5. Критерии технологичности педагогического процесса и эффективности педагогических технологий
Оценка эффективности педагогической технологии дается с учетом критериев технологичности педагогического процесса. Критерии технологичности педагогического процессапредложили В.П. Беспалько, Д.Г. Левитес, Г.К. Селевко и др. Представим эти критерии в изложении Г.К. Селевко:
концептуальность: опора на научную (философскую, психологическую, дидактическую, социально-педагогическую) концепцию, включающую обоснование образовательных целей. Например, программированное обучение базируется на бихевиористской теории, развивающее обучение на теории учебной деятельности и содержательного обобщения, интегральная технология – на идее укрупнения дидактических единиц.
системность: технология должна обладать всеми признаками системы: целостностью, взаимосвязью всех частей, логикой процесса;
управляемость: предполагает возможность диагностического целеполагания, проектирования, планирования, педагогического процесса, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов;
эффективность.Педагогическая технология должна быть эффективной по результатам, оптимальной по затратам, гарантирующей достижение определенного образовательного стандарта;
воспроизводимость: означает возможность повторного применения, воспроизведения технологии в других образовательных учреждениях другими субъектами.
Кроме того, педагогические технологии должны отвечать таким требованиям, как соответствие целям и задачам, принципам и содержанию педагогического процесса; соответствие половозрастным особенностям, потребностям и интересам участников педагогического процесса, уровню их развития, обученности и воспитанности; соответствие специфике педагогической ситуации; сообразность индивидуальности педагога и др.
В педагогике определены критерии эффективностипедагогических технологий:
- наличие и взаимосвязь всех компонентов технологии;
- соответствие логики реализации технологии структуре деятельности;
- высокий уровень результативности технологии при использовании в массовой практике;
- возможности технологии создавать условия для самоактуализации, саморазвития ребенка и педагога;
- возможности технологии создавать условия для творческой деятельности учащихся и педагога;
- успешность деятельности педагога и учащихся в процессе реализации технологии;
- позитивная оценка со стороны учащихся, коллег, родителей и др.
Эффективность применения технологий, как показывает практика, зависит от ряда условий, к которым можно отнести: полное описание технологии; наличие необходимых дидактических средств для ее реализации; высокий уровень владения педагогом соответствующими методами, приемами, формами педагогического процесса, педагогической техникой; разнообразие используемых технологий, рефлексия реализованных технологий и др.
Владение педагогическими технологиями как инструментарием педагогической деятельности является компонентом и в тоже время важнейшим показателем педагогического мастерства учителя. Многообразие педагогических технологий ставит педагога перед проблемой выбора педагогчиеских технологий.
Процесс освоения педагогом технологии и включения ее в учебно-воспитательный процесс может быть представлен в виде общего алгоритма (Н.И. Запрудский):
осознание необходимости перемен в собственной деятельности;
выбор стратегии личностно-профессионального развития (выбор той или иной технологии);
освоение технологии;
экспериментальная апробация технологии в одном из классов школы;
внедрение ее в учебный процесс в качестве основного варианта его организации.
Осуществляя выбор педагогических технологий, педагог должен осознавать: возможности данной технологии в разрешении имеющихся противоречий педагогической практики; соответствие технологии тенденциям развития общества и сферы образования; целевую направленность, содержательную специфику (предназначена для преподавания естественнонаучных или гуманитарных предметов), ресурсную обеспеченность применения технологии; адекватность технологии личным ценностным предпочтениям, собственную возможность и готовность овладеть технологией; соответствие технологии возрасту учащихся, уровню их обученности и воспитанности; «вписанность» технологии в программу развития учебного учреждения.
Резюме
Современная дидактика и теория воспитания пытаются ответить на вопрос: «Как обучать результативно?». Вместе с тем, в настоящее время существует противоречие между социальным заказом общества на личность с оргдеятельностными, интеллектуальными, информационными, коммуникативными компетенциями и возможностями общеобразовательной школы подготовить такую личность. Разрешить данное противоречие невозможно при традиционном подходе к образованию в рамках знаниевой парадигмы. Необходим переход к новой образовательной парадигме, которая предполагает внедрение в педагогчиеских процесс образовательных технологий. Следовательно, технологизация педагогического процесса является в настоящее время объективным явлением в образовании
Понятие «педагогическая технология» представлено в педагогике научным (как часть педагогической науки), процессуально-описательным (алгоритм процесса, совокупность целей, принципов, содержания, методов, средств) и процессуально-действенным (непосредственное осуществление педагогического процесса) аспектами. Поэтому, характеризуя содержание понятия «технология» в педагогике, необходимо осознавать неоднозначность его трактовки.
Общепринятым является определение педагогической технологии как последовательной совокупности способов педагогического взаимодействия, гарантирующей достижение определённого результат или создающей условия для его достижения.
Педагогическая технология реализуется посредством педагогического диагностирования; постановки диагностируемых целей и задач, конструирования, проектирования педагогического взаимодействия субъектов между собой и со средствами обучения и воспитания; реализации спроектированного педагогического взаимодействия; управления, корригирования.
Все процессы, составляющие технологию, сами могут рассматриваться как технологии. Поэтому выделяют также технологии: целеполагания, педагогической диагностики, конструирования педагогического процесса, осуществления педагогического процесса, управления, педагогического анализа, педагогической рефлексии и др.
Существуют разные основания для классификации педагогических технологий. Многообразие педагогических технологий ставит педагога перед проблемой выбора педагогических технологий. Решая эту проблему, он должен опираться на разработанные в педагогике критерии технологичности педагогического процесса и критерии эффективности педагогических технологий.
Вопросы и задания для самоконтроля
1.Докажите, что технологизация педагогического процесса является объективной тенденцией развития современного образования.
2.Представьте понятие «педагогическая технология» в научном, процессуально-описательном и процессуально-действенном аспектах.
3. Раскройте исторический аспект использования понятия «технология» в педагогике.
4. Определите понятие «педагогическая технология». Каково его соотношение с понятиями «образовательная технология», «технология обучения», «технология воспитания», «технологический подход к обучению и воспитанию».
5. Назовите и прокомментируйте основные характерные черты (признаки) педагогических технологий.
6.Какова структура педагогической технологии? Представьте ее в виде таблицы или схемы.
7. Дайте краткую характеристику технологий конструирования и осуществления педагогического процесса.
8. Почему без диагностично поставленных целей и задач невозможно осуществить педагогический процесс как технологию? Назовите признаки диагностично поставленной педагогической цели или задачи.
9. В чем состоит взаимосвязь и различие педагогической технологии и методики учебно-воспитательной работы?
10. Какие подходы к классификации педагогических технологий существуют в педагогике? Назовите группы педагогических технологий, которые, по вашему мнению, особенно важно и необходимо знать педагогу-практику? Обоснуйте свой выбор.
11.Какие критерии технологичности педагогического процесса и эффективности педагогических технологий предложены в педагогике?
12. Опишите общий алгоритм освоения и включения педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс.
Рекомендуемая литература
1. Афонина, Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия / Г.М. Афонина; под ред. О.А. Абдуллиной. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – С. 221-240.
2. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии: пособие для учителей / Н.И. Запрудский. – Минск: «Сэр-Вит», 2004. - С. 5-20.
3. Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса: пособие для педагогов / С.С. Кашлев. – Минск: Университетское, 2001. – С. 5- 13.
4. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. – СПб.: КАРО, 2001. – С. 149-154.
5. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие / Л.И. Маленкова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – С. 347- 354.
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева [и др.]; под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2000. – С.3-16.
7. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов [и др.]; под ред. С.А. Смирнова. - М.: Издательский центр “Академия”, 2003. – Гл. 12.
8. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. - Ростов н/Д: Издательский центр “МарТ”, 2002. – С.5- 45.
9. Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика. Учеб. пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. - Мн.: ТетраСистемс, 2002. – С. 189-205.
10. Сластёнин, В.А. Педагогика / В.А.Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – С. 406-409; С. 422-423; С. 439.
11. Столяренко, Л.Д. Педагогика / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – С. 214-232.
В ваш педагогический словарь
Технология – совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства
Технологический подход к обучению и воспитанию -процесс конструирования педагогического процесса в самом общем виде, представление его в форме алгоритма, без учета специфики отдельных шагов.
Педагогическая технология - научное проектирование и точное воспроизведение определенной последовательности способов педагогического взаимодействия, гарантирующей достижение запланированного результата или создающей условия для его достижения.
Методика учебно-воспитательной работы- совокупность методов и средств осуществления педагогической деятельности в процессе обучения и воспитания.
Материал для «вставок на полях или по тексту»
«Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием, только при этом условии его работа будет высокорезультативной, а место учителя - самым лучшим местом под солнцем» (Я.А. Коменский).
«Надо желать, чтобы метод человеческого образования был механическим, т.е. он должен все предписывать столь определенно, чтобы все, чему учатся, чем занимаются, не могло не иметь успеха» (Я.А. Коменский).
«…как ни странно, пожалуй, единственный реальный объект, которым человек еще не научился толком управлять, это он сам, т.е. его духовная, психическая жизнь» (В.И. Слуцкий).
Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете (И.В. Гете).
«…наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди» (А.С. Макаренко).
«Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей» (А.С. Макаренко).
В педагогике, возведенной в степень искусства, нельзя мерить всех деятелей по одной мерке, нельзя закабалить их в одну форму, но, с другой стороны, нельзя и допустить, чтобы эти действия были совершенно произвольны, неправильны и диаметрально противоположны (Н.И. Пирогов).
