logo
GOS_pedagogika_i_psikhologia

1. Характеристика методов стимулирования поведения и деятельности личности.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ - это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания

Прием воспитания – составная часть метода, подчиненная ему, входящая в его структуру и употребляемая в конкретной ситуации.

Приемы носят частичный, подчиненный характер.

Средства: виды деятельности, совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры (к средствам относятся независимые источники формирования личности)

Классификация методов воспитания

1. Методы формирования сознания личности:

- рассказ

- беседа

- диспут

- метод примера

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности:

- упражнение

- приучение

- поручение

- методы создания воспитывающих ситуаций

- пед. требование

- инструктаж

3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности:

- соревнование

- познавательная игра

- поощрение

- наказание

4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании:

- наблюдение

- опросные методы

- тестирование

- анализ результатов деятельности

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности- методы воздействия на мотивационную сферу личности, направленные на побуждение воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения.

Задачи:

  1. закрепление положительных форм поведения;

  2. предупреждение и пресечение негативных проявлений и поступков;

  3. формирование положительной мотивации поведения.

Условия эффективности:

  1. учет индивидуальных и половых особенностей воспитанников;

  2. предупреждение и пресечение негативных проявлений и поступков;

  3. педагогический такт;

  4. формирование положительной мотивации поведения

Соревнование. Детям, подросткам и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению. Вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в учебе, труде и общественной деятельности поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторских починов, ответственности и коллективизма. В условия соревнования младших школьников вносятся такие обязательства: всегда выполнять домашние задания, работать прилежно, не иметь замечаний на уроке, иметь опрятные тетради, строго выполнять школьный и домашний режим дня, читать дополнительную литературу. Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный срок и эпизодическим. В процессе его организации и проведения необходимо соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность

Действенность соревнования существенно повышается при разумном насыщении как учебной, так и внеучебной деятельности вытекающими из самой логики образовательного процесса ситуациями переживания успеха, связанными с положительными эмоциональными переживаниями. В этом особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определенные затруднения в учении. Необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений, и лишь потом переходить к более сложным упражнениям. С этой целью используются сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению другого, более сложного. Большую роль в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех или иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.

К этим методам относятся сюжетно-ролевые игры, которые широко применяются в начальных классах. Они примыкают к ситуациям переживания успеха, поскольку тоже направлены на создание ситуаций, но игровых, вызывающих яркие эмоциональные переживания.

Поощрение – это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств поступков, поведения воспитанника или группы. В нем содержится общественное признание того образа действия, который избран и проводится учеником в жизнь. Переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъем бодрости и энергии, уверенность в собственных силах и дальнейшем движении вперед. Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно заключает в себе оценку не только результата, но и мотива и способов деятельности. Надо приучать детей ценить сам факт одобрения, а не его престижный вес: плохо, если ученик ждет награды за малейший успех. Поощрение особенно необходимо детям несмелым, неуверенным. Виды поощрений: одобрение, похвала, предоставление почетных прав, материальное вознаграждение, награждение.

Наказание- это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. Это такое воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. Это состояние порождает у школьника потребность изменить свое поведение. Но наказание ни в коем случае не должно причинять ребенку страдания - ни физические, ни моральные. В наказании нет подавленности, а есть переживание отчужденности от коллектива, хотя бы временного и небольшого. Средства: замечания учителя, предложение встать у парты, вызов для внушения на педагогический совет, выговор в приказе по школе, перевод в параллельный класс или в другую школу, исключение из школы и направление в школу для трудновоспитуемых, изменение отношения к воспитаннику со стороны учителя или классного коллектива. Виды наказаний: замечание, порицание, лишение удовольствия, лишение или ограничение прав, отсроченное наказание, выговор, неодобрение. Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин и условий, породивших тот или иной проступок. Гораздо сильнее действуют взыскания неожиданные, непривычные. Случаи, исключающие наказание: неумение, положительный мотив, аффект, раскаяние, страх, оплошность.