5. Домашняя учебная работа школьников и ее организация
Домашняя учебная работа– самостоятельное выполнение учащимися определенных заданий учебного характера в послеурочное время без непосредственного руководства учителя. Домашняя работа является продолжением и дополнением работы учащихся на уроке. Она способствует осмыслению, углублению знаний учащихся по теме урока; приучает их к самостоятельному мышлению и формирует умение применять полученные знания. Кроме того, правильно организованная домашняя работа приучает учащихся ответственно относиться к своим обязанностям, формируя у них волевые качества, положительное отношение к учебному труду.
Работа ученика дома – это, образно говоря, отражение работы учителя на уроке. Содержание домашнего задания – связующее звено между проведенным и последующим уроком (см. таблицу 10).
Таблица 10. Взаимосвязь домашней работы с уроками
Проведенный урок | Домашнее задание | Последующий урок |
Усвоение правила, приобретение умения самостоятельного применения правила на практике | Применение правила при выполнении задания, совершенствование умения самостоятельной работы, развитие личностных качеств (воли, ответственности и пр.) | Готовность к продолжению дальнейшей работы по теме, расширению и углублению данной области знаний |
В ходе выполнения домашнего задания могут решаться разные задачи: закрепление и углубление теоретических знаний; формирование умений и навыков, привычек поведения; применение знаний в стандартной ситуации; обобщение и систематизация знаний; подготовка к усвоению нового учебного материала; творческое применение изученного материала в нестандартной ситуации; усвоение нового материала (опережающее домашнее задание) и др. Кроме того, такие виды учебной работы, как наблюдения длительного характера, подготовка сообщений и докладов, работа над рефератом или сочинением, исследовательская деятельность и пр. возможны только в качестве домашней работы.
Оформление домашней работы должно быть аккуратным, эстетичным и экономным. Необходимо разобрать с учениками несколько образцов подобного оформления, а также различные способы оформления домашнего задания: подчеркивание, использование различных знаков для выделения важной информации, применение схем и т.п.
При проведении инструктажа по выполнению домашнего задания используются разные способы: указание на аналогии, объяснение на примере, анализ «подводных камней», с которыми могут столкнуться учащиеся, разбор сложных ситуаций (предупреждение о возможных трудностях и их устранении). Можно предложить учащимся различные памятки, инструкции: «Учись контролировать себя», «Как выполнять домашнее задание» и др. Многие учащиеся не знают рациональных методов запоминания материала, не владеют мыслительными операциями, не имеют навыков самоконтроля. Поэтому учитель должен обучать учащихся выполнять домашние задания по своему предмету и осуществлять действенный контроль.
Не менее важно индивидуализировать домашние задания по характеру, объему, уровню сложности и срокам исполнения. Для этого можно давать задания-минимум для всех и задания-максимум для учеников с повышенным интересом к предмету (задания на расширение и углубление знаний), кроме того, могут быть задания по желанию (по выбору).
Как правильно задавать домашнее задание? Важно, как показывает практика, придерживаться следующих правил.
1. Отводить специальное время на уроке, сообщая домашнее задание тогда, когда оно вписывается в логику урока.
2. Добиваться полного внимания всего класса, так как этот этап урока не менее важен, чем все остальные.
3.Содержание домашнего задания должно быть понятно всем учащимся.
4.Важно, чтобы учащиеся не только знали, что делать, но и как делать.
5.Задавать на дом только в том случае, если уверены в возможности проверки выполнения и оценивания на следующем уроке.
Согласно последнему правилу следует убедиться в выполнении учениками домашнего задания, оценить качество их самостоятельной работы, а также спросить, сколько времени потрачено на выполнение данного домашнего задания. Каждый случай невыполнения домашнего задания учеником, оставленный без внимания учителем, способствует воспитанию безответственности.Кроме того, если учитель не устанавливает причины невыполнения учащимися домашних заданий, то он и не устраняет их.
Причины же могут быть объективными и субъективными. К первым относятся причины, связанные с недостаточным уровнем сформированности умений самостоятельной работы; недочетами в деятельности учителя (непродуктивность урока, сложность домашнего задания, непосильность его выполнения для большинства учащихся, и пр.); неблагоприятными домашними условиями и др.Субъективнымиможно считать причины, связанные с отрицательным отношением ученика к учебной деятельности (отсутствие интереса к ней), его общей неорганизованностью, отсутствием волевых качеств. Возможно, что ученик учится одновременно в других школах (музыкальной, художественной и т.д.) или занимается другой, увлекательной для него, деятельностью (спортивной, конструкторской и др.), поэтому у него не остается времени на выполнение всего объема домашнего задания по всем предметам.
