logo
РАЗДЕЛ 2Сивашинская

1. Содержание педагогического процесса, его исторический характер

Проблема содержания образования связана с решением вопросов о том, «чему учить детей и молодежь в образовательных учреждениях?», «что может быть предметом самообразования человека?», «какие отношения и соответствующие им качества личности необходимо воспитывать у ребенка?». Содержание образования один из основных компонентов педагогического процесса, а также основное средство формирования личности. Содержание образования интегрирует в себе содержание обучения и содержание воспитания.

Содержание как философская категория – упорядоченная совокупность элементов и процессов, образующих предмет или явление. Общепризнанным в педагогике считается следующее определение содержания образования. Содержание образования- это педагогическая адаптация системы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционального отношения к миру, усвоение которых обеспечивает развитие личности (И.Я. Лернер). Рассмотрим, как в истории педагогики решался вопрос о том, какой материал включать в содержание образования. Как отбирать этот материал? Какими принципами необходимо руководствоваться при этом?

Часто в решении этих вопросов ученые-педагоги шли от здравого смысла: что потребуется человеку в жизни, что пригодится, а что и просто необходимо. С этих позиций в истории педагогики выдвигались теории формального и материального образования.

Сторонники «формального образования» (Дж. Локк, И.Г Песталоцци, И. Кант, И.Ф. Гербарт и др.) считали, что у учащихся необходимо развивать мышление (гибкость и силу ума), память, другие познавательные процессы, способности к анализу, синтезу, логическому мышлению, так как источником знаний является разум. «Формальное образование – это такое развитие способностей человека, которое делает их пригодным для всякого рода работы» (П.Ф. Каптерев). Поэтому наиболее ценными являются такие учебные предметы, которые не столько обогащают ум сведениями, сколько дают разнообразный материал для всестороннего упражнения ума (математика, древние языки). По мнению, сторонников формального образования, знание само по себе, вне отношения к развитию ума, имеет очень малое значение.

Сторонники «материального образования» (Г.Спенсер и др.) исходили из того, что критерием отбора учебного материала должна быть степень его пригодности, полезности для жизни учащихся, для их непосредственной практической деятельности. В частности, они считали, что обучать необходимо преимущественно естественнонаучным дисциплинам. Таким образом, сторонники этой точки зрения считали главным сообщение ученикам разнородных и систематических знаний и формирование умений.

К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев доказали односторонность каждой из этих теорий содержания образования. По их мнению, и материальное, и формальное образование неразрывно связаны друг с другом. Формальное развитие можно приобрести лишь путем изучения наук, языков, искусств, ремесел. С другой стороны, каждая наука, каждый язык, искусство или ремесло своими особенными приемами и свойствами своего материала, своей методологией воздействуют на развитие ума, интеллектуальных способностей и умений.

Известный представитель философии прагматизма, американский педагог Дж. Дьюи (1859-1952) в основу школьного образования положил организацию практической деятельности детей. Он утверждал, что «материал обучения нужно брать из опыта ребенка». В ходе практической деятельности учащиеся овладевали знаниями по разным предметам.

Содержание образования исследовали многие ученые (М.Н. Скаткин, В.С. Леднев, Ю.К Бабанский, И.Я. Лернер, В.В. Краевский и др.). При этом они исходили из того, что основная функция образования – это передача всевозможных элементов культуры, социального опыта, накопленного человечеством. Анализируя явление культуры с педагогической точки зрения, исследователи (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) показали, что культура – это прежде всего опыт материальной и духовной деятельности, выработанный предыдущими поколениями, который может быть усвоен личностью.

Общими элементами для разнообразных видов деятельностиявляются: знания, опыт осуществления известных способов деятельности, который воплощается в умениях и навыках личности; опыт творческой, поисковой деятельности по решению возникающих перед обществом проблем; опыт отношений к миру и самим себе, определяющий воспитанность личности.

Каждый элемент социального опыта выполняет свою специфическую функцию в развитии личности. Все элементы взаимосвязаны друг с другом, усвоение каждого из них влияет на уровень и качество усвоения других элементов.