logo
GOS_pedagogika_i_psikhologia

2. Методы психологии, специфика их применения в работе с младшими школьниками.

Наука не может развиваться, если не будет постоянно пополняться все новыми фактами. Правильное и успешное ее развитие возможно только в том случае, когда она использует для накопления факторов наглядно-обоснованные методы. Все методы имеют своей целью раскрытие закономерностей психики и поведения человека, каждый метод осуществляет это соответственно с присущими ему особенностями.

Метод (от греч. — «способ») — систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.

Одной из наиболее признанных и известных классификаций методов психолого-педагогического исследования является классификация, предложенная Борисом Герасимовичем Ананьевым.

Все методы он разделил на четыре группы:

1. Организационные методы:

2. Эмпирические методы. Слово эмпирический означает основанный на опыте. Таким образом, в названии этой группы методов подчёркивается практическая направленность методов.

Наблюдение – это подчиненное исследовательской программе целенаправленное и систематическое восприятие поведения объекта(ов) в целью его последующего анализа и объяснения.

Виды наблюдений: 1. непосредственное и опосредованное, 2. внешнее и внутреннее, 3. включенное (которое может быть открытым и закрытым) и невключенное, 4. прямое и косвенное, 5. сплошное и выборочное (по определенным параметрам), 6. полевое (в повседневной жизни) и лабораторное.

При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать следующие требования:

1. Наблюдение должно иметь конкретную цель, должно проходить по заранее выработанному плану.

2. Количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены.

3. Психолого-педагогические явления следует наблюдать в естественных условиях (ребенок не должен знать о том, что за ним наблюдает взрослый, иначе его поведение изменится).

4. Сведения, получаемые путем различных наблюдений, должны быть сравниваемыми: с применением одинаковых критериев; с сопоставлением данных, полученных через равные промежутки времени; в одних и тех же оценках и т.д.

5. Объективность наблюдения (описывается сам факт - действие, фраза или эмоциональная реакция ребенка, а не его субъективное истолкование психологом);

6. Систематичность наблюдений (в эпизодических наблюдениях можно выявить не характерные для ребенка моменты, а случайные, зависящие от его сиюминутного состояния, от ситуации);

7. Наблюдатель должен заранее знать, какие ошибки могут иметь место при наблюдении, и предупреждать их.

Метод самонаблюдения представляет собой наблюдение человека (исследователя) за внутренним планом собственной психологической жизни с последующей фиксацией и анализом результатов.

Лабораторный эксперимент проходит в специально созданных условиях.

При естественном эксперименте среда остается обычной для исследуемого, осуществляемый в рамках игровой, трудовой и учебной деятельности ребенка.

При формирующем эксперименте ставиться цель не только установить закономерности изучаемого психического феномена, но и использовать эти закономерности для достижения необходимых исследователю результатов. Чаще всего формирующий эксперимент применяется в педагогике.

При организации экспериментального исследования следует выполнить следующие требования: а) заманчивость деятельности, выполняемой ребенком; б) кратковременность экспериментальной процедуры; в) постоянство стимульного материала по содержанию на протяжении нескольких возрастных периодов; г) легкость овладения формальной стороной выполняемой и регистрируемой в эксперименте деятельности; д) возможность завершения каждого экспериментального задания удачей для испытуемого или хотя бы видимостью удачи. И чем младше ребенок, тем эти требования жестче.

Тестирование – метод изучения психологических свойств и состояний личности с помощью тестов.

Тесты – это стандартизированные задания, требующие решения, ответа или описания.

Тестирование используется при:

Основные виды тестов:

Метод опроса применяется для получения от испытуемых необходимой информации на заранее подготовленные вопросы.

В зависимости от формы контакта исследователя и испытуемых опросы проводят в виде беседы (интервью) или анкетирования.

Анкетирование – метод сбора исследуемых данных на основе опроса с помощью анкет.

Анкета – объединенная единым замыслом (целью) система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик предмета анализа.

Вопросы анкеты должны:

1. Отвечать исследовательской задаче.

2. Иметь ясную, конкретную и тактичную форм4улировку.

3. Одинаково пониматься всеми отвечающими.

Беседа – метод сбора фактов о психологических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе.

Беседа может быть:

а) стандартизированная (точно сформулированные вопросы задаются всеми опрашиваемым);

б) нестандартизированная (вопросы задаются в свободной форме).

