logo
РАЗДЕЛ 2Сивашинская

1. Понятие об общих и конкретных формах педагогического процесса

Решение проблемы форм обучения и воспитания предполагает ответ на вопрос: «Каким образом должен быть организован учебно-воспитательный процесс?»

Как понятие философии, форма – это внутренняя и внешняя организация содержания (сущности) какого-либо явления или предмета. Иначе говоря, форма – внутреннее и внешнее строение объекта. Внутреннее строение – это структура объекта.

Следовательно, форма педагогического процесса– это внутреннее строение (структура) и внешнее строение педагогического процесса, а также его сущности – педагогического общения. Рассмотрение внутреннего строения (структуры) общения между педагогом и учащимися позволяет говоритьоб общих формах обучения и воспитания. К ним относятся:индивидуальная, парная, групповая, коллективные формы.Эти формы педагогического процесса не зависят от конкретных педагогических задач, а определяются только структурой общения педагога и воспитанников. Исходя из внешнего строения и оформления педагогического процесса, выделяютконкретные формы обучения и воспитания. Можно сказать, чтоконкретная форма обучения или воспитания – это отрезок времени педагогического процесса, своеобразный по педагогическим задачам, содержанию, конструкции.

Сущностной характеристикой педагогического процесса является общение. Общение может быть как опосредованным, так и непосредственным. Опосредованное общениеосуществляется в основном через письменную речь, при этом человек не видит и не слышит авторов читаемых книг, статей и т.п. В учебно-воспитательном процессе опосредованное общение даетиндивидуальную (обособленно-индивидуальную) формуобучения и воспитания. В этом случае ученик выполняет учебное задание (читает, пишет, решает учебную задачу, ставит опыты и т.п.) и ни с кем в данный отрезок времени не вступает в непосредственное общение.

Непосредственное общениеможет происходить тремя способами:

1) в постоянной по составу паре: в каждый момент одного говорящего слушает один человек (диалог, монолог). Применение такой структуры общения в педагогическом процессе дает егопарную форму. Например, учитель работает с одним учеником, дает консультацию и т.п. Или же два ученика решают вместе задачу, разучивают стихотворение, проводят опыт;

2) общение в малой или большой группе: одного говорящего в каждый момент времени слушают два, три и более человек. Если такая структура общения реализуется в процессе обучения или воспитания, то говорят огрупповой форме педагогического процесса. В этом случае один говорящий обучает одновременно несколько человек (от двух до ста и более). Выступающие могут меняться, но в каждый момент времени говорит один, остальные слушают;

3) общение в парах сменного состава(диалогические сочетания) наиболее часто используемая в обычной жизни структура общения. Реализация её в педагогическом процессе даетколлективную формуобучения или воспитания.

Индивидуальная, парная, групповая (общеклассная, фронтальная, бригадная и т.п.) формы педагогического процесса являются традиционными. Коллективная форма (работа учащихся в парах сменного состава) применяется в учебно-воспитательном процессе намного реже. В реальном педагогическом процессе все общие формы обучения и воспитания тесно взаимосвязаны и применяются в единстве.

Общие формы организации обучения охватывают весь учебный процесс. Их применение в соответствии с конкретными целями обучения дает множество конкретных форм организации учебной работы: урок, урок-лекция, урок-семинар, кружковые или факультативные занятия, консультация, зачет, экзамен, коллоквиум, собеседование, учебная конференция и т.д.

Иначе говоря, общие формы педагогического процесса реализуются в конкретных формах. Урок в школе считается основной формой учебно-воспитательного процесса.

В педагогике предпринята попытка рассмотреть формы обучения как единство общих и конкретных форм. Так, В.И. Андреев дает следующее определение: «Форма организации обучения – это целостная системная характеристика процесса обучения с точки зрения особенностей взаимодействия учителя и учащихся, соотношения управления и самоуправления, особенностей места и времени обучения, количества учащихся, целей, средств, содержания, методов и результатов обучения» (Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань, 2000. – С. 307).