствах и поведении личности на достаточно высоком уровне, то говорят о культуре отношений личности к себе и окружающему мируили об отдельных компонентах этой культуры.

Для постепенного достижения общей цели педагогического процесса в том или ином образовательном учреждении педагог выделяет для каждого возрастного периода конкретные ведущие задачи воспитания и обучения (задачи-доминанты), предварительно осуществив диагностику уровней воспитанности и обученности учащихся.

Наиболее эффективным является определение задач воспитания и обучения на индивидуальном (личностном) уровнеи составление соответствующихиндивидуальных программ воспитания и обучения.Последние составляются педагогом (классным) совместно с родителями, психологом, социальным педагогом на основе комплексного изучения ребенка и целенаправленного педагогического наблюдения за его жизнью в его естественной среде и в специально создаваемых педагогических ситуациях.

Установлено, что постановка целей и задач педагогического процессадолжна отвечатьследующим общим требованиям:

- соответствие целей и задач потребностям государства и общества, их требованиям;

- соответствие целей и задач потребностям и возможностям самой растущей личности;

- диагностичность целей (измеримость результатов педагогического процесса);

- технологичность целей и задач, т.е. наличие педагогических технологий для их осуществления;

- наличие социальных, экономических, материальных и иных условий для реализации поставленных целей и задач.