logo
GOS_pedagogika_i_psikhologia

2. Мотивы учения младшего школьника.

Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив» и используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека.

Мотивация – процесс внутреннего управления поведением человека, включающий совокупность мотивов, поддерживающих, направляющих и определяющих поведение.

Мотив – это мысли, стремления, чувства человека, связанные с осознанием тех или иных потребностей, побуждающие его к деятельности.

А.Н. Леонтьев выделил два класса мотивов – неосознаваемые и осознаваемые. К неосознаваемым мотивам относятся влечения, конформизм, установки.

Влечения являются внутренним стимулом к совершенствованию определенного действия и выражаются в стремлении удовлетворить недостаточно осознаваемую потребность.

Конформизм проявляется в том, что человек действует неосознанно, выбирая точку зрения других, независимо от того, соответствует она или не соответствует собственной внутренней позиции.

Под установкой понимается неосознаваемое состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к людям или объектам.

Осознаваемые мотивы характеризуются тем, что человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности. К ним относятся интересы, убеждения, мировоззрение личности. Осознание потребностей явилось условием формирования интересов как качественно особых мотивов личности.

Для ответа на вопрос «Почему организм вообще приходит в состояние активности?» анализируются проявления потребностей и инстинктов как источников активности.

Если ставиться вопрос: «На что направлена активность организма?», исследуются проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения.

Потребность – это побуждение к деятельности, которое осознается и переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего-либо, неудовлетворенность чем-то.

Существует много оснований для классификаций потребностей:

По происхождению их делят на: биологические, или естественные (потребность в еде, сне, жилище), социальные (потребность в общественной деятельности, труде, общении), культурные (соответствует требованиям общества).

Функции мотивов:

1) побуждающая (определяет возникновение потребностного состояния);

2) стимулирующая (вызывает дополнительные побуждения, например, с появлением усталости);

3) направляющая (определяет направленность энергии на определенную цель);

4) организующая (включает мысленное планирование действия, анализ, оценку, контроль результата деятельности(;

5) смыслообразующая (придает личностный смысл деятельности);

6) объяснительная (обосновывает действия или поступки, сознательно формулируемые личностью и являющиеся источником ее поведения).

Характеристиками мотива являются: сила, устойчивость и содержание.

Сила мотива определяется интенсивностью мотивационного побуждения.

Устойчивость проявляется в постоянстве интересов. Привычек, мотивационных установок.

К содержательным характеристикам мотива относятся: направленность мотива – личностная, индивидуальная или общественная, коллективная; ориентированность на внешние или внутренние факторы при объяснении своего поведения; удовлетворенность/неудовлетворенность потребностей – биологических или социальных; связь с деятельностью (игровой, учебной, трудовой, спортивной).

В психологии выделяют следующие группы мотивов:

Совокупность мотивов, которые формируются и развиваются в течении жизни человека, называют мотивационной сферой личности.

В процессе развития и формирования личности многие ведущие мотивы поведения становятся характерными для человека. К их числу относят: мотив достижения, или избегания неудачи, стремления к общению, оказания помощи другим, агрессивности, власти и другие. Доминирующие мотивы влияют на черты личности и являются важной психологической ее характеристикой.

Мотив достижения, мотив избегания неудач связан с выбором цели, которую субъект рассчитывает достичь в ходе своей деятельности.

Мотив стремления к общению (аффилиации) проявляется, как направленность человека наладить добрые, эмоционально-положительные взаимоотношения с людьми, в стремлении сотрудничать с ними, постоянно находиться вместе.

Мотив оказания помощи другим лежит в основе альтруистического поведения, которое осуществляется ради блага другого человека по собственному убеждению, без надежды на вознаграждение, без расчета или давления со стороны.

Мотив агрессивности лежит в основе действий, наносящих человеку моральный, материальный или физический ущерб.

Мотив власти проявляется как склонность управлять другими людьми, воздействовать на их поведение разнообразными методами (убеждение, принуждение, внушение, запрещение и т.п.).

Сформированные в процессе жизни и деятельности человека мотивы, ставшие привычными или основными, характеризуют личность и лежат в основе ее типичного поведения.