2. Особенности волевой сферы младшего школьника.
Воля – это способность человека сознательно управлять поведением, мобилизовать все силы для достижения поставленных целей.
Особенностями воли являются: сознательная целеустремленность; связь с мышлением (планирование); связь с движением (активность).
Препятствия и трудности, которые приходится планировать, могут быть дух видов – внешние и внутренние.
Внешние – это объективные трудности и препятствия, неожиданные условия, обстоятельства, противодействия других людей.
К внутренним относятся проявления взаимоисключающих мотивов, побуждений, инертность человека, подавленное эмоциональное состояние, лень, чувство страха и т.п.
Воля присуща только человеку, она возникла в процессе коллективного труда вместе с развитием сознания. Основные функции воли:
выбор мотивов и целей;
регуляция побуждения к действиям при недостаточной или избыточной мотивации;
организация психических процессов в соответствующую систему;
мобилизация физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей.
Принято различать простые и сложные волевые действия. Простые, как правило, имеют два звена – постановку цели и исполнение.
В сложном волевом действии отчетливо обозначены три звена – осознание цели, планирование и исполнение.
Осмысленная, осознанная цель, поставленная человеком, определяет способ и характер его действий, поведения. Если цель неясна, не представлена в сознании четко, действие человека будет лишено целенаправленности. Волевое действие всегда осознано.
Очень часто постановка цели не протекает гладко и спокойно, а, как правило, наоборот, сопровождается борьбой мотивов. В борьбе высших мотивов с низшими формируется воля человека.
Важную роль играет доступность цели. Если цель превышает возможности человека, то он может достичь ее только частично. В том случае, когда цель доступна, но ее трудно достичь, человек ставит ряд промежуточных целей и последовательно борется за их осуществление.
Основными критериями воли являются осознанность и преднамеренность действий, мобилизация сил.
Волевые свойства личности: целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка и самообладание, дисциплинированность, мужество и смелость.
Развитие волевой регуляции у человека осуществляется в нескольких направлениях: преобразование непроизвольных процессов в произвольные; обретение человеком контроля над своим поведением; выработка волевых качеств личности.
Как известно, воля проявляется в умении совершать действия или сдерживать их, преодолевая внешние или внутренние препятствия.
В дошкольном возрасте выполнение ведущей деятельности ребенка — игры — совершается без обязательных волевых усилий. Малыш берет то одну, то другую игрушку и под влиянием возникшего желания начинает играть, так как его деятельность чаще всего связана с непосредственным удовлетворением потребностей. В процессе обучения ребенку необходимо постоянно действовать в соответствии с требованиями учителя или по образцу. Часто учебные действия, совершаемые им, непосредственно его потребностям не удовлетворяют и требуют применения волевых усилий. Так, ученик, желая заслужить похвалу учителя, получить хорошую оценку, выполняет упражнение, направленное на научение правильному написанию букв, или учит таблицу умножения, которая сама по себе его не привлекает.
В младшем школьном возрасте в волевых поступках большую роль играют чувства, которые нередко становятся мотивами поведения. Развитие воли и чувств на этом этапе проходит в постоянном взаимодействии. В одних случаях чувства способствуют развитию воли, в других — тормозят. Так, бурное развитие нравственных чувств под влиянием школьного коллектива (чувства долга, товарищества и др.) становится к III классу мотивом волевых поступков учащихся.
Сначала эти эмоциональные побуждения определяются личными мотивами. Ученик I—II класса на вопрос, почему он не пошел гулять, отвечает так: «Мама будет ругаться», «Боюсь, завтра «двойку» получу», «Интересный рассказ читал» и т. д.
К III классу чувства становятся более социальными: «Надо выучить урок, а то схвачу «двойку», товарищей подведу».
- 1. Педагогика как наука. Основные педагогические категории.
- Категории педагогики
- Структура науки педагогики
- Связь педагогики с другими науками
- 2. Особенности внимания младшего школьника.
- Развитие внимания у младших школьников
- Билет 2
- 1. Общая характеристика педагогических способностей.
- 1 Группа: дидактические способности
- 2 Группа: организационно – коммуникативные способности.
- 3 Группа: личностные способности.
- 2. Особенности мышления младших школьников.
- Виды мышления
- Индивидуальные особенности мышления
- Развитие мышления у младших школьников
- Задания, упражнения, игры, способствующие развитию мышления
- Билет 3
- 1. Воспитание младших школьников в целостном педагогическом процессе. Особенности воспитательного процесса.
- Особенности воспитательного процесса:
- Структура вп:
- 2. Стиль общения родителей с ребенком как фактор развития личности.
- Билет 4
- 1. Характеристика методов формирования сознания личности.
- 2. Психологические особенности адаптации ребенка к школе.
- Виды адаптации и ее продолжительность
- Билет 5
- 1. Характеристика методов организации деятельности и опыта общественного поведения.
- 2. Учет особенностей темперамента в воспитании и обучении младших школьников.
- 1. Характеристика методов стимулирования поведения и деятельности личности.
- 2. Психологический портрет личности младшего школьника.
- Мотивационная сфера.
- Самосознание.
- Общение.
- Билет 7
- 1. Обучение как составная часть педагогического процесса. Сущность процесса обучения.
- Функции обучения. Движущие силы процесса обучения
- Уровни усвоения учебной информации (в.П. Беспалько)
- 2. Особенности формирования характера в младшем школьном возрасте
- 2. Структура характера
- 4. Черты характера и отношения личности
- 5. Формирование характера у младших школьников
- Билет 8
- 1. Урок как основная форма организации обучения. Подготовка учителя к уроку.