«…Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую необходимо выполнить, обдумывая это выполнение заранее…» (К.Д. Ушинский).
«…любое планирование, а без него не обойтись в педагогической деятельности, противостоит экспромту, действиям по наитию, по интуиции, это значит является началом технологии» (В.П. Беспалько).
«Целительная сила любой технологии в ее одухотворенности» (А. Апраушев).
Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей (Д. Пойа).
Каждый из образованных людей вспоминает добрым словом школу, где он учился, не за ту массу сведений, какие она ему дала и какие давно большей частью испарились из памяти его, а за то, что она возбудила в нем интерес к знанию, приучила к умственному труду, к разумному критическому отношению ко всему окружающему, помогла выработке в нем нравственных устоев и разумных принципов (В.Д. Сиповский).
«Без научного предвидения воспитание превратилось бы в примитивный присмотр, воспитатель – в неграмотного няньку, педагогика – в знахарство. Нужно научно предвидеть – в этом суть культуры педагогического процесса, и чем больше тонкого вдумчивого предвидения, тем меньше неожиданных несчастий» (В.А. Сухомлинский).
«Если мы видим учебные технические средства, новые современные методики обучения, богатую обеспеченность урока учебным материалом, диалогическое обучение, исследовательские методики, индивидуализацию организованной работы, то имеем основание квалифицировать урок как культурный» (Н.Е. Щуркова).
«Активность подрастающего человека в ходе его воспитания избирательна, а потому этот процесс по результатам вероятностен. Не всесильно целенаправленное педагогическое воздействие, не учитывающее обратной связи, т.е. отношение ребенка к формированию (В.Д. Семенов).
«Учить и воспитать всех сразу нельзя. Ювелирная работа по созданию личности требует от взрослого индивидуального подхода… Серийное производство в воспитании себя не оправдало» (Е.Л. Кононенко).
Размышляем вместе
I. В учебных пособиях по педагогической технологии можно прочитать: «Педагогическая технология опосредуется свойствами личности, но не определяется ими».
Согласны ли вы сданным утверждением? Ответ аргументируйте.
II.Докажите условный характер классификаций педагогических технологий. Приведите примеры.
III. Классифицируйте изученные вами ранее педагогические технологии (см. лекции по предыдущим темам) по следующим основаниям:
- по уровню применения;
- по степени обобщенности;
- по характеру содержания и структуры;
- по уровню субъектности исполнителя;
- по типу организации и управления познавательной деятельностью;
- по направлению модернизации существующей традиционной системы.
IV*. Ряд педагогов (С.А. Смирнов и др.) считают, что применение в педагогике понятия «технология» ограничено. Термин «технология» применим к процессу обучения, но не примени к процессам воспитания и образования. Иначе говоря, неправомерно говорить «технология воспитания» и «образовательная технология».
Каковы аргументы сторонников данной точки зрения?Разделяете ли вы её? Ответ обоснуйте.
V. Приведите примеры педагогических целей и задач, отвечающих требованиям диагностичности.
VI. Представьте себе, что вы решили овладеть той или иной педагогической технологией. Опишите план (алгоритм) своих действий.
VII. Проанализируйте изученные вами авторские (альтернативные) педагогические системы (школы) с точки зрения применяемых в этих системах технологий педагогического процесса.
VIII. Продолжите разработку проекта авторской школы: охарактеризуйте педагогические технологии, которые будут реализовываться педагогами вашей авторской школы.
IX.Какие общепедагогические, частнометодические или локальные педагогические технологии применяли в процессе обучения и воспитания педагоги школы, в которой вы учились? Каково ваше отношение к этим педагогическим технологиям?
Это интересно
1. К середине ХХ века в передовых странах мира созрели условия для новой технологии образования – системы дистанционного обучения. Аудиовизуальные средства, телевидение, видеотехника, компьютеры, Интернет, новые технологии записи и хранения информации в виде баз данных – все это позволило обогатить довольно однообразную палитру обучающих средств. Эти новые средства педагогической коммуникации используются в США, Японии, странах Западной Европы не только в школах, но и в вузах для обучения взрослых.
Во многих высокоразвитых странах обучение взрослых приобрело колоссальные масштабы. В США и Англии оно обычно реализуется в системе «открытых университетов». Возникнув в Англии в 1969 г., эта система быстро распространилась в других странах. К середине 90-х годов ХХ века в Англии функционировало около 40 учебных заведений подобного типа. В них ежегодно подают заявления около 65 тысяч человек. Новейшая педагогическая технология дала возможность учиться дома в удобное для учащихся время. Это особенно важно для лиц с ограниченными возможностями.