Успешность беседы зависит от:

а) степени ее подготовленности (наличие цели, плана беседы, учета возрастных и индивидуальных особенностей и условий ее проведения).

б) искренности даваемых ответов (наличие доверительности, такта исследователя, правильности постановки вопросов).

Беседа может быть индивидуальной и групповой, а анкетирование – очным и заочным.

Анализ результатов деятельности как метод психологического исследования представляет собой целенаправленное исследование продуктов деятельности человека, позволяющее определить индивидуальные психологические особенности субъектов взаимосвязи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности.

Объектами анализа могут быть сочинения на заданную тему, рисунки, результаты конструирования, поведение в заданной ситуации, практическая, теоретическая и литературная деятельность.

Анализируются временные, количественные и качественные показатели деятельности. К качественным показателям относят эффективность деятельности, надежность, безошибочность, разносторонность, своевременность, гибкость.

Биографический метод предполагает изучение психологических особенностей человека в процессе анализа истории его жизни.

3. Методы обработки данных.

4. Интерпретационные методы.

Необходимо чётко осознавать, что сами фактические данные ещё мало что значат. Исследователь получает результаты в процессе интерпретации фактических данных, поэтому именно от той или иной интерпретации очень многое зависит.

1. филогенез психики (от простейших животных до человека);

2.историческое развитие психики (от первобытнообщинного строя до современности);

3. онтогенез психики (от рождения до смерти человека);

4. психопатологическое развитие (от нормальной до нарушенной психики).

Помимо этого генетический метод применяется при: генеалогическом исследовании (изучение родственников); 2) исследование приемных детей и родителей; 3) исследование близнецов.

Прежде, чем применять ту или иную психодиагностическую методику к детям младшего школьного возраста, необходимо удостовериться в том, что она им интеллектуально доступна и не слишком проста для того, чтобы оценить реальный уровень психологического развития, достигнутый ребенком.

Если ребенку предложить достаточно трудный, в принципе доступный, но малоинтересный для него серьезный психологический тест, требующий развитой воли, произвольного внимания, памяти и такого же воображения, то может статься, что он не справится с заданием. Если, те же самые тестовые задания предложить ребенку в игровой, внешне и внутренне привлекательной форме, то, по всей вероятности, результаты тестирования окажутся иными, более высокими.

Для детей третьего и четвертого классов вполне подходят тесты, предназначенные для взрослых людей, при условии, что сами тестовые задания будут им доступны. Говоря о доступности, мы в данном случае имеем в виду соответствие этих заданий способностям, имеющимся у детей. Следовательно, необходима серьезная адаптация интеллектуальных тестов для взрослых применительно к детям, их упрощение и структурно-содержательное изменение.

Значительные трудности могут возникать тогда, когда в работе с детьми применяется метод опроса в его различных формах: устной и письменной. Эти трудности могут быть вызваны тем, что ребенок не всегда правильно понимает адресованные ему вопросы, вкладывает в них несколько иной смысл, чем взрослый человек. По этой причине рекомендуется, прежде всего убедиться в правильности понимания ребенком адресованных ему вопросов и только после этого интерпретировать и обсуждать даваемые им ответы.

Этика психологических исследований. От него может зависеть судьба ребенка, недостаточно При работе с детьми имеющих некоторые отставания в развитии следует прежде всего разобраться в причинах отставания. Если, используя интеллектуальные тесты и не разобравшись в причинах отставания, психолог рекомендует перевести такого ребенка из массовой школы во вспомогательную (для умственно отсталых детей), он тем самым лишает его полноценного будущего. Ребенок может быть интеллектуально сохранным, но педагогически запущенным — с ним мало общались дома, недостаточно занимались, и он не в состоянии самостоятельно решить тестовые задачи.

Могут остро стоять этические проблемы и при использовании других методов исследования. Далеко не все данные о развитии ребенка можно сообщать его родителям, воспитателям и учителям, другим детям. Нельзя разглашать, например, данные социометрии — это приведет к серии конфликтов в группе, испорченным отношениям у части детей, ухудшению положения «отверженных». Детский психолог несет моральную ответственность за тех детей, с которыми он работает. Он так же, как и медик, должен прежде всего руководствоваться принципом «не навреди».