logo
РАЗДЕЛ 2Сивашинская

2.4. Содержание педагогического процесса

Понятие о содержании педагогического процесса. Теории содержания образования. Современные подходы к разработке содержания образования. Структура содержания образования: когнитивный опыт (знания) человечества и отдельной личности; опыт осуществления способов деятельности (умения, навыки); опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностных отношений личности к себе и окружающему миру. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования.

Общее, политехническое, профессиональное образование, их содержание. Основные тенденции развития современного школьного образования: гуманизация и гуманитаризация; фундаментальность и практическая направленность; дифференциация и вариативность, стандартизация и др. Понятие о государственном образовательном стандарте.

Основные документы, определяющие содержание школьного образования: учебные планы, учебные программы, учебники, учебные пособия. Их характеристика (с учетом специальности). Понятие об учебно-методическом комплексе.

Содержание воспитания как составная часть содержания образования. Решение проблемы содержания воспитания в современной теории воспитания (В.А. Караковский, О.С. Газман, Н.Е. Щуркова, И.Ф.Харламов и др.). Содержание воспитания как система ценностей и ценностных отношений. Структура содержания воспитания: знание о мире и самом себе; умения взаимодействовать с окружающим миром; отношения к миру и ценностям жизни.

Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь о содержании воспитания.