logo
РАЗДЕЛ 2Сивашинская

2.2. Цели, задачи, закономерности и принципы педагогического процесса

Понятие цели педагогического процесса. Социальная обусловленность и разноуровневый характер целей педагогического процесса. Диалектика идеи гармонического и всестороннего развития личности в истории педагогики. Цели образования в основных нормативных документах: Законе Республики Беларусь “Об образовании в Республике Беларусь” (в последней редакции), Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь и др. Базовая культура личности как актуальная цель педагогического процесса в современной общеобразовательной школе.

Соотношение понятий «цель» и «задача» педагогического процесса. Требования к постановке целей и задач педагогического процесса. Целеполагание как деятельность педагога. Технология целеполагания в процессе обучения и воспитания.

Понятие о закономерностях педагогического процесса. Их социально-антропологический характер. Характеристика основных групп закономерностей педагогического процесса.

Принципы педагогического процесса, их исторический характер. Метапринципы педагогического процесса: целостный подход; природосообразность, культуросообразность, личностный подход, деятельностный подход, полисубъектный подход.

Характеристика системы традиционных (общепризнанных) принципов педагогического процесса (научность; наглядность; преемственность, систематичность и последовательность в обучении и воспитании; доступность обучения в сочетании с высоким уровнем трудности; продуктивность педагогического процесса и прочность его результатов; связь педагогического процесса с жизнью и практической деятельностью; обучение и воспитание в коллективе; сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; опора на положительное в человеке; уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью и др.). Правила педагогического процесса.

Взаимосвязь закономерностей, принципов и правил педагогического процесса.