logo
РАЗДЕЛ 2Сивашинская

5. Учебный предмет как уровень представления содержания образования

В педагогике (М.Н. Скаткин, В.В. Краевский) выделяют три уровня представления содержания образования: первый – уровень общего теоретического представления(раскрыт выше); второй -уровень учебного предмета; третий – уровень учебного материала (конкретные знания, умения и навыки, познавательные задачи по учебному предмету, представленные в учебниках и других пособиях).

Учебный предмет– это «педагогически адаптированное содержание основ какой-либо отрасли деятельности» (И.Я. Лернер). По определению известного педагога М.И. Махмутова, учебный предмет представляет собой педагогически обоснованную систему научных знаний, умственных и практических способов деятельности, выражающих основное содержание и методы конкретной науки.

Следовательно, структура учебного предмета имеет много общего со структурой соответствующей науки. Вместе с тем, учебный предмет не точная копия науки. Так, еще К.Д. Ушинский отмечал, что научное и педагогическое изложениенауки вещи разные. Отличие учебного предмета от соответствующей науки состоит, во-первых, в объеме знаний; во-вторых, в логике изложения знаний; в-третьих, в степени представленности всех элементов науки в соответствующем учебном предмете.

В учебном предмете отрасли наук и другие элементы социального опыта могут быть представлены в разных вариантах. В предметах естественно-математического цикла в большей степени представлены все элементы науки (понятия, идеи, законы, концепции, теории, важнейшие факты; знания из истории данной науки, о способах ее исследований, оценочные знания). В предметах гуманитарного цикла предпочтение отдается информации о фактах, понятиях и т.п. Учебный предмет может также быть: а) введением в науку; б) синтезом материала разных наук; в) интегративным курсом на основе межпредметных связей; г) автономной частью науки (информатика, логика); д) учебным предметом, отражающим опыт деятельности (трудовое обучение, физическая культура).

Есть и другие подходы к типологии учебных предметов. Например, по ведущему компоненту(Л.Я. Зорина) выделяют учебные предметы: с ведущим компонентом «научные знания» или основы наук (физика, химия, биология, география, история и др.); с ведущим компонентом «способы деятельности» (иностранные языки, черчение, физкультура, трудовое обучение); с ведущим компонентом «художественное образование и эстетическое воспитание» (изобразительное искусство, музыка).

Независимо от типологии учебный предмет должен включать все элементы содержания образования, охарактеризованные выше. Содержание учебного предмета конкретизируется для каждого типа образовательного учреждения с учетом задач каждой ступени образования. Перечень учебных предметов упорядочивается для каждого года обучения.