1. Понятие об общих и конкретных формах педагогического процесса
Решение проблемы форм обучения и воспитания предполагает ответ на вопрос: «Каким образом должен быть организован учебно-воспитательный процесс?»
Как понятие философии, форма – это внутренняя и внешняя организация содержания (сущности) какого-либо явления или предмета. Иначе говоря, форма – внутреннее и внешнее строение объекта. Внутреннее строение – это структура объекта.
Следовательно, форма педагогического процесса– это внутреннее строение (структура) и внешнее строение педагогического процесса, а также его сущности – педагогического общения. Рассмотрение внутреннего строения (структуры) общения между педагогом и учащимися позволяет говоритьоб общих формах обучения и воспитания. К ним относятся:индивидуальная, парная, групповая, коллективные формы.Эти формы педагогического процесса не зависят от конкретных педагогических задач, а определяются только структурой общения педагога и воспитанников. Исходя из внешнего строения и оформления педагогического процесса, выделяютконкретные формы обучения и воспитания. Можно сказать, чтоконкретная форма обучения или воспитания – это отрезок времени педагогического процесса, своеобразный по педагогическим задачам, содержанию, конструкции.
Сущностной характеристикой педагогического процесса является общение. Общение может быть как опосредованным, так и непосредственным. Опосредованное общениеосуществляется в основном через письменную речь, при этом человек не видит и не слышит авторов читаемых книг, статей и т.п. В учебно-воспитательном процессе опосредованное общение даетиндивидуальную (обособленно-индивидуальную) формуобучения и воспитания. В этом случае ученик выполняет учебное задание (читает, пишет, решает учебную задачу, ставит опыты и т.п.) и ни с кем в данный отрезок времени не вступает в непосредственное общение.
Непосредственное общениеможет происходить тремя способами:
1) в постоянной по составу паре: в каждый момент одного говорящего слушает один человек (диалог, монолог). Применение такой структуры общения в педагогическом процессе дает егопарную форму. Например, учитель работает с одним учеником, дает консультацию и т.п. Или же два ученика решают вместе задачу, разучивают стихотворение, проводят опыт;
2) общение в малой или большой группе: одного говорящего в каждый момент времени слушают два, три и более человек. Если такая структура общения реализуется в процессе обучения или воспитания, то говорят огрупповой форме педагогического процесса. В этом случае один говорящий обучает одновременно несколько человек (от двух до ста и более). Выступающие могут меняться, но в каждый момент времени говорит один, остальные слушают;
3) общение в парах сменного состава(диалогические сочетания) наиболее часто используемая в обычной жизни структура общения. Реализация её в педагогическом процессе даетколлективную формуобучения или воспитания.
Индивидуальная, парная, групповая (общеклассная, фронтальная, бригадная и т.п.) формы педагогического процесса являются традиционными. Коллективная форма (работа учащихся в парах сменного состава) применяется в учебно-воспитательном процессе намного реже. В реальном педагогическом процессе все общие формы обучения и воспитания тесно взаимосвязаны и применяются в единстве.
Общие формы организации обучения охватывают весь учебный процесс. Их применение в соответствии с конкретными целями обучения дает множество конкретных форм организации учебной работы: урок, урок-лекция, урок-семинар, кружковые или факультативные занятия, консультация, зачет, экзамен, коллоквиум, собеседование, учебная конференция и т.д.
Иначе говоря, общие формы педагогического процесса реализуются в конкретных формах. Урок в школе считается основной формой учебно-воспитательного процесса.
В педагогике предпринята попытка рассмотреть формы обучения как единство общих и конкретных форм. Так, В.И. Андреев дает следующее определение: «Форма организации обучения – это целостная системная характеристика процесса обучения с точки зрения особенностей взаимодействия учителя и учащихся, соотношения управления и самоуправления, особенностей места и времени обучения, количества учащихся, целей, средств, содержания, методов и результатов обучения» (Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань, 2000. – С. 307).
- Раздел II. Целостный педагогический процесс
- 2.2. Цели, задачи, закономерности и принципы педагогического процесса
- 2.3. Сущность педагогического процесса
- 2.4. Содержание педагогического процесса
- Методы и средства педагогического процесса
- 2.6. Формы педагогического процесса
- 2.7. Педагогический процесс как технология
- Тема 2.1. Педагогический процесс как целостное явление и система
- Педагогическая система как форма существования целостного педагогического процесса
- Структура, функции, основные характеристики педагогического процесса
- Педагогического процесса
- Средства Взаимодействие педагогов (материальная база) и воспитанников:
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса
- 4. Педагогические системы авторских школ.
- 5. Альтернативные педагогические системы в зарубежной педагогике.
- Тема 2.2.. Цели, задачи, закономерности и принципы педагогического процесса
- Цель и задачи педагогического процесса, их разноуровневый характер
- 2. Базовая культура личности как актуальная цель педагогического процесса в современной школе
- 3. Технология целеполагания в педагогической деятельности учителя
- 4. Понятие о закономерностях, принципах и правилах педагогического процесса
- 5. Характеристика основных закономерностей педагогического процесса
- 6. Принципы педагогического процесса и правила их реализации
- Тема 2.3. Сущность педагогического процесса
- 1. Общение как сущность педагогического взаимодействия
- 2. Педагогическое общение, его функции и содержание
- 3. Воспитание и обучение как педагогическое общение
- 4. Культура педагогического общения
- 5. Стили педагогического общения и педагогического руководства
- 6. Технология педагогического общения
- Лекционные занятия № 16-17
- Тема 2.4. Содержание педагогического процесса
- 1. Содержание педагогического процесса, его исторический характер
- 2. Структура содержания педагогического процесса
- 3. Общее, политехническое, профессиональное образование
- 4. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 5. Учебный предмет как уровень представления содержания образования
- 6. Основные тенденции развития содержания современного образования
- 7. Нормативные документы, определяющие содержание педагогического процесса
- 8. Содержание воспитания как составная часть содержания образования
- Тема 2.5. Методы и средства педагогического процесса
- Понятие о методах и приемах педагогического процесса
- 2. Классификация методов обучения и воспитания
- 3. Критерии выбора методов педагогического процесса
- 4. Методы организации учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся
- 4.1. Словесные методы обучения и воспитания
- 4.2. Наглядные и практические методы обучения и воспитания
- 4.3. Методы формирования социального опыта
- 5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения
- 6.Методы контроля, самоконтроля и самооценки в педагогическом процессе
- 7. Характеристика активных методов педагогического процесса
- 8. Средства педагогического процесса
- Тема 2.6. Формы педагогического процесса
- 1. Понятие об общих и конкретных формах педагогического процесса
- 2. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования
- 3. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса
- 4. Другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 5. Домашняя учебная работа школьников и ее организация
- 6. Требования к современному уроку и пути повышения его эффективности.
- 7. Технологический подход к проектированию и проведению урока
- 8. Самостоятельная работа учащихся на уроке
- 9. Анализ и самооценка урока учителем
- 10. Формы воспитания, их классификация и характеристика
- Тема 2.7. Педагогический процесс как технология
- Технологизация педагогического процесса как объективная тенденция развития современного образования
- 2. Современные представления о технологиях педагогического процесса
- 3. Соотношение понятий «педагогическая технология» и «методика обучения и воспитания»
- 4. Классификация педагогических технологий
- 5. Критерии технологичности педагогического процесса и эффективности педагогических технологий