logo
GOS_pedagogika_i_psikhologia

2. Особенности эмоциональной сферы младшего школьника.

Эмоции и чувства – это определенный способ отношения человека к окружающему миру, другим людям и самому себе, проявляющийся в форме непосредственного переживания.

В более узком смысле эмоции – это непосредственная форма выражения чувств.

В результате обобщения и конкретизации эмоций формируется особый их вид – чувства. Они выступают как устойчивое переживание, связанное с представлением или идеей о некотором объекте (чувство любви к человеку, к Родине…).

Как психические процессы эмоции и чувства имеют свои особенности: они субъективны, вызывают удовольствие или неудовольствие, спокойствие или возбуждение, отражают характер взаимодействия организма со средой, отличаются большим многообразием.

Чувства носят предметный характер, связаны с представлением или идеей о некотором объекте. Особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней – от непосредственных до высших чувств относящихся к духовным ценностям и идеалам. Чувства выполняют мотивирующую роль. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться, хотя в ряде случаев в силу своей специфики не без трудностей.

В психологии принято подразделять эмоции на стенические и астенические.

Стенические эмоции подготавливают организм к активности, способствуют мобилизации творческих возможностей (состояние, которое иногда определяют как желание «своротить горы»).

Астенические эмоции, напротив, препятствуют осуществлению целенаправленной, осознанной деятельности (тоска, подавленность, эти эмоции вызывают состояние, когда «все валится из рук»).

По признаку доставляемого удовольствия или неудовольствия эмоции делятся на положительные и отрицательные. Также выделяют нейтральные (по своему знаку) переживания, например состояния спокойного созерцания, удивления, любопытства, безразличия.

Основные функции эмоциональной сферы:

1) отражательная – выражается в обобщенной оценке событий;

2) сигнальная – возникающие переживания сигнализируют о потребностях;

3) информационная – эмоции помогают ориентироваться в окружающем мире и оценивать предметы и явления с точки зрения желательности;

4) регулятивная – эмоции включаются в регуляцию поведения4

5) коммуникативная – передается информация о своем отношении к предметам и явлениям;

6) защитная – эмоции могут мобилизовать организм на преодоление препятствий.