Обучение в «открытых университетах» в 8-10 раз дешевле, чем в обычных вузах, так как сокращаются расходы на эксплуатацию зданий, оборудования, лабораторий. Сокращается штат преподавателей, администрации и обслуживающего персонала. Консультации обучающихся проводятся через сеть филиалов, через телестудии и компьютерные сети. Например, в Англии программа подготовки студентов включает свыше 130 курсов, многие из которых носят междисциплинарный характер. Профессора выдают ежегодно около 700 тысяч заданий и проверяют их. В ряде случаев используют центральную ЭВМ.
В США аналогичная система образования получила название «электронный университет». Уже много лет используется сеть образования «Эднет», соединяющая телевизор с компьютером. Индивидуальные ЭВМ имеют возможность подключения к сети колледжей, технологических институтов и университетов. Ведущие вузы США, Канады, Японии, Германии, Франции имеют собственные телекомпьютерные системы или сети. В системе дистанционного обучения студентам предоставляются все необходимые учебники, пособия, в том числе видеоматериалы.
Новая система обучения оказалось перспективной. Уровень подготовки специалистов достаточно высок и дает право получения квалификаций бакалавра, магистра, доктора по многим наукам. (По: Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. - Ростов н/Д: Издательский центр “МарТ”, 2002. – С. 258-259).
- Раздел II. Целостный педагогический процесс
- 2.2. Цели, задачи, закономерности и принципы педагогического процесса
- 2.3. Сущность педагогического процесса
- 2.4. Содержание педагогического процесса
- Методы и средства педагогического процесса
- 2.6. Формы педагогического процесса
- 2.7. Педагогический процесс как технология
- Тема 2.1. Педагогический процесс как целостное явление и система
- Педагогическая система как форма существования целостного педагогического процесса
- Структура, функции, основные характеристики педагогического процесса
- Педагогического процесса
- Средства Взаимодействие педагогов (материальная база) и воспитанников:
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса
- 4. Педагогические системы авторских школ.
- 5. Альтернативные педагогические системы в зарубежной педагогике.
- Тема 2.2.. Цели, задачи, закономерности и принципы педагогического процесса
- Цель и задачи педагогического процесса, их разноуровневый характер
- 2. Базовая культура личности как актуальная цель педагогического процесса в современной школе
- 3. Технология целеполагания в педагогической деятельности учителя
- 4. Понятие о закономерностях, принципах и правилах педагогического процесса
- 5. Характеристика основных закономерностей педагогического процесса
- 6. Принципы педагогического процесса и правила их реализации
- Тема 2.3. Сущность педагогического процесса
- 1. Общение как сущность педагогического взаимодействия
- 2. Педагогическое общение, его функции и содержание
- 3. Воспитание и обучение как педагогическое общение
- 4. Культура педагогического общения
- 5. Стили педагогического общения и педагогического руководства
- 6. Технология педагогического общения
- Лекционные занятия № 16-17
- Тема 2.4. Содержание педагогического процесса
- 1. Содержание педагогического процесса, его исторический характер
- 2. Структура содержания педагогического процесса
- 3. Общее, политехническое, профессиональное образование
- 4. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 5. Учебный предмет как уровень представления содержания образования
- 6. Основные тенденции развития содержания современного образования
- 7. Нормативные документы, определяющие содержание педагогического процесса
- 8. Содержание воспитания как составная часть содержания образования
- Тема 2.5. Методы и средства педагогического процесса
- Понятие о методах и приемах педагогического процесса
- 2. Классификация методов обучения и воспитания
- 3. Критерии выбора методов педагогического процесса
- 4. Методы организации учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся
- 4.1. Словесные методы обучения и воспитания
- 4.2. Наглядные и практические методы обучения и воспитания
- 4.3. Методы формирования социального опыта
- 5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения
- 6.Методы контроля, самоконтроля и самооценки в педагогическом процессе
- 7. Характеристика активных методов педагогического процесса
- 8. Средства педагогического процесса
- Тема 2.6. Формы педагогического процесса
- 1. Понятие об общих и конкретных формах педагогического процесса
- 2. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования
- 3. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса
- 4. Другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 5. Домашняя учебная работа школьников и ее организация
- 6. Требования к современному уроку и пути повышения его эффективности.
- 7. Технологический подход к проектированию и проведению урока
- 8. Самостоятельная работа учащихся на уроке
- 9. Анализ и самооценка урока учителем
- 10. Формы воспитания, их классификация и характеристика
- Тема 2.7. Педагогический процесс как технология
- Технологизация педагогического процесса как объективная тенденция развития современного образования
- 2. Современные представления о технологиях педагогического процесса
- 3. Соотношение понятий «педагогическая технология» и «методика обучения и воспитания»
- 4. Классификация педагогических технологий
- 5. Критерии технологичности педагогического процесса и эффективности педагогических технологий