Учителем применяются разные формы контроля выполнения домашнего задания. Это, например: а) проверка наличия выполненных письменных домашних заданий у всех учащихся, а их содержания – у отдельных учащихся во время самостоятельной работы остальных учеников; б) проверка (учителем, учеником-консультантом) устных домашних заданий у отдельных учащихся в период занятости других; в) внеурочная проверка выполненных домашних заданий в тетрадях учеников; г) взаимоконтроль учащихся; д) самоконтроль (сравнение выполненного задания с образцом).
Итак, при правильной организации домашнее задание решает многие образовательные задачи. Вместе с тем, учитель должен помнить, что не следует: стремиться занять все послеурочное время выполнением домашней работы; считать свой предмет главным и единственным (у других учителей может быть такое же мнение). Подумайте, сколько времени понадобится учащимся, чтобы выполнить такие домашние задания: «Нарисовать троянского коня» или «белоруску (белоруса) в национальном костюме» (история); «Подготовиться к диктанту по условным обозначениям (география); написать биографический очерк (литература, 5 кл.); выучить стихотворение или подготовить пересказ художественного произведения, содержание которых не разбиралось на уроке. Подобные домашние задания учащиеся могут выполнять только по желанию.
- Раздел II. Целостный педагогический процесс
- 2.2. Цели, задачи, закономерности и принципы педагогического процесса
- 2.3. Сущность педагогического процесса
- 2.4. Содержание педагогического процесса
- Методы и средства педагогического процесса
- 2.6. Формы педагогического процесса
- 2.7. Педагогический процесс как технология
- Тема 2.1. Педагогический процесс как целостное явление и система
- Педагогическая система как форма существования целостного педагогического процесса
- Структура, функции, основные характеристики педагогического процесса
- Педагогического процесса
- Средства Взаимодействие педагогов (материальная база) и воспитанников:
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса
- 4. Педагогические системы авторских школ.
- 5. Альтернативные педагогические системы в зарубежной педагогике.
- Тема 2.2.. Цели, задачи, закономерности и принципы педагогического процесса
- Цель и задачи педагогического процесса, их разноуровневый характер
- 2. Базовая культура личности как актуальная цель педагогического процесса в современной школе
- 3. Технология целеполагания в педагогической деятельности учителя
- 4. Понятие о закономерностях, принципах и правилах педагогического процесса
- 5. Характеристика основных закономерностей педагогического процесса
- 6. Принципы педагогического процесса и правила их реализации
- Тема 2.3. Сущность педагогического процесса
- 1. Общение как сущность педагогического взаимодействия
- 2. Педагогическое общение, его функции и содержание
- 3. Воспитание и обучение как педагогическое общение
- 4. Культура педагогического общения
- 5. Стили педагогического общения и педагогического руководства
- 6. Технология педагогического общения
- Лекционные занятия № 16-17
- Тема 2.4. Содержание педагогического процесса
- 1. Содержание педагогического процесса, его исторический характер
- 2. Структура содержания педагогического процесса
- 3. Общее, политехническое, профессиональное образование
- 4. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 5. Учебный предмет как уровень представления содержания образования
- 6. Основные тенденции развития содержания современного образования
- 7. Нормативные документы, определяющие содержание педагогического процесса
- 8. Содержание воспитания как составная часть содержания образования
- Тема 2.5. Методы и средства педагогического процесса
- Понятие о методах и приемах педагогического процесса
- 2. Классификация методов обучения и воспитания
- 3. Критерии выбора методов педагогического процесса
- 4. Методы организации учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся
- 4.1. Словесные методы обучения и воспитания
- 4.2. Наглядные и практические методы обучения и воспитания
- 4.3. Методы формирования социального опыта
- 5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения
- 6.Методы контроля, самоконтроля и самооценки в педагогическом процессе
- 7. Характеристика активных методов педагогического процесса
- 8. Средства педагогического процесса
- Тема 2.6. Формы педагогического процесса
- 1. Понятие об общих и конкретных формах педагогического процесса
- 2. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования
- 3. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса
- 4. Другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 5. Домашняя учебная работа школьников и ее организация
- 6. Требования к современному уроку и пути повышения его эффективности.
- 7. Технологический подход к проектированию и проведению урока
- 8. Самостоятельная работа учащихся на уроке
- 9. Анализ и самооценка урока учителем
- 10. Формы воспитания, их классификация и характеристика
- Тема 2.7. Педагогический процесс как технология
- Технологизация педагогического процесса как объективная тенденция развития современного образования
- 2. Современные представления о технологиях педагогического процесса
- 3. Соотношение понятий «педагогическая технология» и «методика обучения и воспитания»
- 4. Классификация педагогических технологий
- 5. Критерии технологичности педагогического процесса и эффективности педагогических технологий