- Типы и виды уроков:
- Структурные элементы урока:
- Требования к уроку
- 2. Стили педагогического общения учителя с младшими школьниками. Билет 9
- 1. Разнообразие форм организации обучения и особенности их использования в начальной школе.
- 2. Методы психологии, специфика их применения в работе с младшими школьниками.
- Билет 10
- 1. Воспитательная система школы.
- Движущие силы развития восп. Системы школы
- Этапы развития воспитательной системы школы
- 2. Возрастная периодизация психического развития ребенка.
- Периодизация л.С. Выготского
- Периодизация Эльконина
- Возрастная периодизаЦиЯ
- Билет 11
- 1. Формы воспитания школьников.
- Классификация
- 2. Особенности самооценки младших школьников.
- Динамика развития самооценки неуспевающих детей.
- Психологические особенности детей с низкой самооценкой.
- Развитие адекватной самооценки.
- Способы повышения адекватности самооценки.
- Билет 12
- 1. Содержание образования в начальной школе.
- 3. Принципы и критерии отбора содержания образования
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
- 2. Особенности воображения младших школьников.
- Виды воображения
- Особенности воображения у детей младшего школьного возраста
- Упражнения и игры для развития воображеения
- Билет 13
- 1. Характеристика учебно-методического обеспечения содержания образования в начальной школе.
- 2. Особенности развития памяти младших школьников.
- I. Деление памяти по времени сохранения материала,
- II. По виду анализатора (преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору).
- III. По характеру запоминаемого материала
- IV. По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала (по целеустремленности):
- Процессы памяти
- Свойства памяти
- Развитие памяти у младших школьников
- Билет 14
- 1. Характеристика словесных методов обучения. Опыт их применения в начальной школе.
- Виды по целям
- Технология беседы:
- Типы по назначению:
- 2. Особенности эмоциональной сферы младшего школьника.
- Классификация эмоций и чувств
- Общая характеристика эмоциональной сферы младшего школьника.
- Формирование сдержанности чувств и ее индивидуальные проявления.
- Развитие эмоциональной сферы в процессе общения с учителем
- Нравственные чувства, и их развитие.
- Интеллектуальные чувства.
- Эстетические чувства.
- 1. Характеристика наглядных методов обучения. Опыт их применения в начальной школе.
- Наглядные методы:
- I. Демонстрация
- II. Иллюстрация
- Видео-метод
- 2. Учебная деятельность как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте.
- 1. Широкие социальные
- 2. Узколичностные
- 3. Учебно-познавательные мотивы
- Билет 16
- 1. Характеристика практических методов обучения. Опыт их применения в начальной школе.
- Практические методы обучения:
- Упражнения:
- Виды упражнений:
- III. Практические работы
- 2. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Компоненты психологической готовности к школьному обучению.
- Варианты психологической неготовности.
- Билет 17
- 1. Средства обучения, их классификации. Использование современных средств обучения в начальной школе.
- Наглядные средства в учебно-воспитательном процессе
- 2. Особенности волевой сферы младшего школьника.
- I. В процессе учебной деятельности он должен уметь сосредоточиться и под руководством учителя осознанно выбрать главное существенное для своей деятельности.
- II. Другим условием проявления учащимися организованности, упорства и других волевых качеств является такая организация деятельности, при которой ребенок добивается всего собственными усилиями.
- Самостоятельность.
- Сдержанность.
- Настойчивость и упрямство.
- Билет 18
- 1. Детский коллектив и его роль в формировании личности.
- Типология коллективов
- Этапы развития детского коллектива (по а.С. Макарскому)
- Принцип параллельного действия
- Технологические правила управления детскими коллективом
- 2. Сущность психологического кризиса ребенка 7 лет.
- Билет 19
- 1. Факторы развития личности.
- Факторы становления личности
- Активные преобразовательная деятельность человека
- 2. Сенсорное развитие ребенка младшего школьного возраста.
- Особенности восприятия сюжетной картинки.
- Особенности восприятия формы младшими школьниками.
- Особенности восприятия времени.
- Билет 20
- 1. Методика подготовки и проведения родительского собрания.
- 2.Родительские собрания нужны:
- 6. Правила поведения классных руководителей на родительском собрании:
- 7. Успешность собрания зависит от трёх факторов:
- 2. Современная психология: предмет, задачи, структура, место в системе наук.
- Этапы развития психологии
- Психика как предмет современной психологии
- Основными задачами современной психологии являются:
- Основные методологические принципы
- Отрасли современной психологии
- Билет 21
- 1. Педагогические основы взаимодействия семьи и школы в воспитании младшего школьника.
- 2. Особенности речевого развития младших школьников. Билет 22
- 1. Задачи и обязанности классного руководителя.
- Типы классного руководства
- Функции классного руководителя
- Формы работы классного руководителя с учащимися Классификация:
- Индивидуальные формы
- Групповые формы
- Правила выбора форм работы с учащимися:
- Планирование работы классного руководителя
- 2. Мотивы учения младшего школьника.
- Мотивационная сфера младшего школьника
- Билет 23
- 1. Формы организации внеклассной воспитательной работы в школе.
- Классификация
- 2. Психологические особенности общения младших школьников со сверстниками.
- Билет 24
- 1. Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе.
- 2. Развитие способностей у младших школьников
- Развитие способностей у младших школьников
- Билет 25
- 1. Педагогическая деятельность и ее структура.
- Отличительные черты:
- Структура педагогической деятельности (Кузьмина н.В.)
- Умения педагога (теоретическая и практическая готовность)
- I. Теоретические умения:
- II. Практические умения:
- 2. Особенности психического развития детей дошкольного возраста
- Игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
- Развитие психических функций.
- Развитие личности.
- Билет 26
- 1. Система дидактических принципов и дидактических правил обучения.
- 2. Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.
- 2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста.