2.2. Цели, задачи, закономерности и принципы педагогического процесса
Понятие цели педагогического процесса. Социальная обусловленность и разноуровневый характер целей педагогического процесса. Диалектика идеи гармонического и всестороннего развития личности в истории педагогики. Цели образования в основных нормативных документах: Законе Республики Беларусь “Об образовании в Республике Беларусь” (в последней редакции), Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь и др. Базовая культура личности как актуальная цель педагогического процесса в современной общеобразовательной школе.
Соотношение понятий «цель» и «задача» педагогического процесса. Требования к постановке целей и задач педагогического процесса. Целеполагание как деятельность педагога. Технология целеполагания в процессе обучения и воспитания.
Понятие о закономерностях педагогического процесса. Их социально-антропологический характер. Характеристика основных групп закономерностей педагогического процесса.
Принципы педагогического процесса, их исторический характер. Метапринципы педагогического процесса: целостный подход; природосообразность, культуросообразность, личностный подход, деятельностный подход, полисубъектный подход.
Характеристика системы традиционных (общепризнанных) принципов педагогического процесса (научность; наглядность; преемственность, систематичность и последовательность в обучении и воспитании; доступность обучения в сочетании с высоким уровнем трудности; продуктивность педагогического процесса и прочность его результатов; связь педагогического процесса с жизнью и практической деятельностью; обучение и воспитание в коллективе; сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; опора на положительное в человеке; уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью и др.). Правила педагогического процесса.
Взаимосвязь закономерностей, принципов и правил педагогического процесса.
- Раздел II. Целостный педагогический процесс
- 2.2. Цели, задачи, закономерности и принципы педагогического процесса
- 2.3. Сущность педагогического процесса
- 2.4. Содержание педагогического процесса
- Методы и средства педагогического процесса
- 2.6. Формы педагогического процесса
- 2.7. Педагогический процесс как технология
- Тема 2.1. Педагогический процесс как целостное явление и система
- Педагогическая система как форма существования целостного педагогического процесса
- Структура, функции, основные характеристики педагогического процесса
- Педагогического процесса
- Средства Взаимодействие педагогов (материальная база) и воспитанников:
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса
- 4. Педагогические системы авторских школ.
- 5. Альтернативные педагогические системы в зарубежной педагогике.
- Тема 2.2.. Цели, задачи, закономерности и принципы педагогического процесса
- Цель и задачи педагогического процесса, их разноуровневый характер
- 2. Базовая культура личности как актуальная цель педагогического процесса в современной школе
- 3. Технология целеполагания в педагогической деятельности учителя
- 4. Понятие о закономерностях, принципах и правилах педагогического процесса
- 5. Характеристика основных закономерностей педагогического процесса
- 6. Принципы педагогического процесса и правила их реализации
- Тема 2.3. Сущность педагогического процесса
- 1. Общение как сущность педагогического взаимодействия
- 2. Педагогическое общение, его функции и содержание
- 3. Воспитание и обучение как педагогическое общение
- 4. Культура педагогического общения
- 5. Стили педагогического общения и педагогического руководства
- 6. Технология педагогического общения
- Лекционные занятия № 16-17
- Тема 2.4. Содержание педагогического процесса
- 1. Содержание педагогического процесса, его исторический характер
- 2. Структура содержания педагогического процесса
- 3. Общее, политехническое, профессиональное образование
- 4. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 5. Учебный предмет как уровень представления содержания образования
- 6. Основные тенденции развития содержания современного образования
- 7. Нормативные документы, определяющие содержание педагогического процесса
- 8. Содержание воспитания как составная часть содержания образования
- Тема 2.5. Методы и средства педагогического процесса
- Понятие о методах и приемах педагогического процесса
- 2. Классификация методов обучения и воспитания
- 3. Критерии выбора методов педагогического процесса
- 4. Методы организации учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся
- 4.1. Словесные методы обучения и воспитания
- 4.2. Наглядные и практические методы обучения и воспитания
- 4.3. Методы формирования социального опыта
- 5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения
- 6.Методы контроля, самоконтроля и самооценки в педагогическом процессе
- 7. Характеристика активных методов педагогического процесса
- 8. Средства педагогического процесса
- Тема 2.6. Формы педагогического процесса
- 1. Понятие об общих и конкретных формах педагогического процесса
- 2. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования
- 3. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса
- 4. Другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 5. Домашняя учебная работа школьников и ее организация
- 6. Требования к современному уроку и пути повышения его эффективности.
- 7. Технологический подход к проектированию и проведению урока
- 8. Самостоятельная работа учащихся на уроке
- 9. Анализ и самооценка урока учителем
- 10. Формы воспитания, их классификация и характеристика
- Тема 2.7. Педагогический процесс как технология
- Технологизация педагогического процесса как объективная тенденция развития современного образования
- 2. Современные представления о технологиях педагогического процесса
- 3. Соотношение понятий «педагогическая технология» и «методика обучения и воспитания»
- 4. Классификация педагогических технологий
- 5. Критерии технологичности педагогического процесса и эффективности педагогических